Дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем Евангелии мы слышали о большой несправедливости. Если честно смотреть на эти слова, то сразу бросается в глаза, что господин достаточно грубо относится к своим слугам. И не только это, один из них даже называет его «жестоким». И потом этот господин отдает талант тому, у кого уже есть десять талантов. В конце концов, третий слуга не сделал ничего плохого, он просто боялся и не знал, что сделать с тем, что он получил.
И здесь мы открываем один важный момент: часто мы не ценим то, что дает нам Бог. Часто мы не в состоянии это сделать, потому что мы слишком боязливы. И наша боязнь происходит из того, что у нас нет живого отношения с этим Господином, с Единственным Господином нашей жизни, Который и есть Сам Бог. И тогда в нашей жизни происходит то, что мы не знаем, что делать с самой жизнью.
Сколько раз мы теряли время, сколько дней мы буквально не знали, что нам делать, что, увы, принесло вред нашей жизни. Как часто мы не знали, что сделать со всеми дарами или, как говорят, с харизмами, со всеми талантами, которые Бог дал каждому из нас. И тогда понятно, что ту несправедливость, которую мы видим здесь и в которой часто просим Бога дать нам отчет, на самом деле, это не несправедливость, а самая высочайшая форма справедливости. На самом деле, чего хочет господин? Он хочет, чтобы его слуги, его дети, стали творцами своей жизни. Он хочет, чтобы они осознали данное им и использовали это себе во благо, а затем – и ради блага других. В этом и заключается милосердие Божие, которое всегда принимает инициативу, чтобы открыть в нас эти таланты.
Бог подталкивает нас к тому, чтобы мы взяли нашу жизнь в свои руки и не тратили ее понапрасну, чтобы мы тратили ее для спасения наших душ. И тогда наша жизнь наполняется смыслом, вкусом. Мы приобретаем постоянное бодрствование, то есть мы начинаем жить стремлением к Богу. И это не означает, что мы боимся того, что будет с нами в будущем. Наоборот, мы стремимся к этой вечной жизни. Это дает нам проживать нашу жизнь более бодро, более созидательно. Мы начинаем замечать потребности других. Мы начинаем замечать, кто живет рядом с нами, кого раньше мы даже не замечали. Сколько раз мы приходили в храм, а потом даже не могли вспомнить, кто сидел рядом с нами, – настолько мы были сосредоточены на себе.
Иисус, Сам Бог, призывает нас быть открытыми к другим. Это и есть глубинный смысл этой притчи. И тогда бодрствование, о котором нам говорит апостол, это не какая-то тревога или обеспокоенность, а чувство, возникающее именно из-за любви, из-за желания пребывать в Боге.
Знайте, что когда мы рядом с Богом, мы верно ощущаем свое величие. Потому что Бог этого хочет. Он не хочет нашего уничижения, Он хочет нашего смирения. Потому что, как говорит Богородица, именно в смирении проявляется наше величие. Аминь.
Фото: Ольга Дубягина