15 ноября в Культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги Бернарда Натансона «Рука Божья», в которой приняли участие Архиепископ Павел Пецци, директор издательства «Тропа» и один из переводчиков книги Евгений Розенблюм и культуролог, специалист по социальным последствиям аборта, Ольга Кухтенкова.
Приветствуя гостей, Джованна Парравичини отметила, что вопросы, которые поднимает автор, весьма актуальны для всего мирового сообщества, и Россия не является исключением. Эта тема вызывает серьезную полемику между противниками и сторонниками абортов. И вне зависимости от нашего личного отношения к этой теме, «аборт – это поражение всех: поражение женщины, поражение семьи, поражение общества пред лицом решения проблемы». А потому главная задача, которая встает перед обществом, это помочь женщине в принятии решения сохранения жизни будущему ребенку, окружив ее заботой и вниманием, а не осуждением.
Архиепископ Павел Пецци, обращаясь к теме, затронутой в книге «Рука Божья», особо подчеркнул, что «мы должны иметь мужество признать ошибки, допущенные в воспитании, причем не только детей, но в первую очередь родителей». Владыка отметил, что, отвечая на вызов, нам «необходимо не поддаваться общественному течению мысли по этому вопросу, избрав иной путь – путь познания самой сути проблемы, осознав, что мы говорим не о чем-то абстрактном, мы говорим о жизни вполне конкретного человека, который уже живет в утробе своей матери». Далее владыка Павел с сожалением заметил, что «во многих странах ужас проблемы состоит в том, что власть имущие сумели убедить общество в том, что аборт – это «лечение» болезни, которой является нежелательная беременность». При этом те, кто предлагает это самое «лечение» либо забывают, либо не считают нужным предупредить о последствиях, которые влечет за собой аборт, для преодоления которых может понадобиться длительное время.
«Я помню лица женщин, — сказал епископ, — когда я читал лекцию о свободе и затронул тему абортов. Возможно, среди них были и те, кто когда-то сделал аборт. Я видел чувства, которые переживали эти женщины, столкнувшиеся с реальностью, и видел, как они нуждаются в особой помощи и поддержке». Запрет абортов или ужесточение законов за их совершение – это не решение проблемы. По словам владыки, решить вопрос можно лишь, если мы увидим в еще неродившемся ребенке личность, если мы будем помогать женщине преодолевать трудности, с которыми она сталкивается в повседневной жизни. Если мы будем помогать матери и отцу, даже если они не живут вместе, осознать их ответственность за жизнь еще неродившегося ребенка, приняв тот факт, что человеческая жизнь бесценна.
Представляя книгу, Евгений Розенблюм, один из ее переводчиков, отметил, что она носит биографический характер, а ее автор честно, а порой и «беспощадно описывает себя, своих родителей и взаимоотношения, сложившиеся в семье, — постоянное унижение матери со стороны отца-тирана».
Бернард Натансон рос в атмосфере неуважения к матери и женщинам вообще и полного подчинения отцу. Лишенный всякой самостоятельности, он шел по пути, указанным отцом. Будучи уже юношей, поступил в университет, который выбрал для него отец. Даже на личные взаимоотношения с «любимой» девушкой он смотрел через призму взглядов своего отца. Поэтому, когда она забеременела, Бернард не предложил ей создать семью и воспитывать ребенка, наоборот, он требовал сделать аборт, в условиях их запрета и уголовной ответственности, найдя врача и оплатив операцию. Он оправдывает свое поведение тем, что еще молод для создания семьи, что ему нужно учиться и делать карьеру. После аборта они еще какое-то время живут вместе, их связывает «соучастие в преступлении». Но Бернарда заботит только одно – сохранит ли его девушка к нему прежнее отношение, не задумываясь о ее чувствах и вопросе, который ее терзает: «почему он заставил ее избавиться от ребенка».
Ситуация практически в точности повторится спустя двадцать лет, когда Бернард Натансон будет иметь за плечами два неудачных брака, а его нынешняя избранница окажется беременной. Разница будет лишь в том, что аборты к этому времени будут легализованы, а сам Бернард будет одним из тех, кто приложил немало усилий для этого. Поэтому он вполне легально сам проведет аборт, собственноручно убив своего неродившегося ребенка.
Его взгляд на проблему абортов изменяется после появления в 1973 году первых аппаратов УЗИ. Возможности, предоставленные УЗИ, автор сравнит «с исследованием космоса и глубин океана. И если до появления УЗИ в различных научных журналах в год выходило не более 2-3 статей по теме эмбриологии, после – до 1000». Это изменило отношение Натансона к тому, что он делал. Он увидел в эмбрионе не что-то абстрактное, он увидел человека. Его позиция к абортам резко меняется. Теперь Бернард выступает за сохранение жизни, и естественно его деятельность вызывает резкое неприятие его коллег, для которых это возможность заработка. Они честно говорят о том, что на других медицинских процедурах невозможно заработать столько же, сколько на абортах, которые поставлены «на конвейер». Как признается автор книги, сами врачи, чтобы не лишиться рассудка, не впасть в депрессию или не уйти с работы, «учатся» обесчеловечивать не только эмбрион, но и женщину, воспринимая ее как «кусок мяса». И все это приводит к тому, что врачи совершают ошибки, ценой которых становится жизнь и здоровье пациенток.
Как заметил Евгений Розенблюм, такая ситуация характерна и для России. «Через несколько дней после выхода книги на русском языке в российских СМИ широко обсуждался процесс по делу врачей, действия которых привели к ущербу здоровья пациентки как следствию сделанного ей аборта, и это был не единичный случай в этой больнице».
Возвращаясь к книге, Евгений рассказал, что после того, как Натансон увидел на УЗИ ребенка в утробе матери, увидел, как он пытается защититься от инструмента врача, «он жил в ужасе, помышляя о самоубийстве, осознавая, что совершил, проведя 60 000 абортов, и какое чудовище он выпустил на волю, легализовав аборты. Он обрел мир в душе лишь после обращения в христианство, крестившись в возрасте 70 лет».
Завершая свое выступление, Евгений отметил, что «книга, которую можно назвать хрестоматией в защиту жизни, это не история покаяния в силу религиозного обращения. Это изменение сознания было вызвано чисто научным подходом. Автор в ней открыто говорит о том, как сторонники легализации абортов идут на подлоги, подменяют статистику, не сообщают всей правды об опасности аборта для самой женщины. А зачастую – формируя в общественном сознании облик врага, на роль которого избрали Католическую Церковь, которая открыто выступает против абортов.
В Америке, где сильны антикатолические настроения, вину за каждую смерть от нелегального аборта возлагают на Католическую Церковь. Причем эта тактика стала распространяться и на европейские католические страны. Например, в 2020 году в Польше разразилась истерия по поводу смерти пани Агнешки, смерть которой произошла из-за непрофессионализма врачей, которые вовремя и в полном объеме не оказали помощь пациентке, и она умерла от сепсиса. Но некоторые СМИ ее смерть представили как результат государственного запрета на аборты».
Ольга Кухтенкова, специалист по социальным последствиям абортов, подчеркнула, что очень часто аборт подается как решение проблемы женщины, а на самом деле, он является решением проблемы безответственного мужчины. При этом аборт – это не выбор самой женщины, а то, что навязывает ей общество, сознанием которого манипулируют те, кто получает выгоду как от самих медицинских процедур, так и от производства абортивных лекарств. При этом никто не говорит об опасности и последствиях абортов, наоборот, их представляют, как самое простое и эффективное средство избавления от нежелательного ребенка.
Как заметила Ольга, Бернард Натансон в начале своей врачебной карьеры был искренне уверен, что он защищает права женщин, только потом он, раскрыв для себя весь ужас собственных действий, осознал последствия, переживаемые женщинами, сделавшими аборт. И в первую очередь это психологические проблемы. Как свидетельствуют последние исследования, 60% женщин, идущих на аборт, это те, кто нуждается в поддержке (материальной, моральной), и если им таковая будет оказана, они готовы принять своего ребенка, еще 40% вынуждены сделать аборт из-за давление со стороны.
История легализации абортов, начавшаяся в начале ХХ века, затронула наше молодое поколение, когда 14-15 летние подростки говорят об аборте как о чем-то естественном, чем можно прикрыть свою половую распущенность и отсутствие воспитания.
«Поэтому если мы сегодня не видим в эмбрионе человека, — сказала Ольга, — то завтра, взглянув на старика, мы увидим в нем помеху для нашей жизни, а значит, он подлежит эвтаназии. Возможно, именно поэтому человеку с военным посттравматическим синдромом вместо лечения мы с легкостью предлагаем всю ту же эвтаназию. Или когда женщине говорят, что раз ты не можешь обеспечить ребенку «достойную» жизнь – хорошее образование, хорошее жилье и прочее, то зачем его рожать? Все это ведет к тому, что общество не видит в матери бутон жизни, мать и ее ребенок становятся помехой для мужа, для семьи, для общества. Поэтому, когда обесценивается женщина и ее ребенок, обесцениваются и отцы, и мы культивируем культуру смерти», — закончила свое выступление Ольга Кухтенкова.
В заключительной части презентации присутствующие смогли задать интересующие их вопросы, которые большей частью относились к ситуации, которая сложилась в настоящий момент в России, где в ряде регионов введен запрет на аборты для частных клиник. Поясняя сложившуюся ситуацию, ведущие встречи отметили, что эта позиция государственных органов связана с тем, что частные лечебные учреждения, заинтересованные в извлечении большей прибыли, зачастую имеют серьезные нарушения в деятельности, что влечет необратимые последствия для здоровья пациентов, а также не соблюдают, так называемый режим «недели тишины», когда женщине обратившейся с просьбой об аборте, дают неделю для принятия окончательного решения.
Отвечая на вопрос насколько российская статистика об абортах точна, ведущие ответили, что она неполная, так как в нее не входит медикаментозное прерывание беременности, что составляет примерно 1,5 млн случаев в год.
Подводя итог сказанному, ведущие отметили, что в ребенке в утробе матери нужно видеть конкретную жизнь, а прерывание беременности понимать как убийство. Поэтому нельзя рассматривать аборт как «лекарство» от безответственности и отсутствия воспитания. И что мы все несем ответственность за то, что происходит в нашем обществе. Каждый из нас несет свою личную ответственность, даже если мы говорим, что мы сами не участвуем в происходящем, но своим молчанием или осуждением беременной женщины мы поддерживаем аборт, который становится опцией умалчивания для решения проблемы. И мы должны воспитывать культуру, которая изменит отношение к жизни в обществе.
Текст и фото: Ольга Дубягина