Ваше высокопреосвященство, дорогой владыка Джованни, нунций нашего любимого Папы Франциска!
Дорогие собратья во священстве, монашествующие, возлюбленные братья и сестры!
Сегодня, как и каждый Великий четверг, мы слышим рассказ, переданный нам апостолом Иоанном о трапезе, о том ужине, который непосредственно происходил накануне смерти Иисуса. И, как мы все знаем, на этой трапезе Господь Иисус переделывает, можно сказать, трансформирует Пасху для израильского народа в Свою Пасху, особую Пасху, особый Исход, особый Переход. Переход от смерти к жизни. Но апостол Иоанн не рассказывает прямо, как это делает апостол Павел, о чем мы также слышали сегодня, как Иисус совершил Евхаристию, о том, что потом будет называться Евхаристией.
Иоанн сообщает нам о другом событии. Если вы внимательно слушали чтение, оно (событие) может показаться нам странным. Иоанн говорит, что Иисус встал во время трапезы, чтобы омыть ноги. Но как это – во время трапезы омыть ноги? Это было достойным служением хозяина, принимающего у себя родственников и гостей. Но это делалось как раз до ужина, до трапезы, а Иисус наоборот делает это во время трапезы. И это потому, что для Иисуса служение было радостью: «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, а для того, чтобы служить» и в другом месте Сам Иисус говорит о том, что в Царствии Небесном Сам Царь посадит вас за стол и Он будет вам служить, подавая еду и вино.
Первое, на что хочет обратить наше внимание апостол Иоанн, это уникальность Его служения. Уникальность заключается в том, что для Иисуса служение – это радость, удовольствие. Для нас же это превращается в вопрос: а когда мы служим, например, дома, в семье, или на работе, делаем ли мы это с удовольствием, или для нас это в тягость? Или, может быть, мы хотим, чтобы нам служили жена, муж, дети или коллеги, то есть те, кто ниже нас по статусу или должности?
Это переворачивает нашу жизнь. Но этот переворот имеет свои выгоды. Иисус показывает, что через служение, мы получаем облегчение, нам становится проще жить. Почему? От осознания, почему мы служим, которое отсылает нас непосредственно к Самому Богу, сообщая нам, что сама жизнь – это великий дар, полученный нами. Как нам воспользоваться этим даром? Использовать все свои таланты, все свои дары на благо, на служение, то есть ради того, для чего мы появились на свет.
Иисус совершает Свое служение в молчании. Молчание – это второй главный аспект этого дня. В конце сегодняшнего богослужения нет ни благословения, ни отпуска, мы остаемся в молчании, хотя бы на некоторое время перед Иисусом в Евхаристии, потом молча уходим.
Молчание – это то, что необходимо в нашей жизни, в нашем дне, иначе остается и умножается только шум. И не только внешний, а внутренний духовный шум, который нам ничего не дает. Духовный, внутренний шум только умножает путаницу. Духовный, внутренний шум не позволяет нам видеть свет нашей жизни, не позволяет нам почувствовать радость служения. В шуме мы беспокоимся, как зарабатывать больше, чтобы жить лучше, спокойнее, забывая, что и у жизни есть конец. И кому достанется собранное нами?
Иисус же не только молчит, после омовения ног апостолов Он входит с ними в диалог. И как это часто было с Иисусом, Он Сам начинает диалог, разговор, беседу, и начинает с вопроса, для того, чтобы стимулировать своих слушателей, в этом случае – апостолов, чтобы они обращали внимание на главное. Иисус говорит, что главное – это просто повторение служения, это вхождение в перспективу служения и не в перспективу обладания, вхождение в перспективу служения, а не в перспективу, чтобы служили нам, вхождение в перспективу мира, а не ненависти, все это находит отражение служении.
Иисус говорит об этом очень просто: если Я так делал, то и вы делайте, и добавляет: «друг другу». Потому что, если мы не служим тем, кто живет рядом с нами, то вряд ли мы будем служить тем, кто далеко от нас. И здесь, конечно, каждый может подумать о своем опыте, о терпении, которое нужно для того, чтобы принимать друг друга в семье, на работе, о том, как непросто иногда принимать людей, которые болеют, которые обижают нас.
Вот почему вершина служения – это отдача себя полностью. И это то, что происходит в Евхаристии. В Евхаристии Иисус отдает нам Себя полностью, чтобы мы также могли отдать себя друг другу, ради построения новых отношений между нами. Свидетельствуя об этой взаимной любви, мы можем привести других людей ко Христу. Аминь.
Фото: Ольга Дубягина
Полный фотоотчёт: Великий четверг 2023