Согласно кан 515 ККП приход – это «определенная община верных Христу, постоянно учрежденная в отдельной Церкви, пастырское попечение о которой под руководством диоцезного епископа поручается настоятелю как его собственному пастырю». Кан. 518 ККП определяет, что, приход, как правило, охватывает «всех верных Христу, проживающих на определенной территории».
В то же время Инструкция Конгрегации по делам духовенства «Пастырское обращение приходской общины в служении евангелизационной миссии Церкви» (29.06.2020) (далее – Инструкция) обращает внимание на изменение понятия территории в современных условиях. Приход как живая община естественным и неизбежным образом соотносится с социокультурным контекстом места и времени. Одной из характерных черт современного мира является мобильность и так называемая цифровая культура, которые «раздвинули границы» жизнедеятельности и общения. «С одной стороны, жизнь людей всё меньше отождествляется с определённым и неизменным контекстом, скорее протекает в «глобальном и пёстром селении»; с другой стороны, цифровая культура необратимо изменила наше восприятие пространства, а также речь и поведение людей, особенно из молодых поколений» (Инструкция, п.8).
Быстрота изменений, калейдоскоп культурных моделей, лёгкость перемещений и скорость коммуникации трансформируют восприятие пространства и времени: «связь с территорией ощущается всё меньше, мест жительства у человека становится много, а межличностным отношениям грозит опасность раствориться в виртуальном мире без обязательств и ответственности за то, как мы выстраиваем общение с другими людьми» (Инструкция, п.9).
Эти и ряд других характеристик современного мира оказывают значительное влияние на территориальную конфигурацию прихода. «Сегодня территория – это уже не только ограниченное географическое пространство, но контекст, где каждый ведёт свою жизнь, состоящую из отношений, взаимного служения и старинных традиций. Именно на этой «экзистенциальной территории» Церковь решает задачи, стоящие перед нею в обществе. Похоже, что в прошлом осталось пастырство, замкнутое в территориальных границах прихода. Зачастую самим прихожанам уже непонятен такой стиль» (Инструкция, п. 16).
Этот опыт современных изменений жизни дополняется историческими особенностями Католической Церкви в России, для которой характерно рассеянное проживание верующих на обширных территориях. При этом возрождение приходов в последние 30 лет происходило по мере (или в перспективе) возвращения исторических храмов, а не строительства храма или часовни для нужд уже сложившейся жизнеспособной общины верующих. В силу данных обстоятельств в большинстве приходов сложилась модель, имеющая характер скорее персональный, чем территориальный.
В то же время Инструкция подтверждает и уточняет, что «в каноническом плане территориальный принцип полностью сохраняет свою силу, когда того требует право» (Инструкция, п.16) — в частности, в отношении определения местожительства (см. ККП, кан. 102), рукоположения (см. ККП, канн. 1015-1016), брака (см. ККП, кан. 1108).
Одновременно кан. 518 ККП указывает на возможность иных критериев определения таких приходских общин, в частности, предусмотренное Инструкцией о пастырском окормлении мигрантов, образование персональных приходов по национально-культурному критерию.
Кроме того, согласно кан. 107 ККП каждый католик в силу местожительства и временного местожительства получает собственного настоятеля, что требует указать для всей территории Архиепархии территории пастырской ответственности соответствующих приходов.
Впервые установление принципов и норм разделения территорий приходов и канонических полномочий их настоятелей в Архиепархии Божией Матери в Москве было осуществлено генеральным Декретом №83/10 от 13 апреля 2010 г. Опыт применения этого Декрета, произошедшие изменения социально-культурных обстоятельств жизни приходских общин и появление Инструкции «Пастырское обращение приходской общины в служении евангелизационной миссии Церкви» побуждают к пересмотру норм и изданию настоящего Декрета.
Целью Декрета является не ограничение прав верующих приступать к таинствам, участвовать в катехизации и любых других формах деятельности в приходах вне собственного местожительства, но помощь и стимулирование настоятелей приходов к более ответственному, полному и творческому пастырству на вверенных им территориях в духе взаимодействия и сотрудничества с пастырями соседних приходов.
Настоящим Декретом,
выслушав, в соответствии с кан 515 § 2, мнение пресвитерского совета,
устанавливаю принципы разделения канонических полномочий и пастырской ответственности приходов Архиепархии Божией Матери в Москве.
1. Приходы Архиепархии являются территориальными, за исключением приходов, указанных в п. 7 настоящего Декрета.
2. Верные могут принадлежать одновременно к нескольким приходам – территориальным на основании постоянного и временного проживания, или персональному – по культурно-национальным признакам, в связи с личным или семейным обычаем, удобством и т. п.
2.1. Согласно канн. 102 и 107 ККП, по факту постоянного или временного проживания каждый католик получает принадлежность к территориальному приходу и собственного приходского настоятеля.
2.2. По персональному критерию верующие могут принадлежать также к одному из приходов вне территории проживания. Принадлежность к приходу по персональному критерию возникает только из регистрации на основании личного заявления, не наследуется, прекращается при смене местожительства за пределами субъекта федерации либо на основании личного заявления.
2.3. Для регистрации принадлежности по персональному критерию в приходах должна вестись отдельная книга. При внесении этих записей приходской настоятель должен установить и удостоверить факт крещения и других таинств, а также принадлежности к той или иной Церкви собственного права.
2.4. Верующие, надлежащим образом и в установленный срок (до 12 июня 2011 г.) оформившие персональную принадлежность к приходам согласно пп. 9.2 и 9.3 Декрета о разделении канонических полномочий и пастырской ответственности приходов Архиепархии Божией Матери в Москве от 13 апреля 2010 г., автоматически сохраняют ее.
2.5. Кроме случаев, предусмотренных в п. 3.4. настоящего Декрета, заявление о принадлежности по персональному критерию к приходу вне территории проживания верующие в Центральном регионе подают на имя Архиепископа, а в Северо-Западном регионе на имя генерального викария Архиепархии с дополнительными полномочиями в Северо-западном регионе, а после получения их разрешения представляют приходскому настоятелю персональной принадлежности.
2.6. Как правило, супруги-католики и их несовершеннолетние дети должны принадлежать к одному и тому же приходу.
3. Устанавливаются следующие принципы полномочий, пастырской ответственности и взаимодействия приходских настоятелей:
3.1. Полномочия приходского настоятеля и его пастырская ответственность распространяются на всех католиков латинского обряда, проживающих на территории субъекта федерации (области или края), в которых расположен приход, за исключением субъектов федерации, в которых установлено несколько приходов, включая принадлежащих к другим приходам по персональному критерию, и католиков других обрядов, если они не имеют собственного настоятеля, а также на католиков, имеющих принадлежность к приходу по персональному критерию. Для субъектов федерации с несколькими приходами полномочия настоятеля распространяются только на территорию прихода.
3.2. На собственной территории приходские настоятели и, под их руководством, другие священнослужители обязаны заботиться о надлежащей организации пастырства и евангелизации. В частности, это касается пастырских визитов в семьи, посещения больных, благотворительных инициатив, заботы о медицинских учреждениях, местах лишениях свободы, кладбищах.
3.3. Священнослужителям следует охотно отзываться на просьбы верующих и оказывать им необходимую пастырскую помощь и поддержку также вне границ собственных приходов, извещая при этом приходского настоятеля данной территории или получая его разрешение в случаях, предусмотренных правом.
3.4. При записи на катехизацию, преподании таинств Крещения, Миропомазания, Елеопомазания, при Первом Причастии, посещении больных и отпевании лиц, проживающих на территории другого прихода, священнослужитель обязан проинформировать об этом настоятеля соответствующего прихода.
3.5. Верующие имеют право участвовать в богослужениях и катехизации, включаться в различные формы приходской жизни и пользоваться духовной и пастырской поддержкой также вне прихода территориальной и/или персональной принадлежности. Не ограничивая этого права, священнослужители, особенно приходские настоятели, должны четко информировать верующих, к какому приходу они принадлежат по территориальному критерию и кто является их собственным приходским настоятелем в силу кан. 107.
3.6. Ничто не препятствует созданию и развитию межприходских групп, мероприятий и инициатив.
4. В Пермском крае приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в г. Перми имеет полномочия во всем крае, за исключением территорий, отнесенных к полномочиям прихода Марии – Царицы мира в г. Березники.
5. В Псковской обл. приход Пресвятой Троицы в Пскове имеет полномочия во всей области, за исключением Великолукского, Куньинского, Невельского, Новосокольнического, Пустошкинского, Себежского и Усвятского р-нов, относящихся к территории прихода Святого Антония в Великий Луках.
6. Границы полномочий и пастырской ответственности приходов в Москве и Московской обл, Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Калининградской обл. определяются отдельными декретами.
7. Следующие приходы Архиепархии являются персональными: Приход Св. Людовика, Приход Богоматери Доброй Надежды, Приход Св. Андрей Ким, Община немцев католиков.
8. Учитывая размеры территорий пастырской ответственности приходов, необходимо признать, что физическая невозможность существенно ограничивает настоятеля в его обязанности преподать таинства каждому католику на территории своей пастырской ответственности, и освобождает самого католика от обязанности обратиться к католическому священнику за таинствами. При этом следует помнить о праве католиков в этих случаях просить о таинствах у служителей некатолических Церквей.
9. Границы территорий приходов и полномочий являются обязательными в вопросах полномочия настоятелей по отношению к каноническому браку и другим таинствам, выдачи рекомендаций и свидетельств из прихода, а также членства прихожан в приходских советах со дня вступления Декрета в силу.
10. Настоящий Декрет прекращает действие Генерального Декрета №83/10 от 13/04/2010 «О разделении канонических полномочий и пастырской ответственности приходов Архиепархии Божией Матери в Москве».
Настоящий декрет подлежит публикации на сайте Архиепархии и вступает в силу в Торжество Пятидесятницы, 5 июня 2022 г.
Архиепископ Павел Пецци,
Митрополит Архиепархии
монс. Сергей Тимашов,
канцлер Курии
Москва, 29 апреля 2022 г.
Праздник Св. Екатерины Сиенской,
покровительницы Европы
№ _84 / 22