Дорогие братья и сёстры!
Торжество всех Святых и завтрашнее поминовение всех усопших настойчиво ставят перед нами основополагающий вопрос: «Всё ли заканчивается смертью, или же существует что-то после неё?» Во всех народах и во все времена мы видим не находящий успокоения протест перед несправедливостью конечности жизни, потому что жизнь требует «бес-конечности». Поэтому, многие люди думали, что жизнь продолжается в их детях, внуках, в друзьях, оставшихся, чтобы хранить память о том, кто ушёл в другой мир, а для некоторых, может быть более удачливых людей, эту функцию исполняли их дела, слава, наследие.
Однако, во всех народах мы находим также явное чувство иллюзорности этого потустороннего будущего. Часто можно встретить образ листвы, которые опадает с дерева. Или, с другой стороны, мы находим образы потустороннего мира, где обитают «тени». Все это свидетельствует об упорной вере человека, который не желает смириться с исчезновением в ничто своих любимых близких и своих переживаний, связанных с ними.
Если мы сегодня находимся здесь — то это потому, что мы твёрдо веруем, что существует реальная жизнь после смерти. Уверенность эта происходит не из философских размышлений, а из живого свидетельства, которое приходит к нам вот уже две тысячи лет. Кто-то увидел Христа воскресшего — не как оживший труп, а как личность того же прежнего Иисуса из Назарета, но вошедшего в новое измерение жизни, телесное, но одновременно уже неподвластное времени и пространству. Он оставался с нами сорок дней после Своего воскресения, чтобы передать нам этот важную весть для истории человечества. Если бы жизнь заканчивалась смертью, если бы мы рождались из ничего, чтобы возвратиться в ничто, то и жизнь в настоящем потеряла бы свою красоту, свою разумность, и стала бы пространством великой несправедливости и великой войны.
Сегодня редко кто говорит о жизни после смерти, и о нашей реальной судьбе: о счастье. Понятно, почему мир не говорит об этом — потому что мир не верует это. Но не совсем понятно, почему мы, служители Церкви, так редко говорим об этом. Часто это связано с тем, что люди ошибочно думают, что разговоры о смерти и о жизни после смерти могут украсть что-то от их сегодняшней жизни. Сколько раз меня не допускали к больным, потому что – говорили они – присутствие священника может напугать больного! И в результате я мог прийти к больному только тогда, когда он уже был не в состоянии меня слышать.
Но вера в жизнь после смерти делает эту жизнь более созидательной! Чтобы готовиться к смерти, человеку нужно окончательно примириться с своим прошлым и открыть путь к бесконечному будущему счастья. Если нет реальной будущей вечной жизни, то что или кто вознаградит замученных и убитых детей? людей, безвестно погибших на войне и забытых? жертв насилия и ненависти? нищих, ничего не имевших в этой жизни? Мысль о потусторонней жизни не отвлекает нас от борьбы за справедливость в этом мире, а позволяет нам исполниться ненависти, когда происходят несправедливости. Потому что существует место, где будет справедливость восторжествует для всех. И существует Господь и Сотворитель, Который смотрит и судит человека по его делам, а не по тому, что о нём говорят люди.
Что мог думать Святой Максимилиан Колбе, когда в лагере отдал свою жизнь ради человека, который даже не разделил его веру и надежду? Но он предложил свою жизнь вместо жизни другого, потому что знал, что над этой несправедливостью будет торжествовать иная справедливость. Он знал, что его жизнь идёт не в ничто, а к свету, в славу Божию.
Дорогие братья и сёстры, сегодня, читая в символе веры слова «верую в воскресение мёртвых, в общение святых и в жизнь вечную», не забудем о том, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (ср. Рим 8,18). Вот, что значит торжество всех святых! Всё, что с нами происходит, побуждает нас веровать в жизнь после смерти. Каждый в глубине своего сердца желает «навсегда». Навсегда быть любимым, навсегда знать истину, навсегда видеть красоту и справедливость! И это наше желание не является лишь добрым намерением, оно основано на свидетельстве о факте: событие воскресения Христа, о котором Церковь не перестаёт говорить и свидетельствовать.
Жизнь вечная — это не поле цветов, где мы, немного со скукой, будем вечно смотреть на Бога.
Жизнь вечная — это «место», где всё благо, которое мы пережили в этой жизни, будет умножено в тысячи и тысячи раз, и где мы найдём ответы на все наши вопросы.
Жизнь вечная — это самый прекрасный и немыслимый сюрприз.
И уже сейчас мы можем предчувствовать всё это, потому что всё доброе, красивое, любимое, что мы будем делать в этой жизни, станет уже сейчас залогом тех благ, той истины и красоты, которые сейчас мы видим, как первый луч зари, а тогда – как солнце в полдень. Аминь.
Фото Ольги Дубягиной