14 января в онлайн формате прошла общеепархиальная Синодальная встреча, посвященная осмыслению рабочего документа континентального этапа Синода. Приводим полный текст заключительного выступления архиепископа Павла Пецци.
Хочу выразить огромную благодарность за эту встречу, за ваши выступления и также за вклад всех общин в настоящую «реформацию» Церкви.
Папа Бенедикт, ещё будучи кардиналом, делал доклад, в котором назвал Церковь компанией, общиной, которая всегда находится в процессе реформации. Этот процесс начался с рождения Церкви и он никогда не перестает. Если он блокируется, происходят схизмы или революции, но это не в духе Церкви. Независимо от всех дефектов или неполноты объяснений, упущенных моментов, этот документ, как и наша дискуссия, дал мне и, надеюсь, каждому из нас возможность глубже ознакомиться с реальной ситуацией Церкви во всем мире. Есть ли другая организация, имеющая такой формат общения? Это великолепно!
Я хочу предложить вам несколько вопросов для дальнейшего личного и общинного распознания.
Первый из них: как я воспринимаю себя – внутри общения Церкви, внутри синодальности или как внешний зритель или профессиональный консультант?
В сегодняшнем мире без сознательной и свободной принадлежности мы не можем выдержать давление, прежде всего, в обществе, но и внутри Церкви. В связи с этим зададим себе второй вопрос: какова моя принадлежность? Я ответственно участвую в принадлежности Христу или просто занимаю какое-то место? От этого зависит также, каково моё свидетельство, в Церкви и в мире. Какое свидетельство я даю? О моей печали? О том, чего нет? Или о том, что Христос присутствует и действует? Какие чудеса я замечаю в своей жизни?
Другой аспект, связанный со сказанным выше, – служение. Оно зависит от моего сознания принадлежности. Если у меня ложное представление о Церкви, вряд ли я смогу воспринимать свою жизнь, своё действие в Церкви и в мире как служение. Спросим себя: что такое для меня Церковь? Это открытое пространство, где существует ясная идентичность? Или это одна из многих организаций в этом мире?
Связан с этим и диалог, о котором мы так много говорили. Вступая в диалог, я руководствуюсь реальным желанием принять другого? Или это только желание утвердить до конца свое мнение? Ищу ли я в диалоге Христа, то есть истину, или только мои интересы, защиту моих мнений?
Хочу отметить и два других важных момента, о которых говорилось сегодня. Это внешнее давление на христиан и наша роль в этом моменте истории. Думаю, необходимо осознать это давление. Сегодня оно очень сильное. Это особенно видно в двух областях — это область воспитания или образования и область здравоохранения и заботы об отверженных и уязвимых в обществе. Спросим себя: есть ли для меня место в Церкви, где происходит постоянное воспитание, которое позволяет мне выдерживать внешнее давление? Я на самом деле внимателен к слабым и отверженным? Они не исключены априорно из поля моего зрения?
И второе. Кто-то напомнил выражение тогдашнего кардинала Ратцингера о творческих меньшинствах. Творческие меньшинства — это не обязательно большие общины, скорее всего речь идёт о маленьких общинах; но общины, где происходит постоянное воспитание, где внимание к отверженным — это не просто галочка, а желание передать жизнь во Христе — это не только долг, а радость. Вот будущее нашей Церкви скорее принадлежит таким общинам, которые смиренно будут жить встречей с Христом и распространять её.
Может быть, в марте мы получим указания для развития дальнейшего пути на поместном уровне. А пока оставляю вам эти вопросы, чтобы положительно и конструктивно использовать это время и продолжить наш синодальный процесс.
Фото: Ольга Дубягина