Юбилейные храмы: храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Орле

В преддверии визита Архиепископа Павла Пецци в Орёл рассказываем об истории местной общины и одного из Юбилейных храмов Архиепархии, в который можно совершить паломничество с 29 декабря 2024 по 28 декабря 2025 года и получить индульгенцию Юбилейного года.

Римо-католики проживали в Орле уже в 40-е годы ХIХ века. В описях имущества Орловского костела упоминаются приходские метрические книги регистраций рождений и крещений, предбрачных экзаменов, бракосочетаний, смертей, ведущиеся с 1849 года. Из них сохранилась только одна – записи экзаменов лиц, вступающих в брак. Она велась военным капелланом 6–го Округа Отдельного Корпуса Внутренней Стражи Бенигнусом Липеном, с фигурой которого и связана история строительства первого храма.

Согласно записям этой книги, в 1852 году он обслуживал и Орловскую губернию, и непосредственно город Орел. В 1855 году он был переведен туда из Смоленска на постоянное место жительства. В его обязанности входило совершение богослужений и всех треб по Римско–Католическому обряду, как для воинских чинов, так и для всех лиц гражданского ведомства католического вероисповедания, проживающих не только в Орле, но и в Калужской, Смоленской и Тульской губерниях.

В разные годы, начиная с середины ХIХ века, католические священники, служившие в Орле, являлись одновременно законоучителями для католиков в высших и средних учебных заведениях города: Орловском Бахтина кадетском корпусе, Александринском институте благородных девиц, в ряде государственных и частных мужских и женских гимназий, где обучались лица соответствующего исповедания.

Если говорить о появлении в Орле католической церкви во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, доподлинно известно следующее.

Строительство исторического храма

8 апреля 1858 года Бенигнус Липен подписал купчую на приобретение пустопорожнего усадебного места со строениями у надворной советницы Марии Дмитриевны Рудневой в 3 части г. Орла для Римско–Католической церкви.

В 1859 году в Орле и Орловской губернии проживало 2628 католиков, согласно примечанию к 1–му пункту 125 ст. ХI тома свода законов Устава Духовных Дел иностранных исповеданий (изд. 1857 г.), где сказано: «приход церковный, имеющий одного священника, должен состоять не менее как из ста дворов прихожан».

Прихожане эти принадлежали к разным сословиям из числа постоянных жителей города Орла и временно пребывающих (иностранных подданных, офицеров, кадетов и солдат Орловского Бахтина кадетского корпуса и воинских частей расквартированных здесь, а также из жандармских чинов).

Строительство было начато примерно в 1860 году, после получения разрешения на строительство церкви и дома при ней на добровольные пожертвования прихожан и «прочих лиц». 7 сентября 1861 года Орловская Губернская Строительная и Дорожная Комиссия на прошение церковного старосты, штаб-офицера Корпуса жандармов полковника Ивана Дементьевича Арцишевского, «признала необходимым для украшения здания сделать изменение по плану и поставить башню на середине фронтона». Проект «строящейся в г. Орле Римcко-Католической Церкви, с показанием … предполагаемых в ней изменений» (дозволенных той же Комиссией 21 сентября 1861 года) имеет автограф городского архитектора, академика Иосифа Франциевича Тибо–Бриниоля (1820–1895), возможно,причастного к разработке всего замысла. Сооружение церкви завершилось 1864 году и 29 августа она была торжественно освящена.

Архитектура и убранство

Орловская приходская церковь во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии была воздвигнута в 3-й части города Орла на углу Садовой (красивой улицы в престижной центральной части города, на которой находились особняки дворян, преимущественно иностранного происхождения) и Введенской улиц (ныне ул. Горького и 7-го Ноября). Построена в готическом стиле из кирпича. Имела вид вытянутого прямоугольника длиною 11 саженей и шириною 5 саженей и 1 аршин. Главный фасад с треугольным щипцом (фронтоном) был обращен на Садовую ул. Его углы были акцентированы двумя несколько выступающими частями, трактованными как две восьмигранные декоративные башни с фигурными шатровыми завершениями, поднимающимися над основным объемом здания. На них были установлены латинские кресты на металлических шарах. Над серединой щипца имелась небольшая надстройка, в нише которой помещалась беломраморная скульптура Пресвятой Девы Марии. Сзади к этой надстройке примыкала центральная, более высокая, восьмигранная башня, также увенчанная крестом на шаре. Под ней была устроена небольшая деревянная обитая листами железа колокольня с двумя окнами по боковым сторонам. Вся крыша и три башенки были покрыты железом. Колокольня имела три колокола.

Главный фасад по центру прорезала неглубокая вертикальная полуциркульная ниша, с круглым окном-розеткой в верхней части и полуциркульным профилированным порталом. Окно имело дубовую фигурную раму с мотивом равноконечного креста и с разноцветными стеклами. Входная дверь была двухстворчатая, дубовая, резная. Площадку паперти у входа в церковь выстилала каменная плитка, к ней вела лестница из десяти каменных ступеней на три стороны, с уступом посередине. Плоскость обеих боковых фасадов декорировали фигурные пилястры, чередующиеся с семью стрельчатыми окнами с двойными дубовыми рамами готического рисунка, с разноцветными стеклами в верхней части и с металлическими решетками. Над карнизом по боковым фасадам был выложен поясок прямоугольных зубчиков, наподобие небольшого аттика, перемежаемый семью небольшими четырехгранными башенками с шарами на их острие, расположенными, соответственно, над пилястрами. Такого же рисунка, но более мелкие пояски проходили по верхней части скосов главного фасада и по верху двух декоративных башен.

За входной дверью находился небольшой притвор, из него по правую сторону одностворчатая дверь вела на хоры а другая такая же дверь, глухая, в часовню (вход в которую был непосредственно из церкви). Хоры были устроены над притвором и часовней. В церковь из притвора вела еще одна двухстворчатая резная дубовая дверь. Внутреннее пространство церкви имело один неф. Потолок был «эллиптический», стены декорированы лепными пилястрами и карнизами. Алтарей было три. В той части церкви, где располагался центральный, главный алтарь, была возведена деревянная перегородка, вышиною почти до потолка, имевшая форму дуги, обращенной концами к главному входу. В середине дуги помещался главный алтарь во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а по концам располагались боковые алтари: с правой стороны – во имя св. Антония Падуанского и слева – во имя Святейшего Сердца Иисуса, с деревянными престолами с резными украшениями. Пространство между этой перегородкой и задней стеною храма образовывало сакристию, а площадь дуги – пресвитерий.

Такая планировка со временем становилась все менее удобной, вследствие чего в 1909-1911 годах была осуществлена перепланировка внутреннего интерьера и внесены некоторые изменения в наружном облике храма. К заднему фасаду храма была пристроена новая кирпичная сакристия (инженер-технолог Г.С. Бржозовский), соединенная с храмом внутренней дверью и имевшая входную дверь со стороны двора, заключенного в ограде храма. Были переоборудованы главный и боковые алтари, расширены хоры, так чтобы они могли вместить орган, которого прежде не было и который был приобретен на пожертвования прихожан у заграничной фирмы. На хорах также находилась одна из фисгармоний.

Главный алтарь был заказан в Варшаве в фирме «Шпетковский и К». «Алтарь должен быть сооружен из массы монументальной, не подвергающейся влиянию сырости, так называемой мозаичной. Окраска алтаря должна быть белой краской с отделкой под каррарский мрамор, резьба частично должна быть позолочена червонным золотом» (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 83). Пресвитерий теперь отделяла фигурная металлическая полукруглая решетка, концами примыкающая к задней капитальной стене церкви, посередине решетка имела двухстворчатые дверцы. В капитальной стене справа от главного алтаря находилась небольшая дверь в пристройку – сакристию.

Главный алтарь, вышиною около 3 аршин, был выполнен в готическом стиле и представлял собою в верхней части 5 ниш, образованных тонкими высокими колонками (вокруг средней ниши собранными в пучок), увенчанными треугольными ажурными вимпергами с крабами и фиалами – с крабами и флеронами. Вимперги и фиалы над центральной нишей превосходили размерами боковые. В средней нише помещался живописный Престольный образ Пресвятой Девы Марии (холст, масло). По сторонам, в узких нишах, – скульптурные полихромные фигуры евангелистов из мозаичной массы. Слева и справа к алтарю примыкали два сдвоенных вимперга на колонках, на более низком уровне от пола. Под одним из них находилась дверь, соединяющая сакристию и церковь. Престол главного алтаря был из каменной массы, внизу, в прямоугольной нише находилась скульптурная полихромная композиция «Тайная вечеря», а по сторонам ее – в стрельчатых нишах, геральдические скульптурные фигуры двух ангелов (херувимов) с факелами в руках. Боковые алтари теперь были вплотную придвинуты к боковым стенам. По правой стороне от главного престола был такой же престол с живописным образом Св. Иосифа с Младенцем Иисусом (холст, масло), обрамленный такими же колоннами и вимпергом, как центральный образ Девы Марии. Внизу престола из мозаичной массы в прямоугольной нише было пластическое полихромное изображение Св. Семейства. Расположенный слева алтарь во имя Распятия Иисуса Христа был оформлен аналогично. Имел живописный образ Распятия Спасителя и на престоле – скульптурную полихромную композицию «Благословение детей Иисусом».

У алтаря Св. Иосифа был устроен из каменной мозаичной массы многогранный амвон с железной лестницей с полихромными скульптурными фигурами святых под готической сенью. Рядом помещалась вторая фисгармония. По левой и правой сторонам нефа были установлены две деревянные исповедальни «с резьбой и украшениями». По обеим сторонам церкви располагались 19 скамей из ольхового дерева со столиками и без столиков. По стенам – 14 стояний Крестного Пути. Посреди церкви был повешен большой бронзовый канделябр на 30 свечей и другой такой же на 12 свечей. Пол был деревянный, покрытый линолеумом. Находившийся в прежнем левом алтаре живописный образ Сердца Иисуса переместили в часовню, где располагался малый деревянный алтарь и живописный образ Св. Антония Падуанского из прежнего правого бокового алтаря.

От внутреннего живописного и пластического убранства храма сохранились лишь две фигуры херувимов с факелами (Орловский краеведческий музей, Орловский музей изобразительных искусств). Утрачено все имущество: предметы богослужебной утвари, облачения, литургические книги и т.д. Пострадавшее в годы Великой Отечественной войны здание бывшего костела в 1950 году было передано заводу «Продмаш» и перестроено. Почти невозможно узнать в нем прежний храм. Утрачена надстройка со скульптурой Девы Марии, центральная башня и завершения двух боковых башен, щипец на главном фасаде, весь внешний пластический декор, а также круглое окно. Главная входная дверь была заложена, разобрана паперть со ступеньками. По боковым фасадам пробили прямоугольные окна в два ряда, в соответствии с новой внутренней планировкой и перекрытием в два этажа.

После Октябрьской революции

«…Начиная с 1915 года … хлынули с запада тысячи беженцев … Беженцев в Орле в годы первой мировой войны было очень много. Орловский костел (… против окон нашего дома) не вмещал всех католиков, собиравшихся там по воскресеньям» (Памятная записка Н.К. Матвеева об Орле и Мценске предреволюционной поры. Запись и обработка Н.М. Чернова. Машинопись). В 1916 году в Орел и Орловскую губ. были командированы епископом Могилевской Архиепархии, Иоанном Цепляком, три капеллана для беженцев-католиков. Один из них – ксендз Ф. Балтрушайтис, писал в отчете в марте 1916 года, что в Орле и ближайших деревнях 7236 чел. католиков (всего по губернии 13 097), к ноябрю того же года их число возросло до 35 500 чел. по губернии.

После Октября 1917 года здание костела было экспроприировано. 27 июня 1920 года был составлен Договор с Орловским Гор. Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов. Община верующих получила в бессрочное, бесплатное пользование польский костел (в дальнейшем Договор перезаключался). Согласно одному из архивных дел, Римско-Католическая община города Орла была вновь организована в июне 1923 года. Ее Устав был утвержден Губадмотделом в мае 1926 года. В 1925 году в общине было 87 человек, в январе 1929 – 76, в 1930 – 85, в январе 1931 – 59 чел. «Служитель религиозного культа имеется один, каковой приезжает из Калуги, а постоянного нет», – отмечалось в документах за 1926 год. Община должна была постоянно отчитываться перед властями, даже получать разрешение на проведение общих собраний ее членов с указанием повестки дня, фамилии ответственного за ее проведение и его адреса.

Община лишилась принадлежавшего церкви двухэтажного каменного с деревянной пристройкой приходского дома (дома настоятеля и прислуги), находившегося в церковной ограде (он был «заселен трудящимися»), а также еще одного двухэтажного каменного дома, приносившего доход церкви, полученного по завещанию 1879 года от Розы Ринальдовны Плещеевой (урожденной графини Люрингг), помещицы Болховского уезда Орловской губ.

Храм в советское время не всегда имел сторожа. Вследствие этого церковное имущество неоднократно подвергалось расхищению в 20–30 годы.

В 1931 году был репрессирован священник И.О. Павлович и вместе с ним группа прихожан. Репрессии продолжались и в 1937–1938 гг. Настоятелем в 1931– 1932 гг. был Ф. Будзинский. Продолжал ли он служить в храме в последующие годы, неизвестно. В приходской кассовой книге за 1927–1938 гг. последняя запись за оплату квартиры для приезжающего «служителя культа» относится к сентябрю 1937 года, жалование же ему там не указывается уже с августа 1937 года. Согласно той же книге, последние рождественские елки для костела были куплены в декабре 1937.

5 апреля 1938 Оргкомитетом ВЦИК по Орловской обл. Постановлением №963/а храм был закрыт, поскольку «польская община распалась, здание костела для совершения религиозных обрядов не используется». Оно было передано спортивному обществу «Динамо», а после Великой Отечественной войны в 1950 году – заводу «Продмаш».

Возрождение прихода и новый храм

Орловская католическая община была воссоздана в 1990 стараниями Галины Владиславовны Малюченко, методиста Орловской областной Станции юных туристов, создателя и руководителя находящегося при Станции музея истории полка Нормандия-Неман. В декабре 1990 года община получила государственную регистрацию. Галина Владиславовна была также инициатором реабилитации священника И.О. Павловича и органистки костела С.С. Романовской. Но многолетние обращения Г.В. Малюченко (являющейся администратором общины) и священников Януша Мороза, Йозефа Гунчаги и Збигнева Круля в областные органы власти, Министерство Культуры РФ, Государственную Думу, Администрацию Президента РФ, Конституционный суд и другие инстанции по поводу возвращения общине здания храма, не увенчались успехом.

Здание бывшего костела было поставлено на Государственный учет в Орловском Областном Управлении (Комитете) культуры в феврале 1991 года как памятник архитектуры и градостроительства. Решением Малого Совета Обл. Совета Депутатов Орловской области от 06.07.1993 г. № 81/7 здание было принято на государственную охрану как памятник архитектуры местной категории.

В апреле 1998 года средства массовой информации Орловской области сообщили о постановлении Областной администрации № 205 от 13.04.1998 года, которое затем было опубликовано в областной газете «Орловская правда» (№ 74 (22476) от 23 апреля 1998 г.): «…решено передать здание бывшего католического костела римско–католическому приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в бессрочное и безвозмездное пользование. Решение принято в соответствии с распоряжением Президента РФ и постановлением Правительства РФ, а также в связи с заявлениями верующих, представителей общественности и необходимостью восстановления и сохранения памятника архитектуры». Копия постановления представителям Римско–Католической общины на руки не была выдана, а через некоторое время им было сообщено об отмене постановления. Причины этого не разъяснялись.

В 2000 году настоятелем прихода был назначен о. Збигнев Круль, священник из Польши. В декабре 2001 года с пастырским визитом посетил орловскую общину Архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Тогда было принято решение искать подходящее место под стройку храма, поскольку надежд на возвращения храма нет, а общине надо где-то молиться и встречаться.

В августе 2002 года община приобрела участок за кинотеатром «Современник» по ул. Кирпичная, д. 4. И начала действовать, чтобы получить разрешение на строительство приходского центра, где можно было бы молиться, проводить встречи и жить священнослужителям. Община получила в апреле 2003 года разрешение на постройку дома священника с часовней и залом для занятий. 15 июня 2002 года прихожане собственными силами начали строить приходской дом, и уже 29 августа 2004 года приходской центр был торжественно открыт.

В августе 2004 года в приход вернулись изгнанные в 1935 году монахини доминиканки, а в сентябре приход получил в дар электронный орган.

03 июля 2005 года храм и приходской центр был освящен большим чином митрополитом Тадеушем Кондрусевичем.