Вместе во Христе: отчет процесса подготовки
к Синоду епископов в Архиепархии Божьей Матери в Москве

Вхождение в синодальный процесс

1. Принятием епархиального отчета после предсинодальной встречи в Духовной семинарии в Санкт-Петербурге (15-16 июня 2022 г.) завершился этап синодальной жизни Церкви, который начался осенью 2021 г., когда Архиепископ Павел Пецци назначил 15 членов синодальной группы (из которых 12 — по их инициативе) и попросил все приходы, общины и группы откликнуться на просьбу Папы Франциска и задуматься над темой синодальности в Церкви.

2. После изначальной растерянности, неуверенности в смысле данного дела и страхов, связанных с пандемией COVID‑19, с ноября по февраль многие общины вникли в данную тематику. Затем раздоры, неуверенность в будущем и цензурные ограничения, связанные с событиями в Украине, остановили процесс, который, однако, в апреле и мае возобновился в связи с желанием и необходимостью составить отчеты работы местных групп.

3. Таким образом, при наличии 82-х приходов получено всего 52 отчета, в т. ч. 31 приходской. Помимо приходов составили отчеты совет священников, епархиальный пастырский совет, Высшая Духовная семинария, а также несколько других общин, в т. ч. представители особенных групп: англоязычные католики, католики из ЛГБТ-сообщества, родители «особенных» детей и интегрированная театральная группа. Несколько групп в процессе отказались от участия. В частности, «традиционалисты» заявили, что такой процесс противоречит устоям Церкви, что их позиции «и так известны» и в любом случае не будут учтены.

4. Синодальный процесс стал возможностью пригласить к участию православных и христиан других конфессий, из которых некоторые откликнулись. 

5. Все отчеты по отдельности опубликованы на сайте синодального процесса: https://bit.ly/3GGePBC

6. Как основные плоды обсуждения можно отметить: 1) саму возможность и ценность «встречи», серьезного духовного разговора между разными группами верных, узнавание историй друг друга, которые воспринимаются как Откровение о действии Бога в реальной жизни; 2) необходимость развития внутри Церкви групп общения, молитвы и поддержки, вне зависимости от принадлежности к определенным возрастным, культурным и иным категориям; 3) внимание к присутствию в общине уязвимых людей.

7. Среди основных трудностей были названы: 1) непонимание смысла и целей синодального процесса; 2) неподготовленность к формату «распознавания»; 3) отсутствие опыта честного обсуждения серьезных тем в приходах; 4) страх разочарования, сплетен и осуждения; 5) занятость прихожан и трудность в организации встреч, особенно в условиях пандемии; 6) нежелание ассоциироваться с «синодальным путем» в Германии, страх перед «революцией» в Церкви; 7) противоречивый опыт прошедшей в 2018-2019 гг. дискуссии о жизни приходов, непонимание ее итогов. 

8. Тем не менее, первым и главным итогом данного этапа является просьба к Архиепископу продолжать синодальный процесс: обращать внимание на роль консультативных органов; приглашать большую долю мирян на пастырские встречи; при подготовке к ним широко консультировать общины по обсуждаемым темам. Важно сделать итоги данного этапа синодального процесса общедоступным.

9. При всей важности обсуждений, мы понимаем, что не призваны спасти Церковь, но благодарим Бога за то, что в ней спасаемся мы.

Ответ на фундаментальный вопрос синодального процесса: «Каким образом «движение вместе» осуществляется сейчас в нашей поместной Церкви?»

10. Данный этап синодального процесса оказался важным для того, что Папа Франциск называет «пастырским обращением» Церкви, т. е. для осознания, что мы, вместе со всеми людьми, нуждаемся в любви Христовой. Чтобы обдумать, каким образом мы можем ее нести, основные итоги синодального процесса здесь представлены согласно трем шагам, предложенным Папой Франциском: общение — участие — миссия.

1. Общение

11. Мы благодарны Богу за то, что общение со Христом дарит нам множество друзей и спутников, прежде всего, среди католиков, но и среди других христиан и людей доброй воли.

12. Малые общины говорят о присутствии конкретного человеческого единства, меньшей анонимности, тогда как крупные говорили об обратном. Тем не менее, потребность в общении и взаимном узнавании в общинах растет.

13. Однако общение с Богом далеко не всегда получается. В частности, мы плохо знаем и не часто внимательно слушаем или читаем Слово Божье.

14. Поскольку слушание предполагает готовность и умение слышать голос Святого Духа и Церкви, ближнего и себя самого, не раз прозвучала потребность в личной молитве и тишине в рамках духовных упражнений.

15. Есть общины, которые считают, что общение между духовенством и мирянами, а также среди прихожан, теплые и дружественные, и что ничего не нужно менять, т. к. от изменений нельзя ожидать хорошего.

16. Святой Дух говорит с нами главным образом именно через диалог с людьми. Однако диалог требует доверия, а оно уменьшается. В качестве главного фактора, способствующего доверию, названа открытость, информационная, административная и финансовая прозрачность на уровне епархии, прихода и общины.

17. Также не хватает диалога между епархиями в России, между общинами и приходами нужны совместные инициативы, объединяющие между собой приходы внутри деканатов и регионов. 

18. Визиты епископов в приходы и общины — это прежде всего не административный акт, а возможность общения, перехода общины на новый уровень, видимый знак единства Церкви.

19. Участники говорят также о положительном влиянии социальных сетей в том, что касается возможности говорить и устанавливать связи, влиять на процессы в Церкви. В некоторых общинах возникают группы информационной поддержки, и этот опыт достоин поощрения и поддержки.

20. Однако ненависть и злоба, с которой сейчас происходит общение между католиками в социальных сетях, часто унижают нас и в глазах других, и в наших собственных. Следует признать, что это во многом вынужденная реакция на трудности диалога между клириками и мирянами. Тем не менее, это указывает на острую необходимость научиться уважать друг друга. Помимо этого, подготовка священников и активистов должна включать практические навыки коммуникации и разрешения конфликтов. Данная проблематика требует дальнейшего осмысления. Подготовка священников и всех верных в области коммуникации — и межличностной, и в медиа-пространстве — должна быть более основательной и начинаться как можно раньше.

21. В приходах часто отсутствует общинный дух и pro-общинная катехизация. Разные категории прихожан — молодежь, пожилые и проч. — редко или вообще не имеют возможности услышать друг друга.

22. У малых приходов и общин есть ощущение, что их никто не слышит на уровне епархии, что до них не доходят или доходят с большим опозданием важные инициативы вселенской и поместной Церкви. Это показывает, что обе стороны призваны стремиться к улучшению коммуникации и к самостоятельности в «добыче» информации.

23. Есть просьба с особым вниманием относиться к голосу пожилых членов общины, а также новых членов, которые видят Церковь «свежим» взглядом. 

24. К проблемам слушания относится также способность и неспособность увидеть нужды единоверцев, их уязвимость, готовность принимать каждого человека в его уникальности. На общинном уровне это предполагает также заботу о создании безопасной обстановки, где первым ответом ближнему будут любовь и принятие, а не осуждение, поучение или сплетни. Во многих голосах, говоривших о слушании, звучала глубокая жажда быть выслушанным и услышанным. Значительно меньшее число людей говорило о том, что именно помогает им самим слышать ближнего и какие препятствия они видят на этом пути.

25. На этом фоне ярко прозвучала мысль о том, что как некогда Церковь конкретизировала свою веру, сформулировав Символ веры, так запрос нашего времени — это конкретизация любви: научиться любить друг друга так, чтобы не разрушать друг друга своей «любовью»; уметь общаться, давать друг другу обратную связь. Как когда-то Церковь освоила как инструмент античную философию, так сегодня ей было бы очень полезно освоить подобным образом современную психологию.

26. Информационная педагогика епархии и Конференции епископов нуждается в конкретизации и обновлении. Необходима ясная, проверенная, доступная информация об общинах, движениях, группах, действующих на территории епархии, о жизни нашей семинарии. При этом следует иметь в виду, что некоторые проблемы в Церкви могут быть решены прежде всего в деликатной духовной сфере, так что на определенном этапе невозможно предавать их огласке.

27. Тревогу вызывает то, что о проблеме насилия в Церкви, а также об израненности многих верных насилием в семье, алкоголизмом и проч., в отчетах речи нет. Это может свидетельствовать о страхе или неумении говорить, т. е. об источнике большой опасности для жизни христиан.

28. Ситуация в Украине, страдания людей там, а также — хотя это не сопоставимо — неуверенность людей в России в своем будущем вызывают вопросы и «претензии» к Самому Богу, к Церкви, сомнения в смысле жизни, а также ненависть и злобу. В этой ситуации поляризации иногда даже единоверцы воспринимаются как «враги». Поэтому важны: 1) молитва о мире, ведь, как всегда в экстремальных обстоятельствах, сознание нашего собственного бессилия дает нам шанс с большей осознанностью возложить наши надежды на Самого Бога, заново открыть силу и важность молитвы, которая во многих случаях становится «единственно возможным ответом, в том числе на разделение»; 2) готовность прикасаться к ранам, собственным и чужим; 3) сохранение контактов, в т. ч. по ту сторону границы и «баррикад» любого вида; 4) служение миротворчества в любом контексте; 5) служение нуждающимся, вне зависимости от их происхождения, взглядов и проч.

2. Участие

29. Обсуждение нашего участия в церковной жизни начинается с благодарности, что мы все и есть Тело Христово, что в нашей «радости и надежде, скорби и тревоге» (Второй Ватиканский собор), даже в ранах нашей греховности, мы едины с Ним. Он разделяет наши страдания.

30. Мы благодарны Богу и за то, что единство с Ним во Христе объединяет нашу малочисленную поместную Церковь со вселенской.

31. Несмотря на множество других форм единства с этой Церковью и общения в ней, для многих воскресная Литургия остается не только единственным способом участия, но и важнейшим способом и сердцевиной их жизни в Церкви. Ведь она и есть «кульминация и источник всей жизни Церкви» (Второй Ватиканский собор). В связи с этим она должна быть максимально связанной с миссией Церкви и реальной повседневной жизнью людей. Поэтому и важно сохранить порядок, установленный Вторым Ватиканским собором, согласно которому крайне редко другой праздник вытесняет празднование очередного воскресенья. Стоит объяснять, что отсутствие на Мессе в торжества, выпадающие на будние дни, при всей важности данных литургических празднований, грехом не является.

32. Простая, достойная и понятная литургия — это наше величайшее богатство. Это отмечают и протестанты: они, по словам участников синодальных консультаций, «видят в католической общине “заразительную” глубину проживания Литургического времени (подготовка к Рождеству, молитва Крестного Пути, Тридуум)». Но чтобы, по возможности с детства, учиться ценить литургию по достоинству и активно участвовать в ней, нужно интеллектуальное и духовное углубление, в частности, необходимо жить Словом Божьим и ценить амвон как «второй Евхаристический стол», наряду с алтарем (Второй Ватиканский собор). Поэтому важно выбирать чтецов тщательно, руководствуясь не активностью отдельных прихожан, а стремлением, чтобы Слово Божье было провозглашено достойно и понятно, и чтобы круг служителей был открытым.

33. Важной проблемой видится отсутствие совместной ответственности за литургию, отсутствие компетентных мирян — чтецов, аколитов, чрезвычайных служителей Евхаристии, а также отсутствие уважения к разным служениям, от уборки до церковной музыки.

34. Для многих общин литургии слова в отсутствие священника становятся новым и положительным опытом. Особенно важно ясно прояснить в этом смысле роль и достоинство женщин. Многих шокирует одна мысль о том, что кто-то, кроме священника, тем более женщина, может «проповедовать», преподавать Причастие, возглавлять молитву и так далее.

35. Некоторые верные сознают и отмечают, что литургическое наследие Церкви значительно богаче того, что мы обычно видим в приходе: в частности, Литургия часов, паралитургические богослужения. Нужно не бояться пользоваться богатством этих литургических традиций, чтобы помочь как можно большему числу людей и разным группам ощутить привлекательность литургии.

36. Участники синодальных консультаций довольно мало размышляют о таких вопросах, как формы церковной музыки, икон и проч.: должны ли они быть классическими, простыми, современными, на европейский или на русский лад? Это может быть связано с тем, что большинство общин не воспринимают себя как субъект литургии и не догадываются, что такие вопросы — совместное дело всей общины.

37. Тревогу у православных иногда вызывает состояние нашего церковного искусства. В повседневной литургической практике, в музыке и священных изображениях необходим постоянный поиск, осмысление и решение фундаментальных вопросов своей культурной идентичности и адекватной инкультурации.

38. Семейная молитва — это тоже литургия, ее нужно уметь служить, для этого нужна помощь. Семейный и дружеский характер литургии наиболее заметен на Мессе с участием детей, поэтому они привлекают так много взрослых.

39. Не удовлетворяет в настоящее время распространенная практика читать «молитву верных» (в частности, воскресную) из книг, в случае чего у текстов иногда нет актуальности.

40. В крупных городах вместе с приходами существует множество общин другого рода, например, духовных движений. Вопреки опасениям некоторых прихожан, следует признать, что это также богатство Церкви, которое верные призваны раскрывать.

41. Вновь и вновь возникала тема общих паломничеств, в которых члены общины имели возможность почувствовать себя спутниками не абстрактно, а совершенно конкретно. Несколько групп свидетельствуют, что это имело большое значение для формирования их общины.

42. У нас есть много спутников вне нашей общины и даже вне видимых границ Церкви, которые живут своим призванием и у которых мы можем многому учиться — в частности, православные и протестанты. Особо важен подаваемый нам протестантами «пример единства жизни в Церкви и обществе», отмеченный в нескольких отчетах.

43. Особое внимание во время обсуждения было уделено детям с особенностями развития и их семьям: их присутствие в общине нередко воспринимается как проблема, священники и сестры не знают, как вписать их в существующие программы подготовки к таинствам, и просто не могут найти с ними общий язык. В то же время следует иметь в виду, что есть прихожане, которым по разным причинам тяжело присутствие детей или взрослых, которые шумят в храме. Главным же образом здесь, как всегда при обсуждении вопросов «целевых групп», «меньшинств» и проч., следует иметь в виду, что прежде, чем представители отдельной группы, мы все — братья и сестры во Христе.

44. Иностранным студентам приходится сталкиваться с отторжением и непониманием их ситуации: они воспринимаются как единая группа, хотя происходят из разных стран и континентов. Их духовные и литургические традиции обычно не учитываются в устройстве жизни прихода. Хотя в некоторых приходах они составляют почти половину прихожан, духовные, языковые и иные потребности этой группы мало учитываются. Например, пастырские послания не переводятся даже на английский язык.

45. Многие из пастырей, признавая важность оберегать богатство обрядов в Церкви и понимая желание Святого Престола противостоять латинизации, в то же время подчеркивают, что нынешняя каноническая практика касательно «смены обряда» нарушает свободу верных. Поэтому они просят Конференцию епископов предложить Святому Престолу изменить нормы с тем, чтобы верный, крещенный в детстве в одном из обрядов вне католической Церкви, но не имевший с ним никакого контакта, мог в момент присоединения к католической Церкви свободно выбрать, к какому обряду в ней он хочет принадлежать.

46. Присутствие в общине ЛГБТ-персон — это серьезный вызов для всех. Большинство из них не заявляют о себе и не рассчитывают на понимание и поддержку в Церкви. Есть сильное предубеждение по отношению к ЛГБТ-персонам, восприятие их как «злокачественного меньшинства», которое требует отмены учения Церкви. Игнорировать их присутствие невозможно, пастырская работа с ними требует специальной квалификации и зрелой позиции. Есть католики, которые видят своим призванием принятие своей идентичности как ЛГБТ-персон, а также прихожане, которые заявляют, что сблизились с Богом, преодолев в себе гомосексуальные тенденции.

47. Серьезная проблема общины — это регулярное исчезновение из нее людей, которое, как представляется, никого не волнует. Всегда важно помнить слова св. Августина к тем, кто по той или иной причине в настоящее время лишен таинств (например, потому что состоит во втором, не признанном Церковью браке) или отделен от церковной общины: «Вы есть наши братья и сестры!»

48. Нередко в приходах возникают «токсичные» манипулятивные отношения, борьба за принадлежность к «элите» в общине и отторжение других. Отчеты напоминают, что важно уметь видеть в этой разобщенности действие злого духа и человеческие слабости, с которыми можно работать вместе. 

49. Многократно отмечена болезненность опыта смены настоятелей, необходимость подготовки общины к этому событию и заботы о преемственности в назначении нового настоятеля. Это особенно значимо, когда смена настоятеля субъективно воспринимается как наказание — и для него, и для прихода.

50. В одной из православных групп был озвучен запрос видеть в католической Церкви пример послушания епископам. Однако миряне-католики видят примеры демонстративного игнорирования или прямого непослушания по отношению к епископу со стороны священников в больших и малых вещах, демонстративное пренебрежение правилами и законами Церкви. Также в отчетах упоминается и скепсис «в отношении всего, что исходит от Римского Престола», который выражается численно небольшой, но заметной группой как мирян, так и священников, и монашествующих. 

51. Ситуация конкретного воплощения синодальности в жизни нашей Церкви прихожанами чаще оценивается как неудовлетворительная. «Движение вместе» если и удается, то с трудом: во многих отчетах говорится о том, что это движение происходит, скорее, параллельными или даже разнонаправленными курсами. Степень разобщенности католиков, учитывая их малочисленность, скандально высока.

52. Важнейший отрицательный итог последних 30 лет — недостаточная вовлеченность мирян в деятельность Церкви и ее недоверие к ним. «Чтобы избежать разочарований, нужно понимать, что церковь — структура иерархическая, где власть, как правило, не выбирают. В Церкви есть равенство всех в крещении, но нет равенства в мирском понимании, при этом власть в Церкви имеет природу служения. Эти вещи нуждаются в объяснении и совместном осмыслении»: так считают многие прихожане и клир, и в этом видится путь преодоления противоречий.

53. При этом, как представляется, большинство участников дискуссий о способах реализации власти в Церкви говорят о них в рамках дихотомии «авторитаризм vs. демократия»: и это может быть отмечено как признак недостатка подготовки и осознанности в сфере канонического права, коммуникации и более широко — социальных наук вообще.

54. Другой проблемой в сфере авторитета является то, что голос меньшинства часто оказывается слышен громче, чем большинства. Мнение людей часто формируют те, кого никто не выбирал и кто не имеет на это серьезных оснований. Здесь необходим убедительный голос подлинных, законных авторитетов.

55. Духовенство, монашествующие и миряне как будто живут в разных мирах, и взаимонепонимание, а иногда даже и антагонизм между ними пока скорее усиливается. Особой причиной этому является клерикализм. Некоторых из духовных лиц, а также из мирян, устраивает, если всю ответственность за церковную жизнь берут на себя только рукоположенные служители и монашествующие. С этим связано и отсутствие прозрачности, например, финансовой, а также отсутствие интереса к вопросам управления Церковью и служения в ней. Стоит всем научиться ценить как совместное священство, так и священство служения.

56. Среди мирян присутствует пассивность, потому что большинство не отдают себе отчета в том, что приходят в церковь именно чтобы служить Богу и друг другу, а не «получать услуги». Едва ли не большей проблемой для Церкви является пассивность некоторых священников.

57. В связи с сокращением числа священников необходима забота и молитва священников и всех членов общин о призваниях. В отчетах о синодальном процессе в приходах слабо отражены такие проблемы, как нехватка новых призваний и случаи кризиса и выгорания действующих священников.

58. Нужно также освободить священников для исполнения их специфических задач. Для этого священникам нужно учиться доверять мирянам и разделять с ними обязанности и ответственность. Учиться делегировать власть и при этом не устраняться и быть включенным — самый важный навык руководителя.

59. Важна также молитва и забота о разных призваниях в Церкви: семейном и монашеском.

60. Необходима информация о служениях постоянных диаконов, чтецов, аколитов, катехизаторов и других служителей. Предлагаем упростить и ускорить их подготовку и обращать при этом внимание не только на освоение определенных знаний и навыков, но и на формирование и углубление личной духовности кандидатов, укрепление их идентичности.

61. Подготовка катехизаторов нуждается в оптимизации, потому что у многих, кто мог бы и хотел бы нести это служение, нет возможности готовиться к нему в нынешнем продолжительном формате. Полезным для этого могло бы быть более частое записывание видео на важные теологические, моральные, педагогические или психологические проблемы – не в качестве учебных материалов для катехизаторов, а дополнительных материалов для катехизации, особенно при возникновении специальных или сложных тем.

62. Наличие «актива» в приходе нужно, но оно может мешать остальным. Для того, чтобы этого не происходило, актив нуждается в особом воспитании и духовной поддержке. В этом контексте важной проблемой, не раз отмеченной в отчетах, оказывается то, что «состоявшиеся в жизни» люди зачастую не интересуются происходящим в приходе, вследствие чего приходской «актив» формируется из людей, испытывающих те или иные трудности в социализации и имеющих ограниченные личностные ресурсы для служения.

63. Инструментом для делегирования и распределения ответственности, а также вовлечения большего количества прихожан в дела общины, может стать создание приходских чатов и базы данных полезных навыков прихожан.

64. Синодальные структуры поместной Церкви, закрепленные в праве, остаются в зачаточном состоянии — публичной информации о деятельности епархиальных советов нет, Пастырский совет в епархии был официально учрежден только в прошедшем году, перспективы Епархиального Синода остаются неясными, деятельность приходских пастырских советов, где они есть, в большинстве случаев не прозрачна.

65. Не существует «инструкции по эксплуатации» Приходского пастырского совета: должен ли он назначаться или избираться, если избираться, то каким образом, насколько значимы его решения. Такой совет не только должен быть в приходе (хотя с точки зрения права он и остается факультативным), но его состав должен быть известен прихожанам и он обязан отчитываться о своей деятельности и принятых решениях.

66. Главная задача синодального воспитания — помочь преодолевать потребительскую позицию, что возможно только через большее вовлечение в дела общины. «Синодальный процесс помогает верующим осознать, что они не ходят в Церковь, но строят Церковь». Каждый католик призван жить в Церкви так, как будто бы Церковь без него перестанет существовать.

67. Катехизация призвана помочь человеку стать учеником и другом Христа. Изначально она должна быть ориентирована не на удовлетворение личных интересов (пусть даже «духовных»), а на включение в общину, и совершаться с участием общины. Одновременно очевидно, что дружба со Христом — это путь длиной в целую жизнь.

68. Приходские пастырский и экономический советы нужны не только для помощи священнику, но и для воспитания священника и общины в духе диалога, сотрудничества и прозрачности.

69. Верные ждут, что Церковь будет более активной в деле перманентного воспитания и пастырского сопровождения семей, в т. ч. взаимного. Ключевую роль здесь играет духовный рост семьи, как «домашней Церкви». Важно говорить в приходах о семейном призвании, о вопросах сексуальной жизни и взросления не только в контексте меньшинств и проблем. Возможно, благодаря этому среди наших верных будет больше полных и многодетных семей. Также создание детских садов и школ остается целью, к которой следует стремиться.

3. Миссия

70. Главная миссия католической Церкви в России — нести ко всем христианам, а также представителям других религий и светскому обществу благую весть о любви Бога во Христе. Признавая положение конфессии меньшинства, мы осознаем свое достоинство, не стремимся навязать свою традицию, но желаем совместно свидетельствовать о Христе.

71. При том, что некоторые верные критикуют излишне формальный характер «официальных» экуменических мероприятий, мы ценим то, что со всеми христианами нас связывают Священное Писание и Крещение, а с православными — также все таинства, почитание Богородицы и святых и др. Такое общение касается и совместных молитвенных инициатив, и благотворительной деятельности, и взаимодействия в повседневной жизни.

72. Одно из знамений времен, подмеченное участниками, состоит в том, что в некоторых католических движениях сегодня большинство участников — православные. Это требует внимательного и серьезного осмысления.

73. Важнейшая форма межконфессионального диалога — тот, который происходит в смешанных семьях, где становятся понятны истинные ценности диалога: смирение, открытость, верность. Люди, живущие в смешанных браках, зачастую нуждаются в особом пастырстве и поддержке.

74. Субъективно представители других конфессий подчас воспринимают католиков как замкнутую в себе и равнодушную к другим малую группу, почти секту. При этом, как уже отмечалось, наблюдаем мы и интерес ко многим аспектам католической традиции: иерархическое устройство, богатство литургии, дела милосердия, культура и проч.

75. Мы благодарны за богатый многолетний опыт нашего служения среди бедных. Миссия — это устроение царствия Божья, а не привлечение новых членов. Это в т. ч. забота о сохранении человеческого достоинства и автономности, о проявлении в человеке образа и подобия Божья, не попранного ни насилием, ни унижением, ни голодом, ни отверженностью. Поэтому важно при служении бедным воздерживаться от навязывания веры. Однако важна также забота о том, чтобы, например, больные могли приступать к таинствам. Однако мы осознаем, что не всегда исходим из их нужд, а иногда скорее из того, какие у нас есть предпочтения и какие проекты хочется освоить или продолжить.

76. Помимо этого, пастырям стоит учить верных говорить о своей вере и жизни друг с другом — в этом и состоит Новая евангелизация. В нашей Церкви нет культуры и опыта публичного свидетельства, а без этого невозможно передавать веру. Особый случай — проповедь: мы отмечаем горячее желание прихожан видеть ответственное отношение своих пастырей к проповеди, слышать не зачитывание готовых текстов «с листка», а живое слово, обращенное к конкретным вещам и связанное с реальной жизнью.

77. Важный аспект миссии — помочь самим католикам не стесняться принадлежности к католической Церкви и не бояться говорить об этом. Важно помнить о том, что миссия — продолжающийся процесс: чуть ли не большинство тех, кто приходит в Церковь, через некоторое время от нее отдаляется, не находя ответов или поддержки в трудные моменты жизни. Для них тоже нужна миссия, и важную роль в этой миссии должна играть община.

78. Истинность и действенность наших слов и дел напрямую связана с подлинностью нашего обращения, они берут начало в способности слушать и слышать Святого Духа. Это Его голос мы хотим слышать от Церкви и Им же призваны говорить (ср. Лк 12,12).

79. Разговор об обретении своего голоса часто затрагивал также вопросы взаимодействия со СМИ, и в этом контексте регулярно звучало сожаление о недостаточном использовании новых технологий и присутствия Церкви в социальных сетях, новостях и культурной жизни для евангелизации.

80. Нужно уделять больше внимания тем, кто заходит в храм, важно заботиться о привлекательности и гостеприимстве храма и общины. Важна визуальная информация, которая может не только сообщать новости, но и помогать людям ощутить святость места и настроиться на участие в литургии. У наших приходов есть, по мнению участников, также потенциал для того, чтобы быть культурными центрами, привлекательными для людей, местом, где завязываются и углубляются человеческие отношения.

81. Высказывания на темы, важные для окружающего нас общества и нас как членов этого общества («о политике»), вызывают противоречивое отношение: с одной стороны, от Церкви ожидается, что она должна давать им ясную оценку, которая не может не вызывать разный отклик, с другой — что она не должна «вовлекаться в политику», но даже — «быть местом, где люди обретают мир и покой».

82. Чувствуется необходимость, чтобы Церковь простым и понятным языком высказывалась по современным вопросам этики, в т. ч. биоэтики, и помогала людям жить согласно воле Творца. Данная ответственность касается служителей, а также всех верных.

83. Остается непонятным содержание слова «миссия»: разрешена ли она католикам вообще? Что можно с точки зрения законов? Что желательно с точки зрения Церкви? Верные, а также священники нуждаются в юридической и миссиологической консультации по данным вопросам.

84. При этом важно помнить, что Бог, в отличие от нас, умеет ждать: «люди нуждаются во времени (…) нужно время, расположенность духа, ментальное усилие, нужно подключать мозги, подключать сердце». Именно готовность проявлять смирение и терпение в ожидании плодов, как представляется, должна отличать подлинно христианскую миссию от «забот века сего».

Вместо заключения: наше обращение не может быть законченным

85. Таким образом, синодальный процесс оказался весьма важным опытом для поместной Церкви. Многие из его участников высказались за его продолжение.

86. С этой целью необходимо создавать и развивать малые группы общения, не ограниченные рамками уже существующих групп. Эти группы могут иметь разную направленность — молитвенные, библейские, самопомощи и проч., — но главным в них должно быть именно общение. В перспективе эти группы призваны становиться малыми «домашними Церквами», где верующие — через общение, молитву, взаимную помощь — могут переживать единство с Богом в повседневной жизни.

87. Для координации этих групп необходима подготовка лидеров, координаторов, способных в духе послушания брать ответственность за их развитие.

88. На следующем этапе будет полезно приглашать на пастырскую встречу представителей других приходов и общин, чтобы узнать о плодах синодального процесса.

89. При этом необходимо помнить, что на нашем совместном пути важна способность не терять из виду ту цель, ради которой этот путь совершается: «Если мы не знаем, куда идем, то мы просто гуляем. Эта цель — встреча со Христом, и она не есть нечто самоочевидное, многие даже давно ходящие в церковь люди не помнят, что речь идет именно о встрече с Христом».