«Вера открывает нашу принадлежность ко Христу». Воскресная проповедь Архиепископа

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, в пятое воскресенье Великого Поста, наши братья и сестры, которые готовятся к принятию Крещения в канун Пасхи, на вигилию Пасхи, примут Символ Веры. Это так называемое третье исследование, то есть третий шаг на пути к принятию веры. Этот шаг, это исследование заключается именно в принятии Символа Веры.

Символ Веры сохраняет всю истину христианства. Достаточно исповедовать его, чтобы стать свидетелями той веры, которая была с самого начала у Церкви, то есть у той общины, которая собиралась вокруг Христа. Инициатор и совершитель этой веры – сам Иисус Христос. И это мы никогда не должны забывать.

Вера рождается как живые отношения с Иисусом Христом. Сегодня мы слышали отрывок о воскрешении Лазаря. Это один важный момент на пути веры для учеников Иисуса. Если вы внимательно слушали это Евангелие, то наверняка восприняли, что два раза Иоанн говорит, что ученики уверовали, и что Иисус призывает их уверовать.

Разве они уже не веровали? Да, они веровали! И уже на первой странице Своего Евангелия Иоанн как раз говорит: и уверовали ученики в Него. Но вера – это не лишь одна встреча. Вера не завершается встречей со Христом. Вернее, эта встреча открывает весь путь. И это наш путь, наш ежедневный путь. Мы подтверждаем нашу веру, каждое воскресенье и по торжествам повторяя Символ Веры. Мы делаем это для укрепления нашей веры, то есть для укрепления нашей встречи со Христом.

Вера требует этого углубления. Почему? Потому что иначе она не способна выдерживать испытания жизни. Мы это сегодня прекрасно услышали в диалоге между Марией и Иисусом. Иисус, подобно тому, как произошло с самарянкой, потихоньку, шаг за шагом, ведет ее к тому, чтобы открыть, что Воскресение, то есть самое немыслимое, самое невозможное, начинается уже в этой жизни. Чудо, которое совершает Иисус, на самом деле, не заключается в том, что он воскрешает Лазаря, потому что Лазарь, как и все мы, и после того своего воскрешения должен будет умереть.

Настоящее чудо – это проявление уверенности Марии в том, что не только Лазарь воскреснет в последний день, а то, что уже сейчас возможно признать Христа Сына Божьего, то есть признать, что Он уже сейчас может дать хотя бы начатки той вечной жизни, в которой заключается Воскресение.

Во втором чтении из Послания к Римлянам, которое мы слышали сегодня, Апостол Павел делает, если можно так сказать, один шаг вперед: он раскрывает, как это было для него, в чем заключается это воскресение. Воскресение, то есть вера в воскресшего Христа – это дар Духа. И это особый дар, который примут наши катехумены в день Пасхи. Этот дар даст им открыть то, что большинство из нас уже открыло: что мы принадлежим Христу, что мы – Его, что Иисус настолько тесно привлекает нас к Себе, что включает нас в Свое Тело, и Его Тело в истории – это Церковь. Очень важно всегда подчеркивать это историческое измерение присутствия Христа в истории, это Его живое Тело, живой организм.

Но как часто мы пренебрегаем этим, не обращаем внимания на это. Как часто мы поддаемся искушению иметь свои личные отношения с Богом, как будто вне реальности, как будто вне общины Церкви. Но это ведет нас только к разрушению. Потому что для того, чтобы вновь почувствовать единство во Христе нашей личности, нашей общины, нашего народа, необходимо жить живым общением со Христом.

Сегодня мы видели, насколько Мария дорожила отношениями с Иисусом. И для Иисуса этот дом был как бы продолжением Его общины с учениками. Он с ними мог отдыхать, Он там готовился к важным событиям Своей жизни и нашей. В общине Церкви мы может буквально отдыхать, то есть снова и снова класть нашу голову на плечо Иисуса. В общине Церкви мы можем готовиться к важным шагам нашей жизни, таким как Крещение для наших катехуменов.

Дорогие катехумены, я желаю вам, чтобы вы могли найти именно в общине Церкви место для себя. Не оставляйте общину. Не довольствуйтесь только тем, чтобы иметь личные отношения с Богом, потому что они очень быстро уходят. И только в общине мы можем получить постоянное образование и воспитание, только в общине мы можем постоянно переживать эти тесные объятия Бога, объятия любви, объятия, которые толкают нас навстречу жизни, которые единственные позволяют нам быть самими собой. Аминь

17 марта 2024 г.

Фото: Ольга Дубягина