В Москве прошёл ежегодный общегородской Крестный путь с архиепископом

1 апреля в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии собрались верующие католических приходов Москвы и Подмосковья, чтобы участвовать в богослужении Крестного пути, который возглавил архиепископ Павел Пецци.

В этом году Крестный совершался по территории Кафедрального собора. В начале богослужения владыка Павел напутствовал собравшихся словами: «Наше шествие, погруженное в общение со Христом, это вхождение Христа и Его Спасения в нашу жизнь. Крестный путь Иисуса завершается на кресте. Крест в этот час – это прославление Христа, это самоотдача Себя без остатка, это дарение Себя Иисусом до конца. Крестный путь – это наш путь, чтобы расти в дружбе со Христом. Он приближает нас к Себе еще теснее. Если мы встретили Христа, если мы живем памятью о Нем, то перед Его лицом не может быть таких человеческих отношений, где центром не была бы дружба. Сегодняшний Крестный путь пусть поможет нам желать во всем подражать Иисусу, как прекрасно говорит автор гимна «Stabat Mater», размышляя о стоянии Матери Марии у креста: «Заставь гореть сердце мое в любви к Христу Богу, чтобы Ему уподобиться»».

Следуя по территории собора, верующие вместе с архиепископом Павлом Пецци, чтецами и хорами московских приходов, стояние за стоянием прошли Крестный путь Христа на Голгофу, где Он был распят и прославился. В размышлениях им помогали отрывки из пьес французского поэта и драматурга Шарля Пеги, а также стихотворения Бориса Пастернака, Анны Ахматовой и святого Папы Иоанна Павла II.

Завершился Крестный путь у алтаря Кафедрального собора короткой проповедью архиепископа Павла, в которой он напомнил, что «Церковь распространялась по всему миру благодаря проповеди апостолов и учеников, священников и мирян, и каждый из нас через Крещение стал камнем, призванным оставаться соединенным с основанием, которое есть Христос Господь, чтобы строить духовное здание».

«Крест – это источник проповеди», – сказал епископ. – «Пройдя Крестный путь, мы снова собираемся в горнице, делаем нашу церковь домом молитвы и милосердия. Наши песни дали нам видеть Гроб Господень, чтения позволили нам находиться рядом с Богородицей. Вместе с Вероникой мы отирали лицо Иисуса, вместе с Симоном Киринеянином попытались немного нести крест Христов. И на кресте мы старались принять других людей, особенно тех, кто обижает нас. Мы почувствовали дружбу Христа.

Для Иисуса тот конкретный крест стал источником любви, которая спасёт мир и историю. Наверное, таков и опыт каждого из нас. Когда мы жертвуем чем-то из бескорыстной любви, нам становится легче это делать. Любая мама делает всё для своего ребёнка, но она счастлива делать это, она не считает это скорбным, тяжким бременем, которое она вынуждена нести ради своего ребенка.

На Иисуса Христа возложили крест. Не Он «выбрал» этот крест. На нас также возлагают крест. И не нам выбирать, каким должен быть наш крест, он нам дан. Если мы думаем, что наш крест – это случайность, то он будет для нас невыносимым, тогда как крест других будет казаться лёгким, или, по крайней мере, легче, чем наш крест.

Или же мы можем принять, что этот крест возлагает на нас Сам Господь, через обстоятельства нашей жизни, и тогда мы откроем, что этот крест всегда именно такой, какой могут вынести наши плечи. Тогда крест становится «сладким», как мы поем в известном гимне Страстной недели:
«Крест Господень, все деревья / Превзошел ты славою!
Ни цветами, ни листвою / Нет тебе подобного!
Бремя сладкое принявший, / Славься, древо сладкое!»

Однако нам, страдающим людям, Бог не дает рассуждений, которые все объясняют. Он не объясняет крест Своего Сына, но приглашает нас подняться на крест. Он дает ответ через Свое присутствие в таинствах и в общине Церкви, которое сопровождает нас. Он дает ответ через истории добра, которые соединяются с каждой историей страдания, чтобы открыть в ней путь для света. Во Христе Бог Сам захотел разделить с нами этот путь и предложил нам Свой взгляд, чтобы мы увидели в нем свет.

Христос, претерпев страдание, стал тем, кто начинает в нас веру, сопровождает ее и совершает. В истории это называется «возрождение». Начать заново — это по смыслу ближе всего к самому христианскому слову, к последнему христианскому слову: «воскресение». Сколько раз мы напоминали себе, что именно поэтому Пасха является главной тайной, великой тайной христианской жизни! Именно через Того, Кто находится среди нас, каждый из нас начинает жить заново, каждый из нас возрождается, каждый из нас воскресает. Для каждого дня, часа и мгновения нашей жизни воскресение, возобновление, новое начало указывает путь, и должно стать законом для нашего пути. Аминь!»

Благословив собравшихся, владыка Павел выразил признательность всем участникам и организаторам богослужения Крестного пути.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Полный фотоотчёт: Крестный путь с архиепископом 2023