«Унижение, которое нас возвышает, называется жертвой». Воскресная проповедь Архиепископа

Дорогие братья и сестры!

«Сказал Иисус к некоторым», – говорит нам евангелист Лука, который скорее всего присутствовал при этой сцене. Кто эти «некоторые»? Думаю, что это могли быть и люди из народа, фарисеи, но также обязательно там были апостолы. Видимо, даже они, избранные, чтобы быть рядом с Иисусом, чтобы участвовать в общении с Ним, чтобы пребывать в Нем, видимо, и они не были защищены от высокомерия. А это значит, что и каждый из нас не освобожден от него.

Подумаем о том, как мы обращаемся к «мытарям» нашей эпохи, то есть к тем, кто вместе с нами ходит в храм, к тем, кто вместе с нами живет, тем, кто вместе с нами работает. Когда мы прощаем их, потому что – как мы думаем или на самом деле – они обидели нас, мы на самом деле прощаем их или в нашем высокомерии просто не обращаем на них внимания?

Этот фарисей как раз не замечает мытаря. Он настолько поглощен собой, что старается не смотреть на этого человека. То же самое часто может происходить с нами, когда считаем себя правыми, делающими все, что нужно сделать, и, в принципе, поступаем правильно. Но мы не замечаем тех, кто рядом с нами. Если кто-то обижает нас, то мы в лучшем случае стараемся как-то устранить его из нашей жизни.

В чем корень такого взгляда? Корень, как говорит Сам Иисус, в том, что мы стремимся воспринимать себя как люди, ни в чем не нуждающиеся, полностью самостоятельные. Забывая, что мы не творцы нашей жизни, а мы творения. И если бы Господь не дал нам жизнь и дыхание, то мы были бы мертвы. Мы бы вновь обратились в пыль. Поэтому все, что мы имеем, все, чем обладаем, нуждается в Нем. Вот почему можно сказать, что молитва мытаря определяет человека.

И даже если мы не чувствуем в себе тяжкого греха, это не значит, что мы не должны обращаться к Богу, осознавая, что мы все от Него получаем. Да, это могло бы оказаться унижением нашей личности. Но, думаю, если кто-то когда-то в чем-то на самом деле нуждался и искренне обратился к Богу, с уверенностью, что Господь слышит его вопль, тогда, я думаю, он сразу почувствовал утешение в объятиях Господних.

В чем заключается это унижение, которое, на самом деле, возвышает личность? Наша личность никогда не находит своей вершины, как только в успокаивающих объятиях Божьих. Это унижение, которое нас возвышает, называется жертвой. Как говорит нам сегодня апостол Павел, «я стал жертвой». А жертва по преимуществу – это Евхаристия. В ней происходит полное унижение Сына Божьего. В ней Господь Иисус Христос отдает всего Себя, жертвуя Собой. Но одновременно это вершина Его личности. Его личность возмущается, как говорит опять апостол Павел. Но, что интересно, что в этом возмущении Господь тянет всех нас за Собой. И тогда, когда и мы жертвуем, одновременно и наша личность возвышается. Так же и мы ведем за собой тех, с кем мы находимся в общении. Вот величие жертвы.

Когда мы говорим Богу: «Господи, я жертвую Тебе эту несправедливость, которую я испытываю, этот трудный момент». Когда говорим: «я, Господи, отдаю Тебе эту радость встречи с мужем, с женой, с детьми, с друзьями», тогда мы на самом деле чувствуем себя возвышенными. Это может оказаться унижением, но это как раз достижение Воскресения через Крест. Аминь.

26 октября 2025 г.

Фото: Ольга Дубягина