Священник Сергей Тимашов: «Бог дает нам время эпидемии как время благоприятное»

Встреча Христа с самарянкой показывает нам Бога, Который позволяет Себе нуждаться в человеке вопреки всем социальным и религиозным ограничениям. Одной Своей просьбой Господь прорывает сразу три барьера — иудей говорит с самарянкой, учитель — с женщиной, и притом женщиной грешной, настолько, что она идет за водой тогда, когда некому посмотреть на нее с осуждением.

Бог нуждается в нас вопреки любым нашим и чужим представлениям о нашем недостоинстве. И по мере того, как самарянка все больше прозревает в этом странствующем иудейском учителе пророка, мессию и Господа, она осознает и свое достоинство, данное Богом — сама идет звать тех людей, которых опасалась перед встречей.

Это достоинство, возвращенное нам в воде живой, текущей в жизнь вечную и истекшей из пронзенного на кресте бока Христа.

Но, значит, вода крещения не только ведет нас к вечности, но и приобщает к страданиям Христа, делает членами Его Тела и храмом Святого Духа — именно это позволяет нам поклоняться Богу Отцу во Христе, будучи собранными Святым Духом — в Духе и Истине.

Мне это кажется особенно важным сегодня, когда множество наших братьев в Азии и Европе уже заново открывают для себя, что принадлежность к Церкви, духовное единство Церкви не прерываются даже при невозможности физического общения. Наша Церковь всегда больше того количества, которое собралось на одной конкретной Мессе.

Я думаю, что Бог дает нам время эпидемии как время благоприятное, чтобы мы на самом деле могли признать свою растерянность, страх неизвестности, необходимость все время опираться на привычки — даже привычная воскресная месса с привычными соседями и друзьями — и могли учиться уповать только на Него, распознавать Его благость в окружающем тумане неопределенности и осознавать себя полностью включенными в Церковь, в ее солидарности во времени и пространстве. Солидарности с теми, кто и в спокойные времена, живя в рассеянии — сколько их в нашей стране или в Амазонии — не имеет этого дара еженедельной Мессы, в лучшем случае это духовное участие в медиа и духовное причастие. Солидарность с теми, кто во времена гонений мог родится, быть крещенным родными и умереть, ни разу не побывав на Мессе, но оставаясь членом Церкви, соединяющим свои молитвы и страдания с искупительными страданиями Христа.

Мы нуждаемся в телесном контакте друг с другом, но, возможно и нам в России придется в солидарности с теми и другими нашими собратьями возрастать в вере в ситуации, которая подчеркивает всегда существующую духовную связь всей Церкви, просто не позволяя опираться на привычные телесные способы.

Мы призваны позволить Богу, поклоняясь Ему в духе и истине, провести нас через эти испытания.