Входные врата в Землю обетованную, Иерихон также является местом, через которое Иисус приближается к Иерусалиму, чтобы осуществить там свой вход во славу – тесными вратами креста. Это место прекрасно подходит для явления полноты смысла Его жизни и Его миссии: для чего пришёл Сын Человеческий. Ответ на этот вопрос (то есть, это явление) осуществляется не умозрительно или отвлечённо, а на деле и весьма конкретно: посредством встречи с людьми из плоти и крови – такими как Закхей.
Первое, что мы узнаём о нём, это что он был важной шишкой, начальником и, кроме того, человеком богатым. Однако ни одно из этих свойств, столь выдающихся в глазах мира сего, не помогало ему увидеть самого главного. Достигнутые должности, успех, слава, богатство – ничто из этого не делает нас великими в глазах Бога. Закхей, человек важный и богатый, был, тем не менее, мал, а потому у него не получалось увидеть Иисуса.
Есть вещи, казалось бы, по-человечески, согласно мирским суждениям, нас возвеличивающие, но не дающие нам высоты (нравственной ли, духовной, высоты ли кругозора – как угодно назвать), дабы увидеть то, что может нас спасти, делающее нас чем-то большим, нежели просто «персонажем», помогая нам воистину быть самими собой. Закхей, в одном смысле великий (чтобы другие на него смотрели), а в другом малый (чтобы увидеть Христа), оказался способен, возымел достаточно мудрости, чтобы признать свою собственную малость: он раскрыл для себя, что то, что свойственно его величию, вовсе не помогает ему встретиться со Христом. Потому, не зацикливаясь на своём достоинстве или на том, что могли бы о нём подумать другие, он нашёл подходящее решение для признанной и принятой малости. Будто отрок (став, как дитя), он взобрался на смоковницу, поднявшись над собственной малостью, и так мог видеть Учителя, проходящего через город. И что важно, Иисус тоже его увидел, чуть побыл в его присутствии и напросился к нему в гости.
Не второстепенно, что он взобрался именно на смоковницу. В Библии смоковница – символ народа Божьего. Эта смоковница могла превосходно выглядеть, иметь много листвы… и всё же быть совершенно бесплодной. Иисус проклял полную листвы смоковницу из-за того, что у неё не было плодов (ср. Мф 21, 18-20), прямо перед тем, как очистить храм, знак религии столь же торжественной, сколь и тщетной. Но Иисус не отчаивается в своём народе и считает, что очищение может под конец стать плодотворным: в притче о бесплодной смоковнице (ср. Лк 13, 6-9) есть воззвание к долготерпению Божьему, дающему виноградарю дополнительный срок над нею поработать, дабы та дала плоды.
Закхей является символом того, насколько плодородно долготерпение Божие, причём именно там, где наименее всего ожидалось. Фарисеи, столь самонадеянные, скорые на осуждение общепризнанных грешников, подобны листьям этого древа – но плод его принесён был, однако, в Закхее, в маленьком великом Закхее, искавшем Иисуса и принявшего Его у себя дома.
Улицезрев эту сцену, мы обращаем внимание на то, что некоторые изначально отрицательные стороны нашей жизни могут играть положительную и спасительную роль. Закхей был способен признать свою малость (что он был грешником) и искал решения: взобраться на смоковницу. Это хороший пример того, что говорило нам Евангелие неделю тому: унижающий себя возвысится. Смиренное признание своей малорослости помогло ему подняться и дать Иисусу себя обнаружить.
На том же настаивает и первое чтение. Наша ничтожность пред Богом находит решение в сострадании этого Господа-жизнелюбивца, в Котором нет места ненависти, Который только созидает и хранит созижденное, а когда грех омрачает благость Его творения, Он отвечает лишь прощением и милосердием. Эта прекраснейшая песнь Божьей благости и положительности всего сущего обретает особую важность, если принять во внимание контекст, в котором она была написана: автор книги Премудрости размышляет над историей спасения и именно в этот момент говорит не об Израиле, а о Египте и о том, как кары, посланные, по израильскому преданию, Богом этому народу, идолослужителю и угнетателю народа Божия, не имели разрушительного смысла, но были направляемы спасительной, преисполненной любви педагогикой, достигающей всех, в том числе, и наших предполагаемых врагов, над которыми Бог также повелевает солнцу восходить и посылает дождь (ср. Мф 5, 45). И мы видим здесь, как то, что является нашему взору злом: например, несчастья, ограничения, изъяны – Бог может обратить во благо, в возможность призвания и спасительной встречи. Иисус, проходящий сквозь Иерихон по дороге в Иерусалим – лучший тому пример, ведь в Иерусалиме Он встретит смерть, имеющую быть источником жизни и спасения.
В Закхее уже предвосхищается это спасительное деяние. Мы не знаем, о чём они говорили во время трапезы, однако нам известны плоды той беседы. Иисус говорил, Закхей же отвечал на его Слово. Присутствие Иисуса у него дома помогло ему дать лучшее, что у него было: где была несправедливость, обман и себялюбие, возникает сверхизобилие справедливости, воздаяния и щедрости. Как говорит Иисус в ответ на раскаяние и обращение Закхея, «ныне пришло спасение дому сему». Спасение, несомое Иисусом, помогает нам обрести нашу истину, стать тем, чем мы воистину являемся. Имя «Закхей» означает «чистый». Лишь после встречи с Иисусом Закхей начинает быть собою. Будучи истинным плодом смоковницы-народа Божия, Иисус своим присутствием вызволил того, кто хоть и считался погибшим, но и он был сыном Авраама.
Закхей приглашает нас поразмыслить, что́, заставляя нас чувствовать себя богатыми и важными, однако же, умаляет нас, пред Богом, не давая видеть Христа, проходящего близ нас. Признать нашу малость – это лучший способ стать для Бога видимыми, принять Его у себя дома, дать Ему говорить с нами по душам. Иисус несёт нам спасение, освобождает нас от рабских привязанностей, пробуждает в нас лучшее, что у нас есть, раскрывает перед нами то, чем мы воистину являемся, чем мы и призваны быть: чадами Божьими.
Сегодня св. ап. Павел предупреждает нас, чтобы мы не морочили себе голову мнимыми откровениями о конце света. Есть те, кто весьма тревожатся об ужасающих сверхъестественных пришествиях, преисполненных угроз и наказаний за наши грехи, мало же имеющих общего с сострадательным Богом, который «покрывает грехи людей», который пришёл не судить, но взыскать и спасти погибшее. Пришествие, должное нас интересовать, это, прежде всего, повседневное прохождение Иисуса через наш город, нашу жизнь, хотящего встретиться с нами и напроситься к нам в гости. Это встреча, призывающая нас начать путь – призвание, которое нам нужно будет осуществлять изо дня в день, прося Бога в ежедневной молитве (в беседе со Христом, говорящим сидя за нашим столом) дать нам силу, чтобы, как в случае с Закхеем, оно не осталось лишь благим желанием, но дало плод добрых дел.