В субботу мы праздновали память святой Терезы Калькутской. Хороший пример для тех, кто считает, что святость — это дело прошлого. Хотя Тереза из Калькутты уже умерла, она принадлежит к тому времени, в котором мы живем до сих пор. Лично я не знал ее, но знаю многих людей, которые знали ее лично.
Одно из оправданий, которое мы часто используем, чтобы избежать вызова святости (который заключается не в том, чтобы закатывать глаза и смотреть на небо — прочтите текст Деяний Апостолов 1:11, чтобы убедиться в этом, а в том, чтобы иметь мужество любить в этом несовершенном мире) заключается в том, что слишком много препятствий и трудностей стоят на пути. Но пример Терезы Калькутской и многих других святых в том, что их святая жизнь (их любовь), принимала препятствия (бедность, несправедливость, страдания) как повод для такой жизни.
Мы также склонны оправдываться тем, что мы очень несовершенны, имеем много дефектов. И это правда. Но у тех, кого мы называем святыми, тоже были грехи, они тоже начинали со своего несовершенства. Сам Иисус в воскресном Евангелии дает нам ключ к тому, чтобы не отказываться от жизненных усилий, чтобы достигнуть святости — не вопреки нашим несовершенствам, а на их основе. Это урок братского исправления. Мы несем ответственность друг за друга; мы можем помочь друг другу в достижении прогресса, если у нас будет мужество исправлять друг друга сдержанно и с уважением; исправлять и позволять исправлять себя. И делать это не ради идеала нравственного совершенства, которое может привести нас к фарисейству или гарантировать «установленный порядок», а как требование той любви (истинной, трудной, друга истины и справедливости), которую Иисус пришел принести нам, и которая находится в пределах досягаемости, потому что если мы соберемся во имя Его, то Он Сам окажется посреди нас.
***
Эпизод в Кесарии Филипповой оставил нам образ Петра, который почти одновременно исповедует и отрицает, благословлен и отвержен. И это говорит нам о том, что мы, верующие, благословлены, потому что нас коснулся Господь даром веры, но это не значит, что мы чисты и совершенны, мы продолжаем быть грешниками. Иисус идет впереди нас, уча нас пути совершенства, который ведет в Иерусалим, к страстям и смерти на кресте. Он также возложил на нас, несовершенных и грешных, огромную ответственность, так как Он доверил нам ключи Царства, то есть реализацию Своего собственного дела. И поэтому так важно и так необходимо, чтобы Иисус, Господь и Учитель, продолжал учить нас, и чтобы мы продолжали слушать Его учение, если мы хотим верно исполнять ту миссию, которую Он нам доверил. Поэтому Церковь каждый день, в начале утренней литургии, напоминает слова сегодняшнего ответного Псалма: «Послушайте глас Господа!».
Одна из частей этого учения состоит в том, чтобы исправить нас, указать на нашу непоследовательность, наши недостатки, наши грехи. Поэтому прислушиваться к учению Иисуса обязательно означает быть открытым для Его исправления: «сердец не закрывайте!». И, доверив нам Свою миссию, Он учит и исправляет нас через Свою общину, которая является Его Телом и в которую мы вливаемся как живые члены. Мы – община веры: именно наша вера в Иисуса, как Мессию, объединяет и связывает нас, и это наша радость, наше блаженство; но мы – община странствующая, община мужчин и женщин, которые еще не достигли совершенства, которые должны продолжать учиться и расти в следовании за Иисусом. И все это означает, что мы ответственны друг за друга. И хотя каждый несет ответственность за себя, неправда, что каждый несет ответственность исключительно и только за себя и ни за кого другого, и что никто не должен вмешиваться в чью-то жизнь. Ответственность, которую Иисус возложил на нас, те ключи, которые Он дал Петру, та миссия, которую мы все должны выполнять, имеет много общего с заботой о других. Иисус учит нас этому сегодня реалистически, прямо и ясно: братская критика ради исправления друг друга является неотъемлемой частью жизни общины учеников, церковного сообщества.
Конечно, это трудная задача: именно из-за своего состояния грешников мы нуждаемся в исправлении; но именно это состояние усложняет нам задачу: во-первых, потому что грех проявляется в склонности игнорировать других; во-вторых, потому что, зная, что мы сами грешники, казалось бы, какое право мы имеем увещевать или поправлять кого бы то ни было?
И все же Иисус настаивает на этом важном долге. Он делает это в соответствии с пророческой традицией, которая напоминает нам устами Иезекииля, что, хотя сам грешник и несет ответственность за свою погибель, но тот, кто понимает его греховность и ничего не делает, чтобы предотвратить его погибель, предостеречь его, становится ответственным тоже.
Один из способов преодолеть эту трудность может заключаться в том, чтобы поставить себя сначала не на место исправляющего, а на место исправляемого. Зная себя ограниченным, несовершенным и грешным, я должен быть открыт для того, чтобы мне помогли преодолеть себя через братскую критику и помощь. Это сложное искусство: оно включает в себя не только смирение признавать наши ограничения, но и то, что является наиболее трудным для нас, — признавать наши ограничения перед другими, и даже позволять другим открывать их нам. Часто мы становимся закрытыми по отношению к наблюдениям других людей, защищаемся от них, либо с плохим настроением и агрессивностью, либо с безразличием и гордостью; как будто мы уже совершенны и не нуждаемся в той помощи, которая стимулирует наш христианский рост.
Когда мы тренируемся в этой открытости и способности прислушиваться к братской критике и помощи, которые другие предлагают нам, мы еще и учимся строить общину, делая себя ответственными за других, помогая им со смирением преодолевать свои слабости. Иисус показывает нам мудрую педагогику, которая начинается со сдержанной личной беседы (поскольку мы должны избегать, насколько это возможно, извещать кого-либо о чужих грехах); она продолжается, при необходимости, обращением к подтверждению несколькими свидетелями (что также может помочь нам более объективно взглянуть на проблему); и, только в крайнем случае, можно прибегнуть к посредничеству всей общины. На протяжении всего этого процесса всегда присутствует уважение к самостоятельности каждого участника. Если собеседник никого не слушает, он ставит себя вне общины. Даже если мы все и ответственны друг за друга, все равно верно и то, что, каждый из нас в конечном счете ответственен сам за себя.
Миссия братской критики и взаимопомощи – это дело каждого, поскольку община, о которой говорит Иисус, имеет очень разные уровни: семья (домашняя церковь), приходская община или христианская группа, в которой я участвую, религиозная община (монастырь), епархия… Те, кто несет особую ответственность в этих различных формах общины, безусловно, более обязаны. Но эта задача стоит перед всеми, поскольку братское исправление друг друга может и должно быть пророчески осуществлено и в отношении тех, кто находится у власти. В любом случае, сегодняшнее Евангелие приглашает нас размышлять над этой обязанностью, которая возложена и на Церковь как таковую, которая сегодня не пользуется благосклонностью того, что называется «общественным мнением», но также затрагивает и каждого члена Церкви. Она является частью функции учительства для сохранения истинности веры и последовательности жизни (fides et mores). Не каждое мнение, не каждая форма поведения совместимы с верой и вытекающими из нее требованиями к жизни. Иногда Церковь через своих Пастырей вынуждена предупреждать об этом и официально осуществлять конкретные формы братского исправления своих членов. Тот факт, что эта функция не пользуется популярностью и часто вызывает гневные реакции со стороны определенных групп и СМИ, не умаляет того факта, что это часть миссии, которую Иисус доверил своей Церкви, поэтому слушать тех, кого Он поставил во главе своего стада, так же евангельски и пророчески верно, как любить врага и заботиться об Иисусе в своих меньших братьях.
Лучший, а может быть, и единственный способ воплотить в жизнь это важное евангельское измерение братского взаимоисправления – рассматривать его как модуляцию единственного, чем мы обязаны друг другу и что подводит итог всему закону: любви. Без нее любая критика, любое исправление становится бессердечной дисциплиной, которая стремится спасти не столько человека, который ее нарушает, сколько только «установленный порядок». Любовь – это единственный путь к совершенству, пройти который призывает нас Иисус. И любовь, которая является готовностью отдавать свою жизнь за своих братьев и сестер, также включает в себя искреннюю готовность страдать за них, либо потому, что они нас поправляют, либо потому, что мы должны их так или иначе поправлять.
Последние слова Иисуса в сегодняшнем Евангелии дают нам еще один ключ к правильному исполнению этого трудного служения. Поскольку братское взаимоисправление всегда предполагает конфликтную ситуацию, то, для того, чтобы осуществлять ее евангельским путем, то есть, в соответствии с заповедью любви, и мы всегда должны осуществлять ее, предварительно достигая согласия между собой в самом главном, собранные во Имя Господа, и в атмосфере молитвы. И эти вещи не должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся: ибо именно они делают Самого Иисуса присутствующим среди нас; и когда мы уверены в том, что это Он учит и исправляет нас, тогда намного легче принять исправление и продолжать идти в стремлении к совершенству любви, в следовании за Христом.
Нам трудно позволить себя исправить. Но мы все согласимся с тем, что если бы это был Сам Иисус, пришедший исправить нас, то мы, наверное, с радостью приняли бы это исправление. Но ведь именно Он сам находится в центре своей общины, и Он тот, Кто учит и исправляет нас