30 мая мы вспоминаем святую Жанну д’Арк. Мы все, наверное, помним, что святая она жила в начале XV в., в годы Столетней войны между её родиной – Францией и Англией. Именно в этот период войны ситуация для Франции складывалась самым тяжёлым образом, английские войска занимали значительную часть страны и продолжали развивать успех.
Жанну, начиная с какого-то момента, посещают архангел Михаил и святые Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. Они открывают Жанне её призвание спасти страну от бедствий войны и оккупации, а также укрепить и поддержать главу страны – короля Карла. Преодолев первоначальное недоверие окружающих, Жанна постепенно смогла занять то место в жизни страны, которое позволило бы ей выполнить её миссию; она встречается с Карлом, с руководителями страны и армии. Вдохновляемые святой Жанной французы вначале освободили от осады английских войск город Орлеан, – что имело в тот момент очень большое стратегическое значение, – а затем одержали ещё ряд побед. Однако затем в результате подлости и предательства Жанна оказалась в плену у англичан. Был организован судебный процесс, на котором она была осуждена; затем святую Жанну сожгли на костре.
Здесь я хотел бы, во-первых, отметить, что Жанна трудилась и отдала свою жизнь ради спасения своего народа и своей страны. Мне кажется, сейчас важно посмотреть на это. Несколько десятилетий назад во всём мире, – где-то раньше, где-то позже, – начались процессы открытия границ, – и политических, и культурных, – возросла мобильность людей, их интерес к чужим культурам. Это очень хорошее, доброе и христианское явление, но как порою бывает, доведение до крайностей может даже в чём-то очень позитивном приносить некую толику заблуждений и ущерба. Здесь таким заблуждением, на мой взгляд, стала утрата некоторыми людьми чувства любви к своей стране. Разумеется, мы должны любить всех людей и к каждому человеку, народу и стране относиться по-доброму, но разве это исключает предпочтительную любовь? Допустим, христианское призвание любить ближнего (Мф 22, 39) не исключает особенного характера семейной любви, например – супружеской верности и т.д. Но даже более того, у некоторых людей не то что речь не идёт о каком-то особом характере любви к своей родине, – куда там, наоборот: присутствуют постоянные неконструктивные ироничные колкие цепляния к её недостаткам и ошибкам. Мы так привыкли повторять фразу П. Чаадаева «я не научился любить свою родину с закрытыми глазами», что упускаем из виду, что во-первых, её надо всё-таки любить, а потом уже открывать глаза, – свои и чужие, – на её недостатки, и что эта фраза может быть удобной ширмой для равнодушия к родине.
Разумеется, критическое конструктивное отношение к недостаткам и грехам своей страны должно быть присуще каждому человеку, но оно должно существовать именно в контексте любви и желания блага своей стране, а не равнодушия к ней. И здесь пример святой Жанны может быть, мне кажется, полезен для выпрямления этой внутренней духовной искривлённости, которая есть иногда у некоторых людей: она отдала свою жизнь за свой народ и страну, хотя, наверняка, недостатков у её страны тоже хватало. Тем сильнее этой стране требовалась любовь.
Второе, о чём я хотел бы сказать, – это насколько ужасна война и важен мир. Удивительно, если задуматься, насколько часто лилась кровь людей, и какие бедствия переносили люди во времена, например, святой Жанны д’Арк — в начале XV в. И как горько и нелепо, что это была война двух христианских государств. Сегодня в мире тоже, к несчастью, нередко льётся кровь, но даже если и нет боевых действий, – зачастую имеется большая напряжённость в отношениях. События последних месяцев ещё раз показывают: как печально, что столько времени многим странам мира приходилось тратить огромные средства на гонку вооружений вместо того, чтобы, например, активно развивать эпидемиологию, что оказалось бы столь важным сегодня. Глядя на образ святой Жанны, которая по вине инстинктов алчности и агрессии погибла в совсем юном возрасте, давайте молиться о прекращении напряжённости между народами, о разрядке и мире.
о. Александр Коробцов