«В эту ночь мы можем смотреть в будущее без страха». Проповедь Архиепископа в Сочельник Рождества Христова

Дорогие собратья в священническом служении,
прихожане и гости Кафедрального собора,
возлюбленные во Христе братья и сёстры!

«Младенец родился нам; Сын дан нам; и нарекут имя Ему: Князь мира, Эммануил, Бог с нами» (ср. Ис 9,6). Это и есть событие рождения Бога, Рождество Христово. Бог вошёл внутрь человеческого существования, внутрь человеческой истории, внутрь предвечного замысла Отца — сокрыто, как любой другой человек, рождённый от жены, обретший плоть человеческую.

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4,4–5). Искупление и усыновление — это плод благодатного действия Святого Духа, Который через воплощение, смерть и воскресение Иисуса не только восстановил нашу испорченную природу, но и включил нас в «семью Божию».

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас ожидать в надежде явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (ср. Тит 2,11–14). Рождество Христово — это историческое событие явления благодати Божией, начало явления славы Отца и Сына. «Слава в вышних Богу!», — поют ангелы в эту ночь. И явившаяся благодать, слава Живого Бога, с тех пор пребывает на земле, внутри истории. Эта благодать учит нас надежде, она направляет пастухов к яслям, потому что Младенец Иисус Христос есть их и наша надежда (1Тим 1,1), их и наше спасение.

Вот почему в эту ночь мы можем смотреть в будущее без страха. Да, правда, что мы живем в условиях неопределённости и нестабильности; бывают моменты, когда мы чувствуем опасность для нашей жизни, и для того, что нам дороже этой жизни. Всё это Мария с Иосифом испытали ещё до рождения Иисуса, и сразу после Его рождения им пришлось бежать в Египет. Мы, как и они, не можем избежать власти обстоятельств, и часто становимся их жертвами. Однако они смотрят в будущее без страха, потому что Бог пребывает с ними в этом Младенце. И Младенец Иисус есть надежда жизни, надежда истории, надежда всего мира.

Христианская надежда — это уверенность на каждом этапе нашего жизненного пути, поскольку она зависит не от наших человеческих сил, а от обещаний Бога, Который всегда верен. Всё, что было обещано, становится реальностью в эту ночь. Наше будущее станет спасением нашего настоящего, потому что спасение уже находится в этом Младенце. Наша христианская надежда обеспечивает стабильность и безопасность, она позволяет нам чувствовать себя как дома в любых обстоятельствах.

Христианская надежда подобна якорю, который крепко держит наши сердца посреди изменчивых обстоятельств, потому что Господь Иисус спас нас Своими смертью и воскресением, и Он грядёт вновь. Христианская надежда подобна маяку, который продолжает указывать нам порт «нового неба» и «новой земли» (ср. 2 Пт 3,13), где каждая жизнь обретёт свой подлинный смысл, ибо наша родина, наш порт — на небесах (ср. Фил 3,20). Христианская надежда позволяет видеть начатки этих новых неба и земли в нас, и посреди нас, в нашем общении во Христе.

Бог родился, чтобы в течение всей истории, в течение всей нашей жизни оставаться Богом с нами. Христос для нас — это буквально всё, потому что от Него исходит всё. Много раз вы, наверно, слышали от меня слова Владимира Сергеевича Соловьёва, которые остаются всегда актуальными: «Всего дороже для нас в христианстве сам Христос — Он Сам, а от Него всё, ибо мы знаем, что в Нём обитает вся полнота Божества телесно».

И что происходит от Него, если не Церковь, общение, эта семья, которая способна принять внутри себя всех! Вслед за Христом мы призваны созидать христианские общины — открытые, где царит гостеприимство, и в которых, взаимоотношения в любви позволяют нам носить бремена друг друга (ср. Гал 6,2), как это должно происходить в семье, ради возвещения Евангелия.

Рождество Христово — это явление в нас благоволения, благосклонности к нам Бога. «Слава вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения!» Замысел Отца — это замысел мира для наших сердец, для наших семей, для наших общин, для нашего народа, для всего мира! «Он — наш мир» (ср. Еф 2,14).

Будем же устремлять свой взор на Лик Младенца Иисуса, и тогда мы не будем бояться смотреть и в лица наших братьев и сестёр. Именно Его любовь ведёт нас к ним (ср. 2Кор 5,14). И вера в Него, наш мир, позволяет нам предложить каждому дар Его мира.

Мы живём во времена, отмеченные разрывами в семейном, общинном, общественном и национальном контекстах: послания и язык, пронизанные враждебностью и насилием, распространяются всё больше; погоня за эффективностью часто оставляет самых уязвимых позади; постоянно растущая мощь технологий подавляет свободу; одиночество поглощает надежду, множество неопределённостей тяготеет над нашим будущим.

И всё же, в этих же условиях маленькая община Вифлеема живёт в мире и призывает нас быть строителями дружбы, братства и подлинных отношений в наших общинах, где мы можем без страха и подозрения прислушиваться друг к другу и сглаживать противоречия, развивая таким образом культуру встречи, а не конфликтов, и становясь пророчеством мира для всего мира.

Христос рождается!
Славьте Его!

Фото: Ольга Дубягина