«Служение, бескорыстность, миссия». Проповедь Архиепископа на Мессе Братства «Общение и освобождение»

8 марта Архиепископ Павел Пецци отслужил благодарственную Святую Мессу для членов Братства «Сomunione e liberazione» («Общение и освобождение») в годовщину рождения для Неба их основателя о. Луиджи Джуссани и признания Братства Святым Престолом. Приводим полный текст его проповеди.

Дорогие братья и сестры!

Интенция этой Святой Мессы напоминала нам о трех измерениях, которые, по мнению отца Джуссани, являются тремя составляющими христианской жизни, христианского призвания. И мне показалось весьма интересным, что Папа Франциск возвращается к этим трем измерениям, но не просто повторяя их, а исходя из своего собственного опыта переживания измерения культуры, которую он назвал «культурой встречи» и «культурой мира».

Сегодняшний мир пребывает в состоянии постоянной конфронтации. Мы думали, что все войны были оставлены нами в прошлом веке, но уже на заре третьего тысячелетия они вспыхнули с новой ужасающей силой, потому что ценность личности и человеческого достоинства во многом утрачены.

Поэтому Папа Франциск вновь и вновь обращается ко всем нам за помощью в вопросе развития культуры мира. И когда он обращается к конкретному народу, к определенной харизме, он обращается ко всей Церкви, к епископам, священникам, людям посвященной жизни и, конечно же, к мирянам. И каков же его призыв? Его призыв – это призыв Иисуса, к спасению человека и всего человечества.

Но что это значит? Для Иисуса это означает воспитывать в духе мира, в духе служения, то есть того, чего не хватает сегодня человеку. Сегодняшнему человечеству не хватает именно этого воспитания, и никакие инстинкты, определяемые властью и влияющие на ход нашей истории, не смогут достичь мира, если мы не начнем воспитывать себя именно в духе служения.

Второе измерение, о котором говорит Папа Франциск, это то, что мы называем «каритативой», «каритативной деятельностью» или «служением милосердия». Главный аспект этой деятельности, который выделяет Джуссани, это бескорыстность. То есть то, что помогает воспитывать в себе бескорыстную любовь. Этот аспект помогает нам понять, почему Папа Франциск возвращается к призыву, существующему с самого начала Церкви, к призыву отдавать предпочтение бедным и нищим. И это не какое-то политическое или идеологическое решение. Нет, это то, что исходит из осознания того, что бескорыстная любовь – это та единственная сила, которая может управлять судьбой мира, который идет к либо к полному разрушению, либо к завершению своей судьбы. Но для этого необходимы направление и перспектива, которые указывают нам на нищих, в которых и проявляется бескорыстная любовь Бога. Потому что иначе нищета – это самая невыносимая несправедливость, потому что иначе страдания невинных детей не имели бы смысла. Господь Сам становится нищим, чтобы еще больше быть предпочтенным Богом Отцом, подавая нам пример. Мы возвращаемся к культуре встречи, к культуре мира, то есть к стремлению увидеть в другом какую-то возможность для своего собственного обращения и изменения. И когда мы смотрим в глаза нищему, мы не можем не чувствовать желания стать, как Христос, нам хочется действовать так же, как Он.

Третье измерение, о котором упоминает Папа Франциск, это миссия. Миссия – это просто, потому что это свидетельство твоего собственного опыта. И если ты не имеешь опыта жизни со Христом, то ты не можешь ничего передать, кроме своих сомнений, неуверенности, дискомфорта. Если же ты находишься в отношениях со Христом, то ты можешь ничего и не говорить, хотя миссия – это также и словесное свидетельство, но прежде всего это твое лицо, как знак того, что мы уже не сообразуемся с веком сим, как говорил апостол Павел, но преображаемся по мере того, когда мы смотрим на Христа. Аминь!

Фото: Ольга Дубягина