8 июня Святую Мессу торжества Сошествия Святого Духа в московском Кафедральном соборе возглавил генеральный викарий Архиепархии свящ. Кирилл Горбунов. В этот день он преподал таинство Миропомазания 29 верным. Приводим полный текст его проповеди в этот день.
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Великий праздник, который мы сегодня торжественно отмечаем, более древний, чем та история, которую мы услышали в книге деяний апостолов. Первоначально это праздник первых плодов урожая. Затем в еврейской традиции, в которой был воспитан Иисус, на которой основано и наше Священное Писание, этот праздник приобрел характер тех плодов, которые Народ Божий обрел, когда вышел из Египта. Через семь недель странствования в пустыне народ пришел к горе Синай, где был дан закон, было дано Слово Божие и заключен Завет между Богом и Его народом. И вот, этот праздник, который мы называем греческим словом (πεντηκοστή (pentekostē), то есть Пятидесятница, на пятидесятый день Пасхи, и мы тоже сегодня празднуем как день благодарения Богу за плоды, которые мы приняли благодаря Пасхе, благодаря присутствию Духа Святого, Который пришел после Воскресения Христа, после Его Вознесения к Отцу. И что это за дар, который мы празднуем сегодня, который апостолы обрели в этот прекрасны день Пятидесятницы?
Апостолы обрели присутствие Воскресшего Христа, Того Самого Христа, о Котором мы сегодня слышим в Евангелии, Который после Своего Воскресения пришел к ученикам, показал им Свои пронзенные руки и ноги и сказал: «Мир вам», и ученики возрадовались, увидев Бога. И затем, когда на сороковой день Он вознесся к Отцу, они были изумлены, потрясены, растеряны и даже, наверное, печальны. Потому что они только-только привыкли снова видеть рядом с собой Воскресшего Учителя, Который был такой же и одновременно не такой же, как до Своего Воскресения. И Его присутствие наполняло их сердца огромной, ни с чем не сравнимой радостью. И вот теперь Он снова уходит от них. Уходит не в пространство смерти, как после Своего распятия, а в Небесную Славу, для того, чтобы восседать рядом с Отцом, но все равно уходит.
Мы знаем, что еще до Своего Воскресения, Своего Вознесения, Христос много раз повторял своим ученикам: лучше для вас, чтобы Я ушел, потому что придет Дух утешитель, который напомнит вам все, что Я говорил вам, который научит всему, что вам нужно знать, и который даст вам силы исполнить то переназначение, которое Я оставляю вам, то великое поручение, которое Я вам даю. Идите и проповедуйте Евангелие всей твари.
Вот теперь исполнилось это обещание Иисуса Христа. Они, благодаря сошествию Святого Духа, во всей полноте, всем своим существом пережили, ощутили, познали, что Воскресший Христос не где-то там, не на Небесах, смотрит на них издалека, а здесь, Он среди них, Он есть посреди нас, и есть и будет.
Более того, удивительная вещь, которую они ощутили в этот момент сошествия Святого Духа и дальше, когда Святой Дух начал действовать в истории первой Церкви, что Воскресший Христос присутствует не так, как Он присутствовал при Своей земной жизни, при Своем земном служении, когда Он был все-таки кем-то отдельным от них. Да, они могли на Него смотреть, видеть Его. Но теперь Воскресший Христос присутствует в них самих. Воскресший Христос – это они сами. Он говорит через них. Он действует через них, он идет в них туда, куда Сам желает, и совершает то, что считает нужным. Они сами стали живым присутствием Христа в истории. Вот эта великая тайна, которая открывается в Сошествии Святого Духа.
И Он действует не только в каждом из них. Из этой маленькой общины, как мы знаем, довольно тогда еще робких, испуганных людей, которые сидели в этой горнице, заперев двери от страха перед иудеями, – из них Он созидает совершенно новую общность, которую мы называем Церковью. Первое таинство, которое Христос создает, посылая Своего Святого Духа, таинство, из которого рождаются все остальные таинства, это таинство Церкви. Из группы людей, которые не все даже были между собой друзьями, как мы знаем, читая страницы Евангелия (между ними были ссоры, были недоразумения, были какие-то взаимные обвинения, недопонимания), Он создает единое целое, Свое Единое Воскресшее Тело, присутствующее в истории. Создает Церковь. Вот эта великая благодатная тайна, которая нам сегодня открывается.
Мы празднуем сегодня, с одной стороны, сошествие Святого Духа, а с другой стороны – рождение Церкви, к которой мы принадлежим. Празднуем тот факт, что Воскресший Христос теперь через Святого Духа присутствует в жизни каждого из нас. И из каждого из нас, из всех нас вместе, делает единый организм, единое тело Церкви, которое продолжает Его шествие через историю, которое исполняет ту миссию, которую Христос дает Своим ученикам: «Идите и свидетельствуйте обо Мне. Идите и проповедуйте Евангелие».
Мы видим, что присутствие Святого Духа дает ученикам такую способность проповедовать, которая превосходит просто человеческие возможности, потому что, если мы говорим своими словами, говорим только от себя, такие вещи невозможны. Но лишь когда в нас исполняется, как в апостолах, то, о чем Христос говорил: когда вы будете говорить обо Мне, вы будете говорить не от себя. Мой Дух, Который внутри вас будет говорить то, что нужно. Не бойтесь, что вы не знаете, что вам нужно говорить. Когда придет время, Дух скажет эти слова изнутри вас.
Это прекрасный образ, который мы видим: люди, говорившие на разных языках, пришедшие из разных мест мира, слышат и понимают, слышат учеников, которые говорили на арамейском языке, а понимают это на своем родном наречении. И это, конечно, образ, который говорит нам о том, что и сегодня Церковь обращается к людям, которые говорят на разных языках, и об этом тоже говорит сегодняшняя Литургия Слова, что действие Духа, который создает внутреннее родство между человеком, который говорит, и человеком, который слышит, преодолевает не только языковые, но и культурные традиции.
Мы живем в обществе, в котором люди говорят на разных языках: на языке, бизнеса, на языке культуры, на языке коммуникации, на языке образования, на языке философии, психологии… Иногда эти языки, как мы знаем, очень плохо друг с другом согласуются, кажется, что люди, которые говорят на этих языках, имеют разные ценности, разные цели в жизни, разные задачи… Как туда вписать Евангелие? Как об этом говорить? Это становится возможно благодаря Духу, благодаря тому, что Он движет сердца людей навстречу друг другу.
Евангелие достигает людей в самых разных сферах нашей жизни, сферах человеческой длительности, человеческой мысли. Это удивительно и прекрасно. И вот сегодня те, кто принимает таинство Миропомазания, просят о двух вещах. Просят о том, чтобы Бог соделал их свидетелями Христа там, Где вы все живете, там, где проходит ваша жизнь. Это не значит, что завтра нужно обязательно взять какой-то лозунг, транспарант и пойти с ним навстречу людям. Это значит именно то, о чем говорится во второй части вашего прошения: жить согласно заповедям, жить согласно учению Христа, жить в согласии с Его Смертью и Воскресением, и тогда Дух, Который действует и в жизни других людей, будет вызывать любопытство, будет вызывать интерес.
Как много раз говорил наш епископ, Евангелие передается через зависть. Это на самом деле так, потому что, если мы видим человека, глаза которого светятся радостью, если мы видим человека, который живет и от которого исходит ощущение полноты жизни, от которого исходит ощущение избытка этого духовного присутствия, тут невольно люди начинают спрашивать, откуда у этого человека это. Я тоже хочу получить эту радость, я тоже хочу получить эту полноту жизни. И тогда возникает возможность свидетельствовать. Иногда это вызывает отторжение, иногда это вызывает непонимание, и тогда Дух дает нам мужество для того, чтобы переносить это испытание, переносить это искушение.
Сегодня Дух Святой изливается на Церковь, и каждый из нас имеет возможность принять то, что нужно ему сегодня. Ученики, как мы знаем, готовились к событию Пятидесятницы долго. Прежде чем на них сошел Святой Дух, они прошли трехлетнюю катехизацию, следуя за Иисусом. Они пережили Его смерть, пережили Его Воскресение, пережили Его Вознесение. Они были подготовлены по-настоящему к тому, чтобы принять Святого Духа в свою жизнь и стать единой общиной. Мы не все в одинаковой степени готовы откликнуться на это действие Духа и принять Его в свою жизнь. Но просить об этом, просить о том, чтобы мы желали, хотели и ждали действия этого Духа, мы, конечно, должны.
Сегодня, сейчас, когда мы будем наблюдать это таинство Миропомазания, которым будут запечатлены наши братья и сестры, будем просить, чтобы Бог одарил нас Своими дарами. Аминь.
8 июня 2025 г.
Фото: Ольга Дубягина