«Пророк надежды верен Богу». Проповедь епископа Николая Дубинина на Епархиальной встрече молодежи

Дорогие друзья!

Очень часто нами управляют эмоции, предрассудки, наши не всегда верные убеждения. Чтобы не сказать: «Так было всегда», скажу, что так было не только в наше время. Посмотрите на сегодняшние чтения. Когда мы их слушаем сегодня, по прошествии долгого времени от описанных в них событиях, то, конечно же, мы всем сердцем, всей душой на стороне Иисуса. Мы, естественно, с полным уважением относимся к пророку Иеремии, видим и знаем, как ценна была его миссия (иначе не было бы книги этого пророка в Ветхом Завете).

Но посмотрите, что происходило тогда, когда проповедовал Иисус, и тогда, когда Иеремия начал говорить то, что ему повелел Господь. Выражаясь современным языком, Христу «наставили дизлайков», Иеремии «устроили хейтинг». Христос произносит слова, горькую мудрость которых Он испытал на Себе неоднократно: «не бывает пророк почитаем в своем отечестве». Это наставление нам, «библейская иллюстрация» к размышлениям сегодняшнего дня. Это то, что Господь нам говорит и чем освящает наш отрезок пути на сегодня.

Мы видим, что, независимо от времени, когда говорит пророк, скорее всего, его сразу не услышат и не оценят. Ситуация, когда пророка сразу послушали и обратились, – скорее исключение в истории Спасения. Чаще происходит иначе. Хотя пророки обращаются к людям, которые так же, как и они, верят, которые так же чувствуют, желают чего-то лучшего, — не происходит этой коммуникации, необходимого восприятия пророчества, потому что в нем говорится о том, к чему не привыкли, о том, к чему еще не готовы, о том, о чем, может быть, просто не хотят или боятся слышать. Пророчество – это не то, что рождается в недрах общества, даже не то, что рождается в сердце отдельного (пусть и весьма благочестивого) человека. Это то, что через пророка, через его свидетельство и жизнь говорит людям Сам Господь. А это, на самом деле, нелегко принять.

Христианская жизнь – это не только свидетельство, не просто следование за Христом. Христианская жизнь — это также пророчество. Христианская жизнь – это не то, к чему привык мир; это не то, чего в своих земных исканиях жаждут люди; это не всегда то, что нравится. И это очень часто не то, что ценится. Если мы серьезно задумываемся над своим собственным христианством и решимся не оставаться на мелководье лишь видимого благочестия, поверхностного общения, но захотим действительно, как призывает нас Христос, «отплыть на глубину», то мы столкнемся с этим пророческим измерением нашей жизни на собственном опыте. Мы его не сможем обойти, оно не минует нас. Скорее всего, вы не только представляете, но и уже испытывали в своей жизни, что пока мы рассуждаем о чем-то легком, о чем-то незначительном, все кажется привлекательно и хорошо. Вы говорите другим (надеюсь, что говорите, а не скрываете), что вы верующие люди, католики. Нам проще это сказать в такой обстановке, когда можно предположить, что эти слова вызовут более или менее положительную реакцию. Может быть, кто-то из ваших знакомых и ровесников, услышав это, скажет: «я хочу посмотреть, приведи меня» — даже чисто из любопытства (и в этом ничего плохого нет). В такой ситуации нам даже приятно, как будто мы занимаемся какой-то серьезной евангелизацией, даем свидетельство. На самом деле это может оказаться лишь легкой игрой.

Если мы идем на глубину, то своей жизнью – не только словами, но прежде всего делами (отношением к учебе, работе, к разным жизненным проблемам) – подтверждаем, что мы действительно серьезно относимся к Божьим заповедям, прислушиваемся к тому, что говорил Христос, как Он призывает нас доверять Ему. В этом случае вы, несомненно, рано или поздно сталкиваетесь с непониманием, может быть, с неприятием. Где-то по отношению к вам будут дизлайки и хейтинг, потому что люди не привыкли, не хотят и не готовы сейчас слушать то, что вы говорите, и видеть то, как стремитесь жить – это некоторых раздражает. Поэтому не надо ожидать только признания, каких-то восхищений и похвал за то, что мы живем или стараемся жить по-христиански. В самом деле, христианин живет не для того, чтобы его хвалили люди. Евангельский образ жизни – это жизнь по зову сердца, которое открыто к тому, что говорит Господь.

Сегодняшние образы Иеремии и Христа как пророка, не признанного в своем отечестве – для нас не только примеры, но и образцы. Их не пугает отношение других. Их не останавливает, что приходится говорить нелегкие вещи, которые люди не хотят услышать. Они сохраняют верность Богу – и в своем пророческом призвании сохраняют верность самим себе. Пророчество – великая миссия, очень серьезное и очень реальное дело. Это, на самом деле, один из фундаментов нашего христианского призвания, нашей христианской жизни. Быть всегда верным Богу, жить (говорить, действовать) всегда в согласии со своей совестью, не идти на поводу того, что легко, того, что популярно, того, что вызывает лайки и аплодисменты. Быть верным Богу – значит оставаться собой, человеком и христианином, даже осознавая, что это кому-то не понравится, вызовет насмешки и критику, непонимание и даже отторжение. Это, конечно, нелегкая ноша, человеческих сил здесь не всегда достаточно. Часто мы будем ощущать, что нам не хватает сил, мужества, стойкости, может быть – желания. Но Господь всегда приходит на помощь со всей Своей благодатью и дает ее тем, у кого открыто сердце, и ведет нас, помогая в стремлении выстраивать свою жизнь так, чтобы это была достойная человека, достойная христианина жизнь, ведущая ко встрече с Богом, — путь, который Сам Господь увенчает наградой вечной жизни.

Может быть, это сейчас звучит слишком высокопарно… или пророчески? Мы нуждаемся во времени, чтобы убедиться: всё, что говорит Господь, верно, истинно и спасительно. Поэтому еще раз подчеркну: необходимо всегда стремиться думать, говорить и действовать в согласии со своей совестью. А совесть (особенно в наши непростые времена) необходимо формировать, ориентируясь на Божьи заповеди и евангельские ценности. Господь помогает нам, но здесь во многом наша свобода, наша разум должны быть задействованы, потому что только от человека зависит, как он воспримет помощь Господа: откроет ли свое сердце или наоборот закроет.

Этот путь открывает новые горизонты, наполняется надеждой, над которой в эти дни мы размышляем и которая будет главной темой грядущего Юбилейного года. Эта христианская жизнь, наполняемая надеждой, невозможна без покаяния, невозможна без обращения. Господь подсказывает нам, что смотреть и оценивать нужно прежде всего не то, что окружает нас, и не тех, кто рядом с нами. Нужно внимательнее всматриваться в свое сердце и прислушиваться к Слову, которое Господь направляет к тебе. Это внутреннее углубление, конечно, будет рождать понимание и ощущение собственного несовершенства и слабости. Примирение, прощение, которое дает Господь, – это первый шаг к осуществлению надежды. Это первый шаг к осуществлению надежды об истинной свободе и полной радости. Если мы посмотрим искренне на самих себя, на свои мысли, на свой образ жизни, на свои эмоции – по-честному, перед Богом, то увидим, что далеко не всегда у нас все прекрасно, совершенно и чисто. Мы заметим, что и в нас есть недовольство, закрытость, может быть, даже агрессия. Если в наших словах и поступках имеет место озлобленность, пессимизм, равнодушие или агрессия, то не надо искать причины в других: в мире, который несправедлив, в родителях, которые нас недолюбили, в ближних, которые на самом деле «не-ближние», и еще в чем бы или в ком бы то ни было. Нужно искать причину в своем сердце, ведь все эти проявления, по сути, говорят об одном: ТВОЯ жизнь не упорядочена. И пока ты ее не начнешь с Божией помощью приводить в порядок, конкретно, все остальные вещи и искания могут оказаться бесплодными.

Господь прекрасно знает нас и безгранично любит. Он постоянно дает нам прекрасные возможности, чтобы победить наш страх и закрытость. Это, прежде всего – таинство исповеди, не очень популярное и пророческое. Ведь оно дает нам предвкушение радости мира и полного примирения, которые может дать только Господь, но при этом сам момент осознания и исповедания грехов нелегок и зачастую горек. Советую вам об этом таинстве не забывать: оно дает новое сердце, новые надежды, оно дает радость.

Помощь дают нам и разнообразные церковные традиции, подсказывающие нам достаточно простые возможности духовного укрепления. Сегодня, 2 августа, мы почитаем Пресвятую Деву Марию Ангельскую (Царицу Ангелов). Это францисканская традиция, которую Папа Бенедикт XVI подтвердил и обновил, широко известная под названием «ассизское прощение». Сегодня у нас есть такая возможно получить это «ассизское прощение». Приглашаю воспользоваться этой возможностью, которую Господь дарует в виде полной индульгенции – прощения временной кары раскаивающемуся грешнику.

Такими важными духовными дарами Господь нас подкрепляет и ободряет, общаясь с нами, никогда не лишая нас Своей благодати, Своей любви, наполняя нас верой, надеждой и любовью. Поэтому приготовим наши сердца, вместе прославим Господа и с благодарностью вкусим Таинства Тела и Крови, которыми нас Он питает нас на этой Литургии. Аминь.

2 августа 2024 г.
Калининград

Фото: Ольга Дубягина