Проповедь Архиепископа в Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Дорогие братья и сёстры!

Торжество Непорочного Зачатия Приснодевы Марии в этом году происходит всё ещё в трудных условиях для нашей Церкви и для нашей страны — прежде всего, из-за эпидемии, которая, как кажется, не желает нас оставить.

Эта эпидемия уже унесла жизнь многих наших верующих, включая и священников и монашествующих. За всех них я приношу сегодня жертву Евхаристии и благодарю Бога за их свидетельство, которое в некоторых случаях известно лишь Богу и небольшому кругу людей. Я призываю всех вас запоминать, хранить и нести другим свидетельство о героической вере людей в этих трудных условиях: они очень нам необходимы, чтобы поддерживать нашу надежду. Хочу поблагодарить нашу информационную службу за большие усилия, которые её сотрудники прикладывают для этого, и призываю их продолжать своё служение с тем же энтузиазмом.

Эпидемия Ковида заставляет нас уделять больше внимания бедным. До сих пор Всемирный день бедных, который с 2017 года совершается в предпоследнее воскресенье литургического года, ещё не вошёл в ткань жизни наших приходов и общин. Но надо признать, что сделан значительный шаг вперёд, особенно для того, чтобы привлечь молодёжь, которая, как известно, особенно щедро участвует в служении милосердия. Я уверен, что это послужит воспитанию нашей совестив, если мы примем всерьёз, во-первых, сбор милосердия, который проходит каждый год в последнее воскресенье октября, во-вторых, Неделю милосердия, которая завершается Днем бедных. Также необходимо, чтобы благотворительная служба «Каритас» снова вернулась в жизнь наших приходов. «Каритас» должен снова быть рядом с прихожанами, и через них — вместе с нуждающимися людьми.

Мы празднуем Торжество Непорочного Зачатия вскоре после завершения старого литургического года и начала нового. Этот праздник всегда приходится на время Адвента, время, которое сопровождает и подталкивает нас к Рождеству Христову. Адвент — это время ожидания. Мы сами являемся ожиданием: им является наша жизнь.

Симона Вейль писала, что «самые драгоценные блага не нужно искать, их нужно ждать. И действительно, человек не может обрести их своими силами, и, взявшись за их поиски, он найдёт вместо них ложные блага, ложность которых не сумеет даже распознать».

Самое основное благо — это отношения с Богом, которые мы открываем прежде всего в Крещении и в призвании. Их необходимо постоянно обновлять, иначе они продолжают существовать, но их мы не видим, не ощущаем; они не принесут плодов в нашей жизни и в жизни Церкви.

Мы сделали хорошие шаги в этом направлении, однако подготовка к Крещению во многих случаях остаётся слабой. Слишком много людей покидает Церковь всего через несколько месяцев после Крещения. Это не может оставить нас безразличными.

Несмотря на всю необходимость Крещения и неизбежность призвания, от их принятия всегда можно отмахнуться, и в результате мы перестаём осознавать самих себя.

Мы начнём жить так, как будто в нашей жизни не существует ни Крещение, ни призвания. Бегство от себя — это самый распространенный путь, чтобы укрыться от реальности, которая не даёт нам покоя. Мы бежим, потому что жизнь становится невыносимой.
Мы пытаемся укрыться в наших делах, и это, пожалуй, самая распространенная иллюзия последних времён. Мы стараемся вернуться к «нормальной» жизни с её заботами и возможностями. Своей занятостью мы пытаемся придать нашей жизни настоящий смысл; но таким образом забываем практически, а не теоретически, что всё это сотворено Богом, и всё стоит во Христе. И незаметно Христос и Церковь становятся нам больше не нужны, и мы уходим, часто даже сами не зная, почему.

В октябре мы в нашей поместной Церкви, Архиепархии, как и во всей Церкви, начали синодальный процесс. Я уже говорил об этом в Послании на начало пастырского года, и в некоторых проповедях.
Сегодня я хочу подчеркнуть характер этого процесса как именно «пути», паломничества.

Для Марии Благовещение, о котором мы услышали сегодня в Евангелии, становится осознанием этого пути, этого паломничества, потому что Слово, воплотившееся в Ней, стало одновременно содержанием сознания Марии, Её спутником и Её целью. В этом смысле Богородица — хороший проводник для нашего синодального пути. Ведь синодальный путь — это путь во Христе, со Христом и через Христа, как мы провозглашаем в завершении евхаристический молитвы. Однако, мы часто с трудом понимаем и принимаем, что путь со Христом — это именно путь вместе с Церковью, с той конкретной общиной, приходом, где развивается наша христианская жизнь. Слишком часто мы воспринимаем этот путь как свой личный, индивидуальный путь, но в одиночку человек не уйдёт далеко.

Недавно, в начале Адвента, я вспомнил «провокационные» слова Тейяра де Шардена, французского священника и учёного, который ещё перед катастрофой Второй мировой воины сказал, что «единственная почва, в которой человек может продолжить развиваться — это почва самоотдачи, самопожертвования, как это сделало Слово Божие, ставшее плотью. Это почва братства между людьми. С такой же скоростью, с какой развиваются человеческое сознание и его амбиции, наш мир будет разрушаться, если мы не научимся любить».
Эти слова — ещё актуальны. Именно любовь является законом синодального пути.

Что помогает нам на этом пути? Прежде всего, молитва. Когда мы открываем наше призвание, когда мы открываем истинный масштаб нашего «я», тогда мы в глубине нас самих открываем присутствие Бога. Молитва — это диалог с этим присутствием, которое мы открываем в нас, рядом с нами.

Да, конечно, это не происходит машинально. Необходимо посвящать этому время, но если мы никогда не пребываем в молчании, не размышляем над своим призванием, не читаем Священное Писание с тем ожиданием, которое было у Марии, то вряд ли мы сможем услышать что-то большее, чем наши собственные чувства и настроения.

Второй инструмент — это честное суждение о наших усилиях и попытках. Необходима честность, чтобы выносить суждение о наших попытках ответить на необходимость общения с Богом и с братьями, о плодах нашей деятельности. Не следует закрывать глаза на трудности. Детали, вызывающие в нас странное беспокойство, играют решающую роль, поскольку способны научить нас более истинному взгляду на всю нашу жизнь.

И третий инструмент — это община, прежде всего, как общение. Наши взаимоотношения должны стать свидетельством жизни на высоте встречи с Христом. Да правда, что нелегко встретить людей, умеющих видеть человечность в её полноте, без редукций, но такие люди всегда есть в общине Церкви, люди, которые способны вновь открыть нам горизонт.

Я живу, потому что Ты, Христе, живёшь во мне (ср. Гал 2,20). Моя сила не в моём человеческом воображении, движущемся наугад, и не в мимолетных проявлениях моей жажды жизни. Она в истинном источнике моей жизни, источнике меня, который есть Ты, и в моей славе, которая тоже есть Ты, Христе.

Сегодня также завершается год, посвящённый святому Иосифу. Каким образом мы его пережили? Какие шаги позволило нам сделать почитание Иосифа как нашего отца в Церкви? Для меня этот год стал новым открытием отцовства Бога в моей жизни: «Господь Пастырь мой, я ничего и никого не буду бояться; Он ведёт меня по пути к прекрасным местам. Я пойду долиной смертной тени, но не убоюсь зла, потому что Господь со мной. Его присутствие рядом со мной, Его жезл и Его посох успокаивают меня» (ср. Пс 15,22).

Дорогие братья и сёстры! Пусть Мария, непорочно зачатая, сопровождает нас, пусть Она всегда примиряет нас со Своим Сыном, поручает нас Ему, и ведёт нас к Нему. Аминь.

* * *

Фото: Ольга Дубягина

Edit