Проповедь Архиепископа в праздник Обращения Святого Павла

Дорогие братья и сестры!

Мы можем свидетельствовать о нашей вере, о Христе, разными способами: молитвами, действиями, проповедями и страданиями. Так вот, сегодня я бы хотел с вами поразмышлять об этом четвертом способе свидетельства о Христе.

Это было, наверное, самое трудное для апостола Павла. Последние месяцы, может быть, годы я размышлял об этом, и меня сразу поразили эти слова, которые Иисус говорит Анании. Мы можем только представить, какой страх овладел Ананией, когда Иисус сказал ему: «Иди к этому человеку и благослови его». И он, наверное, в полном страхе, как мы слышали, отвечает: «Ты же слышал, что о нем говорят». Иисус отвечает: «Да, но ты не бойся!» Потом Иисус говорит Анании, почему он избрал Павла, и завершает Свои слова, говоря, что он должен пострадать.

Страдание – это и для нас самое сложное, что можно принять, особенно сложно принять, что страдания – это самый эффективный способ свидетельствовать о Христе, быть миссионерами.

Неслучайно Иисус пострадал, чтобы спасти людей. Ни Воплощение, ни Воскресение не являются сами по себе способом, методом, который выбрал Бог Отец для того, чтобы предложить спасение всему миру и всей истории. Он выбрал именно страдание. И страдание – это не какое-то наше усилие. Нет, страдание – это немножко глубже.

Чтобы понять это страдание, мы можем думать об этих трех днях, когда вдруг Павел, который был, скажем, доктором наук, знаменитым богословом, величайшим проповедником, вдруг оказывается без всего, он ничего не может делать, а только ждать.

И то же самое переживает Иисус на кресте. Он ничего не может делать, Он может только ждать действия Своего Отца. И Павел, и Иисус доверяют – вот в чем их сила. Я думал: какое страдание должен был переживать Иисус в эти 30 лет, когда Он ждал начала Своей миссии! Мы можем только издалека почувствовать, что Иисус переживал во время этой скрытой жизни 30 лет со своими родителями, так же как и три года, которые пережил Павел в Тарсе. Он никому был не нужен, никто не искал его, о нем никто нигде не говорил, но он таким образом учится медленно, шаг за шагом, этому страданию.

Но было не так просто. В первые годы своей евангелизации и проповеднической миссии он еще старается прибегать к своим навыкам, своим способам, но получает две пощечины в Афинах, над ним смеются. И тогда что он делает? Тогда он открывает то, что предает и молитве и проповеди силу, силу убеждения других. Это когда ты прибавляешь свое страдание. Тогда Павел начинает говорить о сострадании, даже придумывает новое слово для того, чтобы сказать нам, как мы должны участвовать в страданиях Христа. Если мы на самом деле хотим спасти людей, если мы на самом деле любим людей, то мы должны быть готовы страдать и страдать до конца не тем крестом, который мы сами хотим налагать на свои плечи, а именно тем крестом, который Сам Господь налагает на наши плечи.

И, знаете, дорогие братья и сестры, этот крест, на самом деле, очень сладкий. Это правда, что иго Его сладко, и бремя Его легко. Аминь!

Фото: Ольга Дубягина