Дорогие братья и сёстры!
Сегодня мы празднуем воскресенье Слова Божия. Папа Франциск установил этот особый день, чтобы напомнить всей Церкви о важности чтения и почитания Божиего Слова.
Слово Божие — это, конечно, Сам Христос, и поэтому мы можем называть Богородицу Матерью Слова, как мы это делали, открывая паломничество Eё Иконы по нашим семьям и общинам.
То, что произошло с Марией, может день за днём заново происходить и в каждом из нас, благодаря слушанию Слова и совершению Таинств (ср. Бенедикт XVI, Verbum Domini, 28).
Воплощение Слова учит нас тому, что вера не должна оставаться отвлечённой от жизни. И это значит, что верой нельзя жить только виртуально, дистанционно. Предвечный Отец не выбрал «видеоконференцию» или «встречу в Zoom», чтобы сообщить нам о Своей любви. Отец послал Своего Сына лично, во плоти, а не дистанционно!
И Слово осталось во плоти, т.е. Оно продолжает достигать нас через физическое присутствие Церкви, Его Тела. Через конкретность Таинств и общения между теми, кого Оно призывает и присоединяет к Себе.
Иисус Христос продолжает рождаться в жизни мира каждый день, и Он делает это скромно и тихо, как в тот первый раз в Вифлееме. Но мы с трудом это замечаем, потому что мы оглушены бесчисленными возможностями распространять наш голос через социальные сети и другие каналы информации.
Однако есть большой риск, что в этом шуме потеряется содержание, и голос задушит слово. Во время Адвента мы слышали, как Иоанн Предтеча говорил, что голос должен освободить место Слову, что Отец, посылая Сына, учит нас тому, что Слово — это не просто сообщение, пусть даже великое и очень важное. Воскресенье Божественного Слова призывает нас обратить внимание на подлинное значение коммуникации. Слово — это близость, это присутствие, общность: «Весьма близко к тебе Слово сие: Оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его» (ср. Втор 30,14); «Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ср. Ин 1,14). Христос присутствующий есть Слово Отца, лик Отца.
И Отец решил, чтобы Предвечное Слово, Предвечный Сын, в Своём воплощении и Своей земной жизни обрёл земных отца и матерь, открывая, таким образом, глубокое значение отцовства и материнства по отношению к Слову. Как мы знаем, Папа Франциск объявил этот год Годом Святого Иосифа в сто пятидесятую годовщину прославления Святого Иосифа покровителем Церкви блаженным Папой Пием девятым. Папа также посвятил этому событию послание, которое называется Patris corde — «Отцовским Сердцем» (ОС).
Папа говорит об отцовстве Иосифа как о великом даре не только для Иисуса, но и для всех нас, особенно в эпоху, когда дети часто кажутся сиротами, лишёнными отца. Церкви тоже нужны отцы. Слова апостола Павла, обращённые к Коринфянам, являются весьма актуальными: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе своим благовествованием». Каждый священник или епископ, да и каждый отец в Церкви должен иметь возможность вместе с апостолом сказать: «Я стал твоим отцом во Христе Иисусе через Евангелие» (ср. 1Кор 4,15; ОС 7).
Святой Иосиф учит нас тому, что отцовство, как и материнство, является «знаком, указывающим на большее отцовство» (ОС 7). На самом деле дети не принадлежат нам; нам доверено сопровождать их, признавая, что «каждый ребёнок является носителем уникальной тайны, которая может быть раскрыта только с помощью отца, уважающего свободу ребёнка» (ОС 7).
Мы должны быть «тенью» Небесного Отца (ср. ОС 7), сопровождать народ Божий, прежде всего через Слово Отца, чтобы каждый верующий открыл присутствие Отца в своей жизни. Вот почему Иисус говорит: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23,9). Все мы призваны стать «тенью Отца», как трогательно называет Иосифа Ян Добрачиньский в своём романе, который советую вам прочитать в этом году.
Мы все нуждаемся в том, чтобы погружаться в море этого отцовства Небесного Отца: вот почему нам нужны молчание, молитва, размышление над Словом Божиим и созерцание дел Божиих. Чтобы быть отцами, необходимо одновременно быть сынами и дочерями, потому что для того, чтобы любить необходимо позволить Богу любить нас.
Папа также говорит, что вся традиция Церкви называет Иосифа целомудренным отцом. И это не просто эмоциональное выражение, а описание отношений, противоположных собственническим. Целомудрие — это свобода от собственничества во всех сферах жизни. Только когда любовь целомудренна, это настоящая любовь (ср. ОС 7). Святой Иосиф показывает нам, что значит любить, подражая Отцу, Который любит человечество целомудренной любовью; Он позволяет нам даже сбиться с пути и восстать против него (ср. ОС 7).
Это позволяет нам войти не только в подлинный опыт отцовства, но также и также братства. Без отцовства нет братства; без подлинного авторитета, какой мы видим в Святом Иосифе, нет возможности подлинного общения. Мы не сможем двигаться вперёд по пути веры без отцовского авторитета. Очень важно то, что Папа Франциск пишет в энциклике «Все – братья»: «Мы, как верующие, убеждены в том, что без открытости Отцу всего сущего не будет и твердых и надежных устоев для призыва к братству. Мы уверены, что ‘исключительно осознанием того, что мы не сироты, но дети, мы можем жить друг с другом в согласии’. Ибо разум сам по себе способен постичь равенство людей и организовать гражданское сосуществование, но не может основать братство» (ср. ВБ 272). Без отцовства нет братства, а значит нет и жизни, и свободы.
В этот день, посвящённый слушанию и почитанию Слова Божия, в котором мы созерцаем Предвечное Слово Отца, ставшее Сыном Человеческим, попросим у святого Иосифа благодати для нашей поместной Церкви и для всех людей доброй воли вновь открыть дар отцовства и ценность авторитета, чтобы войти в радость подлинного общения, которое Иисус принёс всем нам.
Радуйся, защитник Спасителя,
Обручник Пресвятой Девы Марии.
Тебе доверил Бог Своего единственного Сына;
В тебе нашла своё единственное пристанище Мария;
Рядом с тобою возмужал Христос.
Блаженный Иосиф,
И нам яви себя отцом
И веди нас на жизненном пути.
Снищи для нас благодать, милосердие и мужество,
И защищай нас ото всякого зла.
Я призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, стать главными героями этого прекрасного и важного дела: развивать в вашей жизни, в ваших семьях, в наших приходах и общинах практику чтения Священного Писания и размышления над Ним — ради свидетельства о Христе и созидания подлинного братства между людьми.
Аминь.