Проповедь Архиепископа Павла Пецци в Пепельную Среду. Москва, Кафедральный собор, 17 февраля

Преданность Священному Писанию, живая и глубокая любовь к записанному Слову Божиему — это призыв, который я хочу обратить ко всем вам в начале Великого Поста.

Книга Второзакония (ср. 30,10) говорит, что Слово Божие весьма близко к нам: оно в устах наших и в сердцах наших, чтобы исполнять его. Слово в сердце — это вера. Августин говорит, что Мария зачала Иисуса, Слово Божие, прежде всего в Своём сердце, в Своей вере. Мария в послушании и с безграничным доверием принимает Слово Божие, обращенное к Ней, благодаря чему Дух Святой сходит на Нее и Она зачинает в Своём лоне Божия Сына, Божественное Лицо (ср Лк 1, 35-38).

Молитва, на самом деле, глубоко связана с верой. Без веры нет живых отношений с Отцом и с Христом. Сердце видит, ощущает присутствие Бога в жизни именно благодаря вере. И молитвенное состояние, когда мы читаем в молчании Слово Божие и размышляем над Ним, способствует пониманию и принятию Слова, принятию Христа.

Слова Священного Писания были написаны не для того, чтобы остаться на папирусе, пергаменте или бумаге, но для того, чтобы быть принятыми человеком, который читает и перечитывает их, пока они не войдут в его сердце и память.

Это возможно, только если мы молимся, когда читаем Священное Писание. Необходимо глубокое смирение — такое, как у Богородицы, — чтобы эти слова возрастали в нашем сердце. Богородица во всём Священном Писании созерцала присутствие Всевышнего, и поэтому Она могла воспринимать всё как дар Бога. Поэтому Мария радовалась, видя прекрасный цветок, золотую ниву, украшенное цветами поле или величественную пустыню. Всё может быть прекрасным в том смысле, что всё отражает присутствие Бога.

И этому созерцанию перед лицом реальности Мария научилась у своей матери, Анны, когда она смотрела, как её мама занималась простыми ежедневными делами. Или же у её отца, Иоакима, который наверняка учил дочь петь псалмы или слушать Слово Божие. Дева Мария, вероятно, знала все самые важные отрывки из Священного Писания наизусть. Она величала Бога и радовалась, слушая о всех тех великих делах, которые Бог сотворил для её народа.

А как мы читаем Писание? Мы должны читать его, как бы «вживаясь» в того или иного свидетеля, или в ту или иную ситуацию. Ведь Библия написана для каждого из нас, для мужчин и женщин из плоти и крови, для тех, кто носит определенное имя и фамилию, для тебя и для меня (ср. Франциск, Общая аудиенция 27.01.2021).

По мере того, как Слово Божие переходит из наших сердец в наши уста, Оно отражается и в наших глазах. Слово зовёт нас встретиться с Ним.

«В наших руках книги, перед глазами — дела», — сказал св. Августин, говоря об исполнении пророчеств, содержащихся в Священном Писании. Так и Евангелие вновь исполняется сегодня, всякий раз, когда мы слышим ясное свидетельство людей, чья жизнь изменилась после встречи с Иисусом. Больше двух тысяч лет цепочка встреч передает привлекательность христианского приключения. Поэтому наша задача — общаться, встречаясь с людьми, такими, какие они есть, там, где они находятся.

В коммуникации ничто не может заменить возможности видеть «своими глазами». Христианскому опыту можно научиться только на собственном опыте, участвуя лично в общине верующих вокруг Трапезы Слова и Хлеба. В самом деле, мы общаемся не только словами, но и глазами, голосом, жестами. Привлекательность Иисуса объяснялась истинностью Его проповеди, однако воздействие Его слов было неотделимо от Его взгляда, Его действий, и даже Его молчания. Ученики не только слушали Его слова, они смотрели, как Он говорит. (ср. Франциск, Послание к всемирному дню коммуникаций, 23.01.2021).

Таким образом Слово Божие питает нашу надежду, наше ежедневное делание. Слово умиротворяет, но не оставляет нас в покое. Это Слово утешения, но также и обращения. Действительно, сразу после возвещения близости Бога Иисус говорит «покайтесь».

Великий Пост начинается с надежды Пепельной среды: «Покайся и веруй в Евангелие». Надежда вновь расцветает благодаря близости Христа к нам. Иисус провозглашает, что закончилось время отчуждения от Бога, закончилось время, когда каждый думает о себе и живёт сам по себе (ср. Франциск, Проповедь в Воскресенье Слова Божиего, 24.01.2021).

И тогда Великий Пост становится прекрасным, всё возрастающим испытанием, в том смысле, что Иисус призывает нас, переживая испытания, жить близостью с Ним. Он призывает нас ответить любовью на Его любовь. И этот призыв в конечном итоге ведёт нас к кресту: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их … Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13,1.14-15).