Проповедь архиепископа Павла Пецци в 1 Воскресенье Адвента

Дорогие братья и сёстры!

Сегодня мы празднуем «новый год» Церкви; первое воскресенье Адвента — это начало нового литургического года, и в этот день Иисус призывает нас быть трезвыми и бодрствующими. А в этом году этот наш совместный путь Адвента отмечен также синодальным процессом, общим для нашей Церкви и для всех епархий мира. Синодальный процесс — это, прежде всего и превыше всего, путь вместе с Богом Сыном к Богу Отцу вместе с Богом Духом Святым.  Мы следуем за Христом и вместе с Христом по этому пути вместе с нашими братьями и сёстрами.

Когда в октябре мы с вами открывали этот путь в нашей епархии, я говорил о методе и о формате этого пути. Сегодня я хочу подчеркнуть его значение. Чтения этого первого воскресенья Адвента хорошо говорят нам о значении этого пути, когда Господь «исполнит Своё доброе Слово» (ср. Иер 33,14) и «мы будем ходить по пути Господнему» (ср. Пс 25).

Прежде всего, синодальный путь является церковным событием. То есть это событие, которое касается всей Церкви, всех её членов, которые участвуют в нём в силу своего крещения. Как мы участвуем в этом событии в пути? Прежде всего, через молитву, и затем через деятельное свидетельство о нашей вере, через рассказывание истории обращения нашей жизни ко Христу, через слушание голосов других, и через встречу с теми, кто ещё не знает Христа, или кто больше не хочет знать Его.

Во-вторых, синодальный путь — это событие религиозное. Это событие исходит из той молитвы, с которой Христос обращается к Отцу в Великий четверг: да узнают все люди Меня и Тебя, Отче, чтобы все люди были едины, и все собрались в одну овчарню и вокруг одного пастыря (ср. Ин 17). Синодальный процесс — это расширение Церкви, это открытие её дверей. Как сказал святой Иоанн Павел Второй в день его избрания Папой: «Не бойтесь, откройте, распахните двери ваших сердец, ваших общин, ваших государств для Христа!» Это нужно для того, чтобы новые мужчины и женщины могли войти в отношения с Христом, и чтобы они могли в своей жизни испытать милосердные объятия любви Христа (ср. 1Фес 3,12).

Тейяр де Шарден, французский священник и ученый, ещё перед катастрофой Второй мировой воины, говорил, что «единственная почва, в которой человек может продолжить развиваться — это почва самоотдачи, самопожертвования, как это сделало Слово Божие, ставшее плотью. Это почва братства между людьми. С такой же скоростью, с какой развиваются человеческое сознание и его амбиции, наш мир будет разрушаться, если мы не научимся любить».

Любить — значит открыть границы нашей общины так, как Иисус открыл нам доступ к Богу, пребывая среди нас: «И Слово стало плотью и обитает с нами, и мы видели в Нём славу Божию, полную благодати и истины» (ср. Ин 1,14). Поэтому и наша любовь должна быть очень конкретной: любить — значит выйти из наших общин и домов, чтобы встретиться с людьми. Мы слишком много говорим об уходящей Церкви и слишком мало живем этим выходом навстречу другому. Мы должны настойчиво просить Господа, чтобы наши сердца и умы исполнились благодати и истины (ср. Ин 1,14.17), чтобы мы шли к другим не для того, чтобы успокоить свою совесть, а потому что сами неудержимо желаем этого.  

Пусть синодальный путь станет началом обновления миссии Церкви, потому что иначе этот путь не принесёт никаких плодов. Если мы будем относиться к нему просто как к социологическому исследованию нашей веры и веры других людей, или как к психологической группе, которая должна нас успокоить и помирить друг с другом, то в нашей реальной жизни не произойдёт никаких изменений.

Синодальный путь — это радостное дело евангелизации: необходимо услышать, а не только слушать проповедь этого Евангелия, и затем делиться опытом этого Евангелия в нашей жизни. Тогда мы будем жить ради провозглашения Евангелие и приводить других в общение Церкви. Хорошим примером этого является встреча Иисуса с самарянкой (ср. Ин 4,1-42): эта встреча могла может служить прекрасной «иконой» нашего пути, и вдохновлять наши шаги.

В синодальном документе говорится о расширении границ Церкви. Только Бог знает количество и качество своих детей. Поэтому речь идёт не о том, чтобы умножать членов какой-то организации, или о том, чтобы увеличить прибыль нашей организации, а о любви, о бескорыстной любви. Расширение границ Церкви — это бескорыстное провозглашение Христа Спасителя, приносящего Себя нам в мире и истине, которые и мы обретаем через участие в жизни Его тела в истории, Церкви. Это открытие того, насколько прекрасно и сладостно жить в общении с Иисусом.

Итак, дорогие братья и сёстры, во время этого Адвента и в процессе нашего синодального пути давайте учиться снова молиться вместе друг с другом — в семьях, в общине Церкви. Будем не торопясь, но упорно искать моменты, когда мы сможем вместе наслаждаться словами Псалмов и других молитв Церкви, или других книг Священного Писания.

Синодальный путь также является «богословским» событием. Он призван снова сосредоточить всю нашу жизнь на Боге и Его Слове. Открытие Бога Отца придаёт нашему существованию своё начало и свою цель: «Господь Пастырь мой, я ничего и никого не буду бояться; Он ведёт меня по пути к прекрасным местам. Я пойду долиной смертной тени, но не убоюсь зла, потому что Господь со мной. Его присутствие рядом со мной, Его жезл и Его посох успокаивают меня» (ср. Пс 15. 22). Когда мы сосредоточимся на Боге Отце, мы начнём слышать Его голос, и откроем своё сыновство, своё «родство» со Словом Божиим, ставшим человеком, и устремимся к общей судьбе всех людей на земле.

Продолжим наш путь с этой молитвой и этими глубокими намерениями, призывая Божие благословение на каждый наш шаг. Это событие, если прожить его достойно, принесёт великую пользу нашей Церкви в её миссии в мире. Аминь.

Фото Ольги Дубягиной

Edit