Дорогие братья и сёстры!
Христос воскрес!
В этом году я не могу услышать ваше радостное пасхальное приветствие, ваш радостный, громкий крик: воистину воскрес!
Не буду скрывать, что это — странно и грустно. Но эта грусть — от Господа, как пишет апостол Павел (2Кор 7,10): она производит в нас обращение, раскаяние за нашу рассеянность, наши недостатки и грехи.
Эта грусть уже превращается во внутреннюю радость, которую душа переживает, когда чувствует сладчайшее присутствие Христа воскресшего.
В этом году воскресший Христос стал для нас «компанией» в лице наших близких — мужа, жены, ребёнка, бабушки, дедушки, друга, товарища, коллеги, — через добрые дела, повседневные и незаметные, которые укрепляют общение, распространяют прощение и примирение.
И эти дела взаимной любви, и прежде всего взаимная молитва, достигают — духовно, но совершенно реально! — всех, кто одинок, всех, кто страдает из-за болезней, войн, насилия, стихийных бедствий, нищеты и голода.
Воскресение Христа требует от нас обращения: узнать Христа воскресшего не получится машинально. Мария Магдалина и ученики из Эммауса не смогли узнать Его, пока их сердца не исполнились желания быть с Ним.
Это касается и нас сегодня: если мы желаем прекращения пандемии и спокойной жизни больше, чем возможности быть с Христом, то мы не сможем увидеть и узнать Воскресшего.
И тогда, может быть, мы откроем, что эти тяжёлые обстоятельства были даны нам, чтобы мы могли преодолеть страх перед будущим, чтобы мы смогли ощутить, что Христос пришёл не для того, чтобы объяснить жизнь и страдание, а чтобы жить с нами и страдать вместе с нами. Он воскрес, потому что таким образом Он может всегда сопровождать нас, как Он обещал: Я с вами, каждый Божий день, в любых обстоятельствах, до конца истории. Почему же вы боитесь? Почему не веруешь, Фома?
Воскресение Христа преодолевает одиночество в самом его корне: ведь Христос воскресший, сидящий одесную Бога Отца, и есть корень нашей личности: «всё Им стоит» (Кол 1,16), как пишет апостол Павел.
Я уже посылал вам отрывок из пасхального послания, которое Святой Афанасий написал, находясь в ссылке:
«Торжество сие — то есть Пасха, Воскресение — ведёт нас чрез приходящие отовсюду страдания нынешнего мира, Бог же посылает нам радость спасения, из него изливающуюся. Ибо Он собирает нас в одну общину, в которой единятся рассеянные по всей земле.
Сим Он позволяет нам вместе молиться и возносить совместное благодарение, как это и надлежит делать в торжественный день.
И именно сие есть чудо благости Его, — оно в том, что мы собираемы отовсюду на праздник этот, единящий верою бывших далеко по плоти».
В начале Страстной Недели мы размышляли над Посланием к Евреям.
Там, в начале двенадцатой главы, говорится, что нас окружает множество, «облако» свидетелей, и благодаря их утешению, мы можем снять с себя бремя греха и пройти предстоящий нам путь терпеливо и стойко, не сводя глаз с Того, Кто начинает в нас событие веры и будет совершать его до конца, — Иисуса. Он, вместо преходящей славы человеческой, претерпел крест, не испугавшись позора, и теперь сидит во Славе по правую руку престола Божия.
И это значит — не просто верить в то, что Христос пребывает во Славе Отца, но позволить воскресшему Христу привлечь нас к Себе, вручить свою жизнь в руки Христа.
Воскресение Христа во времени, в истории, призывает нас избирать то, что имеет значение; отделять то, что необходимо, от того, что не нужно. Настало время возвратиться на путь отношений с Господом и с другими людьми (ср. Франциск, молитва, 27 марта 2020 г.).
Каждый из нас нуждается в утешении других людей, потому что во Христе воскресшем мы все вместе, в одной лодке веры. Давайте будем друг для друга этим облаком свидетелей, будем вместе, даже на расстоянии. Потому что воскресший Христос не ограничен ни временем, ни пространством, и очи души смотрят в глубину воскресения.
Дорогие братья и сёстры!
Иисус Христос Господь, Предвечное Слово Божие, отдавший Свою жизнь и воскресший ради нашего спасения, вместе со Своей Матерью, Пресвятой Девой Марией, да хранит и сопровождает нас!
Христос воскрес!