Проповедь архиепископа Павла на Общегородском Крестном пути в Москве

Дорогие братья и сёстры,
на кресте слабость и примирение побеждают силу смерти. На кресте происходит чудо примирения, братства: «когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 11,32), говорил Иисус своим и всему народу, но они не поняли. Крест соединяет всё то, что разделено.

Крест созидает единство, братство. Нравится нам или нет, но именно крест может созидать единство и братство. Это прекрасно угадал апостол Павел, когда в послании к Колоссянам пишет: «благоугодно было Отцу, … чтобы посредством Христа примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (ср. Кол 1,19-22).

На самом деле, на кресте осуществляется немыслимое чудо, когда люди, чужие сами по себе, начинают относиться друг к другу как братья. На кресте Отец не пощадил Сына, чтобы показать это чудо. У современного человека не получается «творить» это чудо, как бы он ни пытался. И тогда современный человек творит разделение, раздоры, насилие и месть. Все эти попытки, как показала нам трагическая история прошлого века, превращаются в ничто, они лишь питают скептицизм или, что хуже, нигилизм.

Чтобы сосредоточить внимание на этом чуде, проникнуть в суть дела и распознать то необходимое, что придаёт нашим жизням смысл (ср. FT, 50), необходим взгляд веры, как у римского воина у креста: «воистину Он Сын Божий» (ср. Мф 27,54).

Папа Франциск пишет, что чудо братства может видеть тот, кто духовно свободен и открыт подлинным встречам» (ср. FT, 50). Духовная свобода и открытость — это то, за что Иисус отдал Свою жизнь на кресте, Он любил их до конца. Из этой последней капли земной жизни, кровь и вода, изливается с креста дух примирения, дух единства, дух братства.