Москва, Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, 27 сентября 2020 г.
***
Дорогие братья и сёстры!
Пастырский год — это, прежде всего, не отрезок времени и даже не набор инициатив. Ценность начала нового пастырского года для нас в том, что это возможность заново глубоко и радостно осознать, по какой причине мы вместе: Бог избрал нас через Крещение и укрепляет нас таинствами Церкви, чтобы мы во всех обстоятельствах жизни стали благовестниками Евангелия и свидетелями Христа, Искупителя людей и истории.
В прошедшие годы своего служения я старался, особенно в отношениях с молодёжью и семьями, но также со священниками, монашествующими, людьми, посвящёнными Богу, и через свои пастырские послания, — заново открыть для себя и для всех широту дыхания инициативы Бога по отношению к нам.
Бог Отец восхотел и хочет творить вселенную и в ней мужчин и женщин в соответствии с таинственным замыслом, которого мы не знаем в полноте, но можем видеть его постепенное осуществление: формирование нового народа, начало обращения ко Христу, чтобы Бог был всем во всём (ср. 1Кор 15,28; Кол 3,11).
Будущее нашей Церкви может получить новый вид и сегодня получает его благодаря тем, кто имеет глубокие корни и живёт чистой полнотой своей веры, если они «единодушны и единомысленны» (ср. Флп 2,2). Не благодаря тем, кто просто выписывает готовые рецепты. Не благодаря тем, кто раз за разом подстраивается под мимолётный момент. В этот особенно драматичный период нашей истории, но, в конце концов, как и всегда, будущее Церкви родится от новых святых. Если даже мы не стремимся к святости, то есть мытари и блудницы, которые вперёд нас идут в Царство, как говорит нам сегодня Иисус (ср. Мф 21,31).
И в этот раз из сегодняшнего кризиса завтра родится Церковь, утратив многое, как это было в двадцатые годы прошлого века. Она стала намного меньше, ей пришлось всё начать заново. И многие из вас наверняка помнят начало возрождения в девяностые годы.
Сегодня наша Церковь предстаёт — гораздо отчётливее, чем в иные времена, — как добровольная община, в которую вступают лишь по свободному решению. Будучи малой общиной, она с куда большей силой призвана пробудить инициативу отдельных своих членов.
Церковь должна помнить, что её сердце – в вере и в молитве, и открывать таинства как богослужение, именно «служение Богу», то есть как возможность войти в более тесные отношения с Христом и как способ проявить бескорыстную любовь.
В связи с этим мы не можем не задаться вопросами: «зачем ходить в церковь, если можно посмотреть трансляцию?», «как можно и как нельзя принимать Тело Христово в новых условиях?»… Если мы не осознаем, что призваны принадлежать к общине Церкви, собранной вокруг Христа, то страх победит нас, и мы утратим надежду (ср. Й. Ратцингер, «Каким будет облик Церкви в 2000 году?», 1969).
В первые десятилетия христианства, в то время как язычество постепенно приходило в упадок, христиане, как только допускалась, хотя бы частично, свобода культа, устраивали domus Dei et domus ecclesiae, дома Бога и дома Церкви, в которых верные, народ Божий, собирались для богопочитания и празднования Евхаристии. Поэтому храм, дом Божий, подразумевает присутствие в нём Божиих детей. И в наши дни епископ, совершающий обряд освящения новой церкви, в молитве просит, чтобы храм стал тем, чем должен быть по своей природе: «Пусть здесь омывает людей от грехов поток Божественной благодати, чтобы дети Твои, Отче, умершие для греха, возрождались к жизни вечной. Здесь пусть совершают верные Твои память Пасхи, собравшись вокруг алтаря, и да укрепляются на трапезе Слова и Тела Христова. Здесь да приносится в ликовании жертва хвалы, радостно звучат голоса людей, соединяясь с хорами ангельскими, и возносится к Тебе непрестанно молитва о спасении мира. Да найдут здесь милость нищие, да обретут угнетённые истинную свободу, и да облекутся все люди в достоинство детей Твоих, а в грядущем с ликованием достигнут Небесного Иерусалима».
Вот почему, несмотря на ухудшение условий в связи с пандемией, внимательно и со всей осторожностью учитывая их, нам безотлагательно нужно возвращаться к нормальной христианской жизни наших общин и приходов. Но, конечно, нам нужно креативно передать новый облик этой жизни, который был бы адекватным изменчивым сегодняшним обстоятельствам. Вот почему необходимо соблюдать меры безопасности: чтобы участвовать в жизни Церкви! .
Мы вынуждены были отдалиться от алтаря Господа, и это время воздержания от Евхаристии могло помочь нам вновь открыть насущную потребность в Ней, Её красоту и неизмеримую ценность, однако, мы должны чувствовать радость наших собраний, чувствовать, как говорили мученики перед казнью, что sine dominico non possumus, мы не можем жить и быть христианами без Слова Господа, без участия в Крестной Жертве Христа, без евхаристической Трапезы, без христианской общины, без дома Господня и без Дня Господня.
Какими бы полезными ни были современные средства коммуникации для больных и тех, кто не может прийти в храм, никакую трансляцию нельзя приравнивать к личному участию, никакая трансляция не может его заменить. Более того, если ограничиться только трансляциями, то верующие рискуют отдалиться от личной и сокровенной встречи с воплотившимся Богом, Который отдал Себя нам не виртуально, а реально.
Я искренне благодарю священников, которые не закрывали храмы, которые служили в них все это непростое время, преподавая Таинства, помогая верующим быть ближе Господу.
Физический контакт с Господом жизненно важен и незаменим, и Церковь настаивает на необходимости допуска священников к больным и умирающим (см. интервью кардинала Робера Сара, Префекта Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, французскому еженедельнику «Valeurs Actuelles», 13.04.2020 г.). К сожалению, были случаи, когда наших священников не пускали к умирающим. Как это страшно! — умирать в одиночестве…
Мы должны неустанно призывать наш народ собираться в общины, в которых люди могли бы переживать веру: на земле без физического присутствия, без отношений вживую не может быть радости, и даже на небесах наши тела будут преображены, но не исчезнут. Поэтому я прошу вас преодолеть любой неразумный страх и побуждать друг друга физически участвовать в воскресной Мессе. Осторожность, меры безопасности — это не страх, это помощь в победе над страхом, которая поможет и дальше быть нам вместе, ощущать друг друга
Процесс обновления наших приходов и общин, начатый в последние годы, должен продолжиться. Да, он будет долгим и требует от каждого из нас вовлечённости и энтузиазма. Потому что с нами Бог! Потому что мы радуемся, что Христос — посреди нас!
Христос пришёл не для того, чтобы сказать нам: «Кто следует за Мной, сможет реализовать свои планы и свои интересы». Нет! Христос сказал: «Кто следует за Мной, пусть пересмотрит свои критерии, свои оценки, свои суждения».
Поступая так, мы получим во сто крат даже в том, что, как нам кажется, мы потеряли. Вот почему после сегодняшних испытаний из нашей Церкви, которая обогатится духовно и станет более простой, изольётся великая сила для всего общества. Мы являемся частью общества, хотя и осознаём свою инаковость (см. Послание к Диогнету).
В недавнем документе о пастырском обращении приходской общины, изданном Конгрегацией по делам духовенства, говорится, что исторически сложившийся институт прихода не должен оставаться узником инертности или вызывающей озабоченность зацикленности в пастырских вопросах, но, наоборот, должен воплотить в жизнь тот «направленный вовне динамизм», который, благодаря сотрудничеству между различными приходами и упрочнённому общению, единству духовенства и мирян, действительно сориентирует приход на исполнение миссии евангелизации – задачи, порученной всему Народу Божиему («Пастырское обращение приходской общины на служении евангелизационной миссии Церкви», 123).
Разве миряне не могут вести молитву? Разве они не могут проком-ментировать Слово Божие (конечно, не на проповеди, но на собраниях, на катехизационных занятиях)? Разве они не могут проявлять инициативу в общинах, помогать другим людям в их проблемах, посещать больных? Не вместо священника, а выстраивая отношения с приходским священником, который иногда бывает в отъезде или очень перегружен.
Я адресую все эти и другие вопросы, которые вы найдёте в моём послании, участникам дискуссий в приходах, и я очень надеюсь, что начавшийся диалог продолжится в течение нового пастырского года.
В основе пастырской деятельности лежит внимание к людям, провозглашение веры и её воспитание, путь к её зрелости. Вот что должно быть центром наших апостольских забот, наших разговоров, обсуждений и начинаний.
Парадоксальным образом такие непростые и не быстрые перемены абсолютно необходимы. Это и есть сердце Апостольского обращения Evangelii Gaudium, Радость Евангелия; мы не должны о нём забывать.
Евангелизация, — говорит Папа Франциск, — является задачей Церкви. Но субъект евангелизации — нечто большее, чем просто организованный и иерархический институт, это прежде всего народ, идущий по пути к Богу (ср. EG 111). Не хочу Церкви, которая стремится быть центром и в итоге запутывается в клубке разных идей фикс и протоколов (ср. EG 49). Я надеюсь, что все общины найдут способ задействовать необходимые средства для продвижения по пути пастырского и миссионерского обращения, которое не может довольствоваться нынешним состоянием дел (ср. EG 25). Не позволим украсть у нас радость евангелизации! (EG 83).
Дорогие братья и сёстры! Не так трудно заметить, что люди оказываются всё больше невыразимо одинокими и уязвимыми в нашем мире. Они всё острее ощущают собственную полную и устрашающую нищету, они как будто обнаруживают, что Бог для них полностью исчез.
В ситуации, когда всё шире распространяются заблуждения, в отсутствие идеалов и уверенности может показаться, что единственный выход – сплотиться теснее. Однако, мы ищем не такой сплочённости, а сплочённости вокруг Христа. Поэт Томас Стернз Элиот говорит в драме «Камень»: «Когда Чужестранец [то есть Церковь] спросит: «В чём смысл этого города? Вы прижались друг к другу, потому что любите друг друга?», что вы ответите? «Мы живём вместе, чтобы зарабатывать друг на друге»? или «Это община»?».
И тогда вот какова наша задача: она в том, чтобы люди могли открыть для себя эту маленькую общину верующих, этот очаг, эту семью как нечто совершенно новое, как надежду, которая возможна и для них, как ответ на вопросы, которые они всегда тайком задавали себе.
Не думаю, что нас ожидают спокойные времена. Мне кажется несомненным, что Церковь ожидают трудные времена, что для Церкви и для общества испытания продолжатся.
Но Церковь знает, что вновь расцветёт, пройдя через испытания, не минуя их, и люди увидят в ней отчизну, дающую жизнь, и надежду, превосходящую смерть.
Я уверен, что начавшийся новый пастырский год станет плодотворным и интересным в той мере, в какой каждый из нас будет лично вовлечён в дело радостной и живой евангелизации.
Пусть Богородица, Матерь Слова, поддерживает нас на нашем нелёгком пути!
Аминь!