Дорогие братья и сестры!
Слова сегодняшнего первого чтения из книги Второзакония, известные как «Шема Израэль, слушай Израиль», одной из самых дорогих молитв еврейского народа и очень известной даже за пределами еврейского Богоисповедания, говорят нам о сердце.
«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И, (чтобы тебе было возможно исполнить эту заповедь), да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем».
Неделю назад Папа Франциск обнародовал энциклику, посвященную именно сердцу. Папа назвал этот текст «Он (Иисус Христос) возлюбил нас» (ср. Рим 8,37).
Чтобы понять сердце, необходимо прежде всего обратить свой внутренний взор к источнику этой бесконечной любви, буквально созерцать этот источник в лице Иисуса.
«Созерцая Сердце Христа, мы понимаем, как в Его благородных, чистых и здоровых чувствах, в Его нежности, в живости Его человеческой привязанности проявляется вся истина Его Божественной и бесконечной любви <…> Из бесконечного горизонта Своей любви Бог захотел войти в пределы истории и человеческого состояния, Он принял тело и сердце, чтобы мы могли созерцать и встречать бесконечное в конечном, невидимую и неизреченную Тайну в человеческом Сердце Иисуса, Назарянина» (ср. Франциск, «Он возлюбил нас», 64).
Богородица Мария – это непревзойденный пример созерцания Христа. Лицо Сына принадлежит ей особым образом, ведь именно в ее утробе Он был сформирован, приняв от нее человеческое подобие.
Вслед за Святым Папой Иоанном Павлом II (ср. Апостольское Послание «Rosarium Virginis Mariae») мы можем сказать, что молитва Розария имеет своим образцом именно Марию, поскольку ее суть состоит в созерцании тайн Христа в духовном единении с Матерью Господа.
Никто не посвятил себя созерцанию Иисуса так усердно, как Мария. Взор ее сердца устремлен на Него уже в момент Благовещения, когда Мария зачинает Иисуса силой Святого Духа; в последующие месяцы она постепенно ощущает Его присутствие, вплоть до дня Его рождения, когда ее глаза с материнской нежностью взирают на лицо сына, когда она заворачивает Его в пелены и кладет в ясли.
Воспоминания об Иисусе, запечатленные в ее уме и сердце, отмечают каждый миг существования Марии. Она живет, глядя на Христа, и дорожит каждым Его словом.
Святой Лука говорит, что Мария сохраняла все слова, которые слышала о Нем и от Него, «слагая их в сердце своем» (ср. Лк 2, 19).
Таким образом Лука описывает отношения Марии с Тайной Воплощения, отношения, которые сохранятся на протяжении всей ее жизни: Мария хранит все «вещи», слова и события, размышляя о них в своем сердце. Но таким образом Лука открывает нам само сердце Марии, ее веру (ср. 1,45), ее надежду и послушание (ср. 1,38), особенно ее внутренний мир и молитву (ср. 1,46-56), ее свободную привязанность к Христу (ср. 1,55). И все это проистекает из дара Святого Духа, сошедшего на нее (ср. 1,35), как Он сойдет на апостолов по обетованию Христа (ср. Деян. 1,8).
Этот образ сердца Марии, который дает нам святой Лука, представляет Богоматерь как образец для каждого верующего, который хранит слова и дела Иисуса в своем сердце и размышляет над ними.
Это настоящее распознание позволяет нам все больше погружаться в познание Иисуса и в любовь к Нему, не забывая, что Сам воскресший Христос пробуждает эти познание и любовь в наших сердцах силой Своего Духа.
«Его открытое сердце опережает нас и ждет нас без всяких условий, без всяких предварительных требований, чтобы любить нас и предложить нам свою дружбу» (ср. Франциск, «Он возлюбил нас», 1).
Вот почему апостол Павел, подыскивая нужные слова для объяснения своих отношений с Христом, написал, что «Он, Христос, возлюбил меня и предал Себя за меня» (ср. Гал 2,20). Это было его величайшим убеждением; знать, что он любим» (ср. Франциск, «Он возлюбил нас», 46).
Дорогие братья и сестры! Сознание того, что мы любимы – это самое главное, все остальное проистекает из этой глубокой истины о нас, а без этой истины мы застываем и не знаем, как идти дальше.
Как часто драматичные или болезненные события и переживания лишают нас отношений с любящим нас Богом, и тогда мы чувствуем, что «умираем», и кричим: «Господи, почему Ты не избавишь меня от этого бремени?». Тогда как эта мысль – «Он, Христос, возлюбил меня и предал Себя за меня» (ср. Гал 2,20) – могла бы превратить эти горестные переживания в таинственную дорогу, ведущую к более глубокой и любовной близости с Ним. И тогда ты в любой жизненной ситуации побеждаешь, позволяя любви Христа, вышедшего тебе навстречу, Бога, ставшего человеком, победить тебя.
И что приносит тебе эта победа? Ты выигрываешь, обретаешь новую и истинную свободу, которая заключается в том, чтобы жить, сдаваясь перед безвозмездной любовью Другого; в том, чтобы тебя составляли не твои дела и знания, а безвозмездная любовь Другого – безвозмездная вплоть до прощения. Христос возлюбил меня, и тогда мне хочется учиться отдаваться Его любви, сдаваться перед ней, потому что я хочу все больше ощущать ее, признавать ее, по-настоящему испытывать ее.
Нас освобождает любовь Другого, освобождает от гнетущей потребности в признании миром, ведь мы уже признаны единственной любовью всей жизни. Именно эта любовь, признанная, принятая, делает нас главными героями истории.
3 ноября 2024 г.
Фото: Ольга Дубягина