Послание Архиепископа Павла Пецци на начало пастырского года 2024–2025

Дорогие братья и сёстры!

«Паломники надежды» — таков девиз Юбилея, который станет центральным событием начинающегося пастырского года. Надежда — главное послание этого Святого года, который, согласно древней традиции, Папа объявляет каждые двадцать пять лет, поэтому всем нам предстоит пережить этот год именно как паломничество в надежде, которую мы будем вновь открывать для себя и разделять с другими.

Имя Иисуса Христа мы благовествуем вам

Юбилейный Год начнётся с глубоко символического жеста открытия Святых врат в соборе Святого Петра в Риме. Апостол Иоанн говорит в своём Евангелии, что ворота овчарни, то есть Церкви — это Сам Иисус: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин 10,9). Юбилей — это благодатное время, когда мы открываем двери своих сердец, своих семей и своих общин для Христа, и сами входим в то живое святилище, которым является Иисус, чтобы в Нём пережить опыт Божией любви, опыт радости общения с Богом и друг с другом в Нём. «Для всех пусть это будет момент живой и личной встречи с Господом Иисусом, «дверью» спасения (ср. Ин 10,7.9); с Тем, Кого Церковь имеет миссию провозглашать всегда, везде и всем как «надежду нашу» (ср. 1Тим 1,1)» (Франциск, Булла Spes non confundit, 1).

В связи с этим я вспоминаю замечательные слова, которые Святой Папа Павел VI сказал больше пятидесяти лет тому назад на Филиппинах: «Горе мне, если не благовествую. Ибо от Него, от Самого Христа исходит ко мне повеление сие. Я апостол, и свидетель, мой долг — свидетельствовать имя Его. Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого, образ Бога невидимого, Он — первенец из всякой твари, в Нём всё существует» (ср. Кол 1,15-17; 1Кор 15,20)… Посему вам, христиане, повторяю я имя Его, ко всем же людям вопию: Иисус Христос есть начало и конец, альфа и омега, Царь нового мира, сокровенное и окончательное явление судьбы нашей, и деяний человеческих. Он есть Посредник, Он подобен мосту между небом и землёю. Он вполне, и совершеннейшим образом, есть Сын Человеческий, предвечный, беспредельный, и Сын Марии, благословенной в женах Матери Его по плоти, и нашей Матери, через соединение с Духом Мистического Тела. Иисус Христос! Помните: Его мы и благовествуем вам в вечность, дабы имя Его слышали все концы земли во веки веков» (Павел VI, Проповедь, 29 ноября 1970).

Паломники надежды

Надежда дарует нашей бедной жизни бесконечную, вечную перспективу. На это указывает символ якоря, который христианская иконография всегда использовала для обозначения надежды. Этот образ мы находим в Послании к Евреям: «Надежда — прочный и крепкий якорь для нашей души, она проникает в святилище за завесу, за которую вошёл прежде нас Иисус» (ср. Евр 6,19–20). Важно, что автор использует не образ камня, скалы, а образ якоря, потому что надежда не устраняет бурю, но утверждает не поддающуюся буре точку опоры. Волны жизни могут бросать нас из стороны в сторону, но благодаря надежде не смогут погубить нас. Спросим себя: где брошен наш якорь? На чём или на Ком основана наша надежда? Как якорь крепко удерживает корабль на месте даже в бушующем море, так, по словам моего любимого автора Шарля Пеги, и маленькая надежда держит веру и любовь. Она мала, но именно благодаря ей мы можем идти вперёд. Поэтому, прежде всего, позволим и мы надежде «удивлять» нас в течение этого года.

Нет надежды без примирения и прощения

В нашей жизни нет места надежде, если в ней не царствуют прощение и примирение. О, как мы нуждаемся в этом! Мы позволяем себе жить днями, месяцами, годами без прощения и примирения! Поэтому, как пишет третий преемник апостола Петра, «в чём мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения. И те, которые были предводителями возмущения и раздора, должны иметь в виду общую надежду. Ибо провожающие жизнь со страхом и любовью лучше хотят сами подвергнуться неприятностям, нежели подвергнуть ближних своих, и охотнее на себя примут осуждение, нежели на преданное нам доброе и святое согласие. И лучше человеку признаться в своих грехах, нежели ожесточать сердце своё» (Климент I, 1 Послание к Коринфянам, 51).

И святой Августин говорит: «Чтобы славной стала жизнь наша, — станем просить о прощении вин наших. Люди же, не имеющие надежды, тем менее зрят грехи свои, и тем скорее ищут их у ближних. И ищут не того ради, чтобы зло сокрушить, но чтобы осудить их. Не находя себе оправдания, готовы они иных обвинять». Именно надежда подвигает нас к покаянию. Пусть Юбилейный год станет временем, когда мы заново откроем красоту, надежду и величие таинства покаяния. Призываю всех священников, особенно настоятелей, позаботиться о том, чтобы сделать исповедь во всех отношениях более доступной для верующих.

Отдать себя Богу

Надежда также тесно связана с доверием Богу. Я лично глубоко пережил это в конце мая, когда неожиданно перенёс операцию. На духовном уровне я сделал для себя два важных открытия, касающихся отдачи себя, жертвы. Первое заключается в том, что искренняя жертва в конкретных обстоятельствах возможна, только если мы принимаем эти обстоятельства как объективно наиболее соответствующие моему благу и благу других. В противном случае жертва превращается в «коммерческое предложение» Богу: сделай так, чтобы я пережил эти обстоятельства в обмен на мои жертвенные усилия.

Вторым открытием стало то, что хотя в жертве всегда присутствует аспект страдания, жертва всегда гораздо больше страдания. И это страдание не обязательно устраняется, или по крайней мере ты сам не знаешь, когда это случится. Страдание делает мою жертву чем-то, что не разумеется само собой, опять же, это не коммерческое предложение, do ut des, я даю что-то Тебе, Боже, а Ты даёшь мне что-то взамен. Страдание делает мою жертву свободной и бескорыстной: «Ныне радуюсь я в страданиях моих за вас и, страдая ради Тела Христова, Церкви Его, я восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых; я сделался Его свободным и бескорыстным служителем» (ср. Кол 1,24–25).

Близость Бога в определенные моменты жизни происходит именно через страдания и жертву и, самое главное, Бог не обязательно сделает что-то, чтобы их смягчить. Для меня в этот период Его близость стала похожа на переживание какой-то Божией ласки, которая, как всякая настоящая ласка, не поверхностна, но проникает внутрь тебя и даёт тебе глубокий покой: чувство оставленности окрашивается в живой цвет отдачи себя в ласковые руки Бога. Думаю, что всю красоту и благо того, что я пережил, мне ещё предстоит познать.

Через неделю после операции я снова смог принять Евхаристию, Которую мне в больницу принес отец Михаил, настоятель прихода в Петрозаводске. Для меня это был знак этой ласки, и она растрогала меня до слёз: я никогда не думал, что тоска по Иисусу будет так глубока. Через несколько дней я наконец-то отслужил Святую Мессу в приходе в Петрозаводске; я был очень слаб, но глубокая благодарность охватывала меня, когда я смотрел на верующих, которые окружали меня, и когда я снова принял в руки хлеб, чтобы он стал Телом Иисуса.

Нищета ради миссии

Доверие Богу по-настоящему возможно, только если мы свободны от ложных надежд. Это и есть подлинная нищета: не надеяться на наши богатства (материальные или духовные), а уповать на Бога и использовать всё, что нам дано, — материальные блага, харизмы, дары, таланты — ради той миссии, которая дана каждому верующему через призвание. Ради миссии, как много раз говорил Папа Франциск, важно уметь сохранять «трезвость», умеренно и мудро пользоваться вещами, делиться ресурсами, навыками и дарами и обходиться без лишнего. В семьях или общинах, которые умеют, с Божией помощью, обходиться тем, что у них есть и что им необходимо, обычно хорошие отношения, там умеют делиться, отказывать себе в чём-то, чтобы поддержать друг друга. Такие семьи и общины создают вокруг себя среду, наполненную любовью, где проще принять евангельскую истину, и откуда каждый человек уходит с утешением и надеждой. Напротив, там, где все думают только о себе, где важны только вещи, которых никогда не бывает достаточно, там всё воспринимается как трудность, как повод для беспокойства и уныния. «Спросим себя: чувствую ли я радость провозглашать Евангелие, от того, что несу туда, где живу, радость и свет, которые приходят от встречи с Господом? А для этого обязуюсь ли я идти вместе с другими, делиться с ними идеями и навыками, с открытым умом и щедрым сердцем? И наконец: умею ли я вести умеренный образ жизни, внимательный к нуждам моих братьев и сестёр?» (Франциск, Молитва Ангел Господень, 14 июля 2024).

Быть с теми, кому тяжело

Бог позволил нам жить в драматический период истории нашей страны и всего мира, когда мир и согласие, приобретенные ценой колоссальных жертв и трудов, снова оказываются разрушенными. Оценка этих событий — дело разума и совести каждого из нас, дело свободного выбора, который, как бы нам того ни хотелось, никто не сделает вместо нас самих. Важно, чтобы этот выбор был основан не (только) на политических соображениях или личных предпочтениях, которые никогда не бывают вполне адекватны, но на евангельской истине и на учении Церкви. Эта истина требует от нас, прежде всего, несмотря ни на какие другие мотивы, ежедневно молиться о прекращении вооруженных конфликтов, уносящих и уродующих жизни и судьбы людей, заставляющих сомневаться в существовании Бога или принимать Его за жестокого тирана, берущего сторону одних людей или народов и проклинающего других. Это не Бог Библии, не Отец Иисуса Христа.

И во-вторых, евангельская истина побуждает нас в самые трудные моменты не зацикливаться только на своих моральных дилеммах или практических трудностях, но всегда помнить о тех, кому труднее, чем нам. В наших общинах есть те, кто потерял своих близких, — тех, кто пал жертвой насилия, тех, кто стал беженцем, или же тех, кто стал врагом из-за разделения внутри семей. К нам обращается всё больше людей, которые были вынуждены бежать от опасностей для жизни, лишившись работы, жилья, перспектив на будущее. Среди нас есть те, кто падает духом и унывает от невозможности самостоятельно примириться с тяжелой реальностью. «Носите тяготы друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (ср. Гал 6,2). Внутри Церкви мы не можем решить всех проблем, вызванных огромными потрясениями, но можем разделить друг с другом хлеб, время, молитву и Святое Причастие — и это может оказаться спасительным как для других людей, так и для нас самих.

Синодальный процесс

В этом году также завершается важный интенсивный этап синодального процесса, который продолжался в течение трёх лет: после сессии Синода епископов в Риме в октябре результаты этого углубленного и, можно сказать, вселенского распознавания будут переданы Святейшему Отцу, чтобы он мог подвести им итог и показать дальнейшие шаги на пути к подлинно синодальной Церкви, какой Бог желает видеть Церковь третьего тысячелетия.

Что касается итогов в нашей поместной Церкви, то думаю, что главным плодом стало новое чувство общения и открытости и особенно открытие синодального метода «беседы в Духе» или духовной беседы. Я думаю, что на этом этапе нам необходимо не потерять того, что было достигнуто, и использовать этот метод для обсуждения того, каким образом воплощать в жизнь то, о чем мы говорили до сих пор. Синодальная дискуссия показала всем нам необходимость обращаться, помимо тем, важных для Вселенской Церкви, также и к темам нашей поместной Церкви: например, как сделать катехизацию и мистагогию более отвечающими подлинным нуждам людей, как должным образом развивать пастырскую заботу о призваниях, о прихожанах, отдалившихся от общины, как сотрудничать с другими христианскими общинами и другими религиями. Этим темам будут посвящены пастырские встречи в нашей Архиепархии в этом пастырском году.

Первые три месяца нового пастырского года, с сентября по декабрь, мы будем интенсивно готовиться к открытию Юбилея. Для этого я призываю всех вас лично и в общинах использовать те размышления и указания, которые содержатся в Булле провозглашения Юбилейного Года, а также в этом послании, пастырских указаниях и в декрете о юбилейных паломничествах и индульгенциях. Также полезными могут быть беседы о молитве, которые я провожу на «Радио Мария», поскольку Папа Франциск просил уделить особое внимание теме молитвы для подготовки к Юбилейному году и для его плодотворного проведения.

Юбилей Кафедрального собора

Юбилейному году в нашей Архиепархии будет предшествовать ещё один юбилей: 12 декабря этого года мы будем праздновать 25-летие повторного освящения храма Непорочного Зачатия, который впоследствии стал нашим Кафедральным собором. Для нас это счастливая возможность благодарить Бога за возрождение Католической Церкви в России и за многочисленные плоды, которые мы увидели в течение этих лет. Четверть века — это совсем малое время для истории, но мы знаем, что в глазах Господа «один день, как тысяча лет», поэтому для Него даже малое доброе дело, если оно отдано Богу, может изменить весь мир. Вот наша настоящая, действенная надежда!

«Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4,13). Пусть этот год пробудит в нас желание позволить себе быть захваченными воскресшим Христом, чтобы никакие поражения, неудачи или страдания не могли остановить путь к полноте жизни. Пусть этот Юбилейный год поможет нам заново открыть наше призвание и миссию, а для молодых людей, которые ещё не открыли их — радостное удивление от того, что Христос призывает их, и решимость мужественно идти тем путём, который они откроют.

Богородица, Матерь Надежды, непорочно зачатая и душою и телом взятая на небо, да сопровождает наш нынешний путь.

Приди Дух Святой, приди через Марию. Veni Sancte Spiritus, veni per Mariam.

Примите моё благословение на предстоящий пастырский год во имя Отца † и Сына † и Святого Духа. †

† Павел

Москва, 8 сентября 2024 г.,
в Рождество Пресвятой Богородицы