Покаянная молитва в 100-ю годовщину легализации абортов в России

18 ноября 2020 года исполняется 100 лет со дня, когда Постановлением Народных Комиссаров здравоохранения и юстиции в РСФСР были легализованы аборты.

Это был первый в истории человечества случай, когда убийство зачатого ребенка объявлялось способом «охраны здоровья женщин и интересов расы». В обществе началось формирование взглядов о том, что аборт можно, в частности, оправдать тяжелыми экономическими условиями, это – «медицинская процедура» и почти «обыденное действие». Одно из трагических последствий легализации абортов – факт, что число жертв добровольно прерванной беременности превышает число жертв прошедших мировых войн.

Трагическая дата – 100-летие легализации абортов в нашей стране – не может быть забыта. Конференция Католических Епископов России призывает 18 ноября (или в ближайшие к этой дате дни) повсеместно усиленно молиться о защите жизни. Такая молитва пусть будет жестом покаяния и поминовения, призывом к обращению, открытой возможностью для покаяния и исцеления, приглашением к заступнической молитве за всех, кто пострадал – живых и усопших.

Приведенные ниже фрагменты энциклики святого Иоанна Павла II «Evangelium vitae» – «Евангелие жизни» (либо другие вероучительные тексты о защите и уважении человеческой жизни с момента зачатия) рекомендуется использовать в проповеди или при совместных размышлениях. Молитвы могут быть использованы как в завершение Мессы, так и во время особых богослужений, форму которых пастыри пусть определят самостоятельно, сообразно обстоятельствам.

***

Евангелие Лк 1, 39-45

Встав во дни сии, Мария с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

***

Из энциклики святого Иоанна Павла II «Evangelium vitae» – «Евангелие жизни»

«Ибо ты устроил внутренности мои» (Пс 139 (138), 13): достоинство еще не родившегося младенца

44. Человеческая жизнь особенно слаба и бренна, когда приходит в мир и когда покидает его, чтобы достичь вечности. Слово Божие многократно призывает окружить жизнь опекой и почитанием, особенно жизнь, ознаменованную болезнями и старостью. Если в Библии отсутствуют прямые и недвусмысленные призывы охранять жизнь в ее истоках, особенно перед рождением, так же, как и перед лицом ее близкого конца, это нетрудно объяснить тем, что даже сама возможность деяний против жизни, посягательств на нее или прямого уничтожения жизни в таких обстоятельствах не вмещалась в религиозные и культурные понятия народа Божия.

<…> жизнь, передаваемая родителями, имеет источник в Боге, свидетельство чему можно найти на многих страницах Библии, где с преклонением и любовью говорится о зачатии, о формировании жизни во чреве матери, о рождении и о той тесной связи, которая соединяет первое мгновение существования и дело Бога Творца.

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1, 5): жизнь всякого человека с самого начала протекает согласно замыслу Божьему.

«Когда я созидаем был втайне, зародыш мой видели очи Твои» (Пc 139 (138), 15-16): отталкивающее преступление прерывания беременности
58. Среди всех преступлений против жизни, какие может совершить человек, прерывание беременности обладает чертами, которые делают его особенно серьезным и заслуживающим осуждения. II Ватиканский собор называет его вместе с детоубийством «ужасными преступлениями».

Сегодня, однако, в совести многих людей понимание этого зла исчезает. Тот факт, что умонастроения, нравы и даже законодательство признают прерывание беременности, — красноречивый признак необычайно опасного кризиса нравственного чувства, которое постепенно утрачивает способность различать добро и зло, притом даже тогда, когда речь идет о фундаментальном праве на жизнь. Именно по отношению к прерыванию беременности сегодня приходится сталкиваться с двусмысленной терминологией — например, с термином «операция», — направленной на сокрытие его истинной природы и смягчение этой тяжести в сознании общественности. Может быть, сам этот языковый феномен уже представляет собой проявление тревоги, будоражащей совесть. Но никакое слово не способно изменить действительность: прерывание беременности — независимо от того, каким способом оно осуществляется, — это сознательное, прямое убийство человеческого существа в начальной стадии его жизни, охватывающей период между зачатием и рождением.

Нравственная тяжесть прерывания беременности обнаруживается во всей своей истине, если признать, что происходит убийство, и особенно если анализировать определяющие его обстоятельства. Убитый здесь — человеческое существо на пороге жизни, то есть самое невинное существо, какое только можно себе представить: его невозможно признать агрессором, а тем более — неправедным агрессором! Оно слабо и беззащитно до такой степени, что лишено даже той ничтожной защиты, которую дают новорожденному его жалобный писк и плач.

Оно полностью вверено заботе и опеке той, что вынашивает его во чреве. Но иногда именно она, мать, принимает решение и добивается убийства этого существа или даже сама его провоцирует.

Правда, прерывание беременности часто становится для матери драматическим, горестным переживанием, если решение об изгнании плода она принимает не по чисто эгоистическим соображениям, не ради своего удобства, но чтобы спасти какие-то важные блага, такие, как свое здоровье или приличный уровень жизни других членов семьи. Иногда возникает опасение, что зачатому ребенку придется жить в таких плохих условиях, что лучше бы ему не родиться. Однако все эти и им подобные соображения, пусть серьезные и драматические, никогда не оправдают умышленного лишения жизни невинного человеческого существа.

59. Решение убить нерожденного младенца часто вместе с матерью принимают и другие лица. Виновником бывает прежде всего отец ребенка, и не только тогда, когда прямо склоняет женщину прервать беременность, но и когда косвенно содействует тому, чтобы она приняла это решение, оставляя ее одну со всеми трудностями, связанными с беременностью: так семья оказывается смертельно раненной и обесчещенной в своей природе общины любви и призвании «святилища жизни». Не следует также забывать о давлении, оказываемом более широким кругом родных и друзей. Нередко женщина подвергается такому сильному нажиму, что психологически чувствует себя вынужденной согласиться на прерывание беременности: не подлежит сомнению, что в этом случае нравственная ответственность особо ложится на тех, кто прямо или косвенно заставил ее прервать беременность. Ответственность несут также врачи и медицинские работники, которые ставят на службу смерти знания и умения, полученные для того, чтобы охранять жизнь.

Но ответственность ложится и на законодателей, которые поддержали и утвердили законы, допускающие прерывание беременности, а также — в той мере, в какой это от них зависит, — на вышестоящие инстанции органов здравоохранения, в системе которых совершается прерывание беременности. Общая и не менее серьезная ответственность ложится также на тех, кто содействовал распространению половой распущенности и презрения к материнству, и на тех, кто обязан был позаботиться — но не позаботился — об успешной семейной и социальной политике, поддерживающей семьи, особенно многодетные, которые борются с чрезвычайными трудностями, как материальными, так и в области воспитания.

60. Некоторые пытаются оправдать прерывание беременности, считая, что до истечения определенного числа дней плод зачатия не может почитаться личностной человеческой жизнью <…> Церковь всегда учила и продолжает учить, что плод человеческого размножения с первого момента своего существования имеет право на то безусловное уважение, которое положено человеческому существу в его телесном и духовном единстве и целостности: «Человеческое существо должно уважаться и рассматриваться как личность с момента своего зачатия, и поэтому с того же момента за ним следует признать права личности, среди которых первое место занимает нерушимое право каждого невинного человеческого существа на жизнь».

***

Молитва

Боже, Отче Всемогущий, Творец неба и земли, Податель жизни, в сокрушении мы предстаём пред Тобою и со смиренным упованием просим о прощении грехов против зарождающейся жизни, о смягчении сердец и исправлении нравов, о защите каждой человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти.

Благослови семьи, сохрани их в мире, любви и согласии, преумножай в супругах радостную открытость к дару новой жизни. Пробуждай в женщинах любящие, нежные и заботливые материнские сердца, мужчинам ниспосылай истинный дух отцовства, достоинство, мужество и честь, любовь по отношению к супругам и детям, верность и ответственность.

Отврати от греха тех, кто намеревается прервать беременность, образумь тех, кто склоняет женщин к абортам, способствует и выполняет их.

Укрепи в уповании на Твою помощь и заботу тех, кто терпит материальную нужду, испытывает страх воспитывать ребенка в одиночку или принять детей с особенностями развития.
Даруй сокрушение и духовное исцеление тем, кто был причастен к деяниям против зарождающейся человеческой жизни.

Сохрани наши души от равнодушия и соучастия во зле, даруй всем нам потрудиться в единомыслии и взаимодействии ради неприкосновенности жизни с момента зачатия, а младенцам даруй жизнь в безопасности и спасение. Молим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь.

Пресвятая Дева Мария, заря нового мира, Матерь всех живущих, Тебе вверяем дело жизни: обрати Свой взор на великое множество детей, которым не велят прийти в мир. Соделай, чтобы все верующие в Твоего Сына сумели открыто и с любовью возвещать людям нашей эпохи Евангелие жизни. Испроси им благодать принять его как вечно новый дар, радость провозглашать его с благодарностью и смелость деятельно и стойко свидетельствовать о нём, чтобы мы могли созидать вместе со всеми людьми доброй воли цивилизацию истины и любви в честь и славу Бога Творца, Который возлюбил жизнь. Аминь.