«Плод созерцания Пресвятой Троицы, плод вхождения в эту любовь – это новая жизнь». Проповедь Архиепископа в торжество Пресвятой Троицы

Дорогие братья и сестры!

Я думаю, мы никогда не будем достаточно понимать, что во Христе, благодаря Иисусу Христу, мы имели доступ к Самой Пресвятой Торице. Никогда мы не может исчерпать эту Тайну. Каким-то образом мы находимся всегда вначале перед бесконечностью Пресвятой Троицы. Однако этот бездонный колодец не является пустым. И в этом смысле можно сказать, что мы можем все больше углубляться в эту Тайну. Потому что это углубление объятия любви, только когда мы говорим о любви Божией.

Мы часто имеем в виду что-то относительно низкое, что-то неспособное в конце концов сопровождать нас всю жизнь, мы думаем в лучшем случае о каком-то порыве, который со временем угасает. Потому что таков наш опыт любви. Даже со всеми нашими усилиями мы не способны поддерживать любовь, которую чувствуем в себе, потому что являемся отражением Пресвятой Троицы. Мы неспособны выдерживать этот уровень. Когда ребенок рождается, это, можно сказать, самый умный и самый полный любви момент в жизни человека. И вся дальнейшая жизнь сводится только к попыткам не потерять этого уровня знания любви.

Каким образом Иисус дал нам доступ к Пресвятой Троице? Он не дал нам какой-то сверхъестественный разум, Он не дал нам опыт нечеловеческой любви. Наоборот, Он дал Себя. И в этом поступке, в этом жесте, Он дает нам Свое сердце, Свою Божественную и одновременно человеческую природу.

В июне Церковь особым образом призывает нас созерцать Святейшее Сердце Иисуса. Именно потому что Сердце Иисуса – это врата к Небесной Славе Троицы, это врата к общению между Отцом, Сыном и Святым Духом. Общение, к которому Иисус призывает не только Своих учеников, но также и всех нас. И тогда от нас зависит, хотим ли мы войти в это общение или хотим только удовлетворяться мелкими, не дающими нам подлинного счастья делами.

Мы слышали в первом чтении очень красивый и поэтичный отрывок, через который пророк старается как бы описать это общение. У него нет категорий, чтобы описать, в чем заключается это общение Пресвятой Троицы. И поэтому он прибегает к опыту Премудрости. Если мы внимательно слушали, пророк очень красиво говорит о Премудрости Бога, о том, что она находится везде. Фактически общение Пресвятой Троицы также находится везде. Каждая самая малая частица творения, каждое мгновение истории является отражением Пресвятой Троицы, отражением этого общения. В этом смысле и между нами общение – это единственное, что созидает. Когда мы предпочитаем наше мнение, тогда, как сказала мне недавно одна верующая из группы молодежи, остаются только «правды» и нет истины. Она, в самом деле, очень хорошо определила этот момент, когда нам нужен дух истины. Нам не нужны «правды», нам нужна Истина. Истина – в общении Пресвятой Троицы, без нее мы не можем жить. Вот почему важно единство в общении – и в нашей общине, да и во всей Церкви.

Человеческий плод этого общения Пресвятой Троицы мы прекрасно можем созерцать в апостоле Павле, как мы слышали сегодня во втором чтении. Этот отрывок не самый простой, но не хочу сейчас останавливаться, чтобы объяснить все слова. (Хотя буквально каждая фраза, каждое слово достойны, чтобы мы над ними размышляли.) Хочу только сказать, что плод созерцания Пресвятой Троицы, плод созерцания этой любви, да и, скажем прямо, плод вхождения в эту любовь, в это общение – это новая жизнь, которая способна преодолеть страх, неуверенность, ненависть. Мы в течение двух-трех лет глубоко переживаем именно эти чувства. Но мы с трудом готовы принять сильное лекарство, которое Божественный Врач предлагает нам. Это лекарство – это вход в общение божественной троичной любви. Это смиренное прошение оставаться во Христе. И тогда и в нас растет эта уверенность, которую дают только вера, надежда и любовь такими, какими их описывает апостол сегодня. Аминь!

Фото: Ольга Дубягина

Edit