«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»
(1Пт 3,15)
Дорогие собратья во священстве, монашествующие, возлюбленные во Христе братья и сёстры!
Благодаря Крещению Господь пребывает в наших сердцах. Однако благодать Крещения может долгое время «спать», пока не произойдёт встреча с Христом — для кого-то вновь, а для кого-то впервые в сознательном возрасте. Эта встреча не может произойти машинально, автоматически, потому что это встреча двух свобод. Вот почему апостол Пётр говорит: «святите Господа Бога в сердцах ваших», то есть примите Господа, откройте для Него ваши сердца, приготовьте место для Него в вас.
Мы должны понять, что Иисус принёс в этот мир нечто совершенно отличное от всего иного: Христос принёс Себя, то есть встречу с живым Богом, встречу с надеждой, которая сильнее любых трудностей и страданий и которая способна преобразить жизнь и мир изнутри. И вот, Пётр говорит, что мы должны быть готовы свидетельствовать об этом уповании, об этой надежде.
Господь Бог, пребывающий в наших сердцах, надежда, пребывающая внутри нас, — вот то, что мы призваны возвещать всему миру: «Идите по всему миру и возвещайте Благую Весть, Я с вами до скончания века, Я сопровождаю вас, Я в ваших сердцах, если вы соблюдёте Моё слово; если вы пребудете во Мне, то и Я пребуду в вас» (ср. Мф 28,19-20; Ин 15,7;10). Эти слова, которые Иисус говорит Своим друзьям, и есть рождественская весть, несущая нашим сердцам великую надежду среди изменчивых обстоятельств этого мира.
В наше время отдалённость Бога от нас, — или, вернее, наша отдалённость от Него, — проявляется, прежде всего, именно как недостаток надежды. Это не позволяет нам и нашим семьям смотреть в будущее с радостью. Результатом становится кризис доверия между людьми, в семьях, внутри социальных и политических структур.
Глубинная причина этого кризиса — в неготовности дать отчёт о нашем уповании, потому что мы не чтим присутствие Господа Бога в нас (ср. 1Кор 3,16-17). Если в нашем сердце нет памяти о Господе Боге, в нём царствует подавленность и печаль.
Много лет назад тогдашний епископ миланский, кардинал Монтини, будущий святой Папа Павел VI, написал: «Христос — это некто неизвестный, забытый, отсутствующий для большей части итальянской культуры». Сегодня это справедливо и в отношении нашей культуры, да и всей мировой культуры. Отсутствие Христа разрушает и угнетает, ввергает человека в непрестанную печаль, если не в уныние.
Чем меньше мы переживаем Твоё, Христе, присутствие в наших сердцах, тем менее человечными, тем менее открытыми становятся наши сердца и тем меньше в них остаётся места для надежды. Чем меньше мы ощущаем Твоё, Христе, присутствие, тем менее человечными становятся отношения мужа с женой, матери с её детьми. Отсюда происходит подмена подлинной привязанности, настоящей любви, подмена милосердия, безвозмездной самоотдачи, так что любые отношения сводятся к эгоистическим претензиям. Чем меньше мы ощущаем Твоё, Христе, присутствие, тем меньше у нас возможностей быть по-настоящему человечными по отношению ко всем людям, которые окружают нас, как некогда окружали Тебя.
Однако сегодня, как две тысячи лет назад, великий свет сияет во мраке ночи: Творец вселенной воплотился, неразрывно соединившись с человеческой природой, чтобы действительно стать Богом от Бога, светом от света, и одновременно человеком — истинным человеком.
Сегодня, как и в трудные и мрачные времена прошлого, — если не больше! — мы, христиане, призваны нести в мир свидетельство опыта встречи с воплощённым Словом. Вслед за пастухами и мы должны возвещать о великой надежде, которую обрели в Иисусе Христе.
Святой Папа Павел VI писал в своём Апостольском обращении о евангелизации современного мира: «Пусть современный мир, ищущий то мучительно, то с надеждой, сможет получить Благую Весть не от грустных и упавших духом благовестников, которые раздражительны и беспокойны, а от служителей Евангелия, чья жизнь излучает энергию, кто уже получил радость Христа» (Evangelii Nuntiandi 80).
Свидетельство о надежде поддерживает надежду людей. Потому что именно надежда способна сопротивляться духовному распаду и подавленности, которыми, как представляется, отмечена жизнь людей в наше время.
Так о какой надежде идёт речь? О надежде на благой замысел о нашей судьбе, на достижение полноты нашей жизни. Но как это возможно, учитывая все наши ошибки, падения, противоречия, которые повторяются, множатся и накапливаются? Эта надежда существует там, где Бог говорит с человеком, там, где Бог находит пространство для Себя в сердце человека.
Суть этой надежды мы находим в словах, которые Ангел сказал Богородице: «Для Бога нет ничего невозможного» (ср. Лк 1,37). Думаю, этим всё сказано, коротко и ясно. Новый человек, которого Христос пришёл пробудить к жизни в мире, — это тот, для кого это утверждение является средоточием жизни: «Для Бога нет ничего невозможного».
Ясно, что здесь имеется в виду не «бог» наших мыслей, не идол, которого мы сами создаём всякий раз, когда оставляем истинного Бога, когда гоним Его прочь. Здесь имеется ввиду Бог истинный, живой, ставший человеком, — Христос. Священное Писание напоминает нам: «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер 32,27). Поистине, «для Бога нет ничего невозможного!». Эти слова стоят у истоков подлинной истории человечества, у истоков великого пророчества, данного израильскому народу, у истоков истории нового народа, нового мира, явленных в благовестии Ангела Богородице. Они также стоят у истоков возникновения нового человека, его облика и его поступков. «Для Бога нет ничего невозможного!»
Иисус тоже говорил это. Когда богатый юноша отошёл от Иисуса, апостолы услышали от Иисуса странные слова: «Проще верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное», — и сказали: «Кто же тогда сможет войти в Царство Небесное? Кто спасётся?». На что Иисус отвечал: «Вам это невозможно, но для Бога нет ничего невозможного» (ср. Мк 10, 25-27).
Вот основание надежды, которая может спасти от духовного распада, вот что поддерживает в сердце устремлённость к тому, ради чего оно создано: Бог стал человеком, Христом. Новый человек вошёл в мир, а вместе с Ним — и новый путь. Новизна Христа — не только в Его воплощении, спасительной смерти и воскресении, но и в том, что Он открыл путь спасения, по которому и мы можем идти: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин 14,6). Для Бога нет ничего невозможного, потому что Он делает невозможное возможным. С того дня, как пастухи побежали к яслям, в которых лежал младенец Иисус, и уверовали, и узнали, что Бог посреди нас, всё способно измениться.
С тех пор и навеки человек может меняться, может жить, может оживать. Присутствие Иисуса из Назарета подобно лимфе, которая изнутри — таинственно, но верно — оживляет нашу убогость и делает невозможное возможным. Для тех, у кого искренний взгляд и сердце, эта едва наметившаяся новая человечность становится видимой в общине людей, признающих присутствие Эммануила, Бога-с-нами. Эта новая человечность подобна тем первым проблескам солнца на крайнем севере в первые дни после Рождества, которые появляются на горизонте всего лишь на несколько минут.
Дорогие друзья, мы должны просить у Духа Святого о том, чтобы мы могли в простоте принять Христа, оторвать взгляд от самих себя и обратить его к тому Присутствию, которое вышло нам навстречу, и позволить этому божественному Присутствию проникнуть в наше сердце подобно заре нового дня. Для этого нам нужна лишь простота. Всё сводится к тому, чтобы иметь сердце ребёнка. Что это значит? Отвратить лицо от собственных проблем, проектов, недостатков, и особенно от недостатков других людей, чтобы смотреть на Иисуса Христа, родившегося, умершего и воскресшего. Оторвать взгляд от самих себя и обратить его к Иисусу. Словно вот-вот должен подуть ветер, который сорвёт с нас всё, что мы из себя изображаем; тогда сердце впервые или снова станет свободным, и, несмотря на то, что оно может и дальше жить по плоти, то есть ошибаться, в него уже вошло нечто иное.
В мир вошёл новый человек, а вместе с ним — и новый путь. «Вот, в пустыне открылась дорога, разве вы её не видите?» (ср. Ис 43, 19). В пустыне мира открывается дорога, открывается возможность для новой человечности, для Церкви. «Воззовёшь и отвечу: «Вот Я!» (ср. Ис 58,9)», говорит Господь. Это великое обещание, но Господь никогда не нарушит его, ибо Ему более угодно даровать, нежели нам — просить. От нас же требуется лишь простота, нищета духа, умение отвлечься от самих себя и обратиться к Богу во Христе, потому что лишь Христос способен ответить на ожидание, которое объединяет нас и которое всегда живёт в нас.
Адвент — это особенное время, исполненное надежды открыть нечто новое, что позволит нам совершить «безвозвратный» шаг навстречу Богу. Удалось ли вам пережить таким образом время Адвента? Эта надежда, которая позволяет нам открыть нечто новое для нашей жизни, уже есть во мне и в тебе. Это надежда не на обстоятельства, не на ситуацию, не на случай. Это надежда, которая уже живёт в наших сердцах: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
«Христос для нас — всё», говорил святой Амвросий Миланский. «Omnia Christus est nobis! Итак, мы всё имеем во Христе. Пусть же приходит к Нему всякая душа: и та, которая страждет телесными недугами, и та, которая пронзена как бы остриём суетной страсти, и та, которая хотя не достигла ещё совершенства, но в то же время напряжённо стремится к нему своим помыслом, и та, которая в некоторой степени уже достигла совершенства во многих добродетелях: (словом) всякая душа во власти Господа, и Христос для нас составляет всё. Желаешь ли ты уврачевать рану — Он врач; подвергаешься ли ты приступам горячки — Он источник; страдаешь ли от несправедливости — Он справедливость; нуждаешься в помощи — Он помощь; боишься смерти — Он жизнь; стремишься к небу — Он путь; избегаешь мрака — Он свет; хочешь хлеба — Он пища» (Амвросий, Девство 16,99). Так и мы да уповаем на Христа: «Вкусите и увидите, как благ Господь; блажен человек, который уповает на Него» (Пс 33,9).
Возлюбленные во Христе!
Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Пусть Богомладенец дарует всем нам Свою надежду, духовную отраду и мир. Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по молитвам Пречистой Девы Марии Богоматери и всех святых, да пребудет с вами и благословит вас.
Христос рождается! Славьте Его!
† Архиепископ Павел Пецци
г. Москва, в Торжество Рождества Христова 2018 г.