Фото Vatican News

Папа Франциск: “Чтобы не заблудиться, нам нужно уметь усваивать истину, скрытую в хороших историях”

В день памяти святого Исидора Севильского, почитаемого покровителем Интернета, мы публикуем русский перевод особого послания Папы.

***

Послание Его Святейшества Папы Франциска на 54-й Всемирный день социальных коммуникаций

«Чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего» (Исх 10, 2)

В этом году я хотел бы посвятить свое Послание теме повествования, потому что убежден, что для того, чтобы не заблудиться, нам нужно уметь усваивать истину, скрытую в хороших историях. Это истории, которые укрепляют, а не разрушают; истории, которые помогают нам заново открыть свои корни и силу, чтобы вместе двигаться вперед. Среди окружающей нас какофонии голосов и сообщений нам нужны человеческие истории, говорящие о нас и о красоте вокруг нас. Истории, которые смотрят на мир и события в нём с нежностью. Истории, которые могут рассказать нам о том, что мы являемся частью живой ткани. Истории, которые показывают нам переплетение нитей, связывающих нас друг с другом.

1. Плетение историй

Люди по природе – рассказчики. С детства мы жаждем историй так же, как жаждем пищи. Истории оказывают влияние на нашу жизнь, будь то в форме сказок, романов, фильмов, песен, новостей, даже если мы не всегда осознаем это. Часто мы решаем, что правильно, а что нет, основываясь на персонажах и историях, которые мы усвоили. Истории оставляют на нас свой след; они формируют наши убеждения и наше поведение. Они помогают нам понять, кто мы такие, и рассказать об этом другим.

Мы не только единственные живые существа, которым нужна одежда, чтобы скрыть свою уязвимость (ср. Быт 3, 21); мы также единственные, кто нуждается в том, чтобы «одеться» в истории, чтобы сохранить свою жизнь. Мы плетем не только одежду, но и истории: ведь из искусства человека «плести» (по-латыни texere) происходит не только слово «текстиль», но и «текст». Истории разных эпох созданы на общем «ткацком станке»: нить их повествования включает «героев», включая и самых обычных людей, которые, следуя за мечтой, сталкиваются с трудностями и сражаются со злом, движимые силой, которая придает им мужество, — силой любви. Погружаясь в истории, мы сами становимся способными героически встретиться с трудностями жизни.

Люди являются рассказчиками, потому что мы постоянно растём, открывая себя и обогащая ткань дней нашей жизни. Тем не менее, с самого начала нашим повествованиям угрожает опасность зла, действующего в истории.

2. Не все истории хороши

«Когда съедите … сами станете как боги» (ср. Быт 3, 4): искушение змея вводит в ткань истории узел, который трудно развязать. «Если вы овладеете, то станете, то достигнете…» Эти же слова шепчут сегодня те, кто рассказывает истории, чтобы подчинить нас себе. Как много историй служат тому, чтобы одурманить нас, убедив в том, что для счастья нам необходимо постоянно приобретать, обладать и потреблять. Мы сами не сознаем того, насколько жадными мы стали до болтовни и сплетен, и как много насилия и лжи мы поглощаем. В различных средствах коммуникации вместо конструктивных историй, которые служат укреплению социальных связей и культурной ткани, мы видим деструктивные и провокационные истории, которые истончают и разрывают хрупкие нити, связывающие нас как общество. Собранные вместе фрагменты непроверенной информации, повторение банальных и обманчиво убедительных аргументов, сообщения, полные жестокости и ненависти, — все это не помогает соткать историю человечества, но, напротив, лишает других людей их достоинства.

Однако истории, используемые в целях эксплуатации и насилия, живут недолго, тогда как добрые истории преодолевают пределы пространства и времени. Спустя столетия они остаются злободневными, потому что поддерживают в нас жизнь.

В эпоху, когда фальсификации становятся все более изощренными, достигая фантастических масштабов (как в случае deepfake*), нам нужна мудрость, чтобы находить и создавать прекрасные, правдивые и добрые истории. Нам нужно мужество, чтобы отвергнуть лживые и злобные истории. Нам нужны терпение и проницательность, чтобы заново открыть истории, которые помогут нам не потерять нить посреди многочисленных испытаний нашего времени. Нам нужны истории, которые открывают нам, кто мы есть на самом деле, особенно в незаметных героических поступках повседневной жизни.

3. История историй

Священное Писание — это История историй. Какое множество событий, народов и людей оно открывает нам! Писание с самого начала показывает нам Бога, который одновременно творец и рассказчик. В самом деле, Бог говорит Свое слово, и вещи начинают существовать (ср. Быт 1). Подобно рассказчику, Бог призывает вещи к существованию, вершиной чего становится сотворение мужчины и женщины как свободных сотрудников и собеседников Бога, творящих историю вместе с Ним. В одном из Псалмов творение говорит Творцу: «Ты создал внутренности мои, в материнском чреве соткал меня. Слава Тебе! Ведь я сотворен дивно! … Не сокрыты от Тебя были кости мои, когда в тайне творилось тело мое, вышивалось в глуби земной» (Пс 138, 13-15 – Современный русский перевод). Мы рождены незавершенными, и должны позволить Богу продолжать «ткать», «вышивать» нас. Жизнь дана нам как приглашение продолжать сплетать ту «дивную» тайну, которой является каждый из нас.

Таким образом, Библия — это великая история любви между Богом и человечеством. В ее центре находится Иисус. Его история становится вершиной любви Бога к нам и нашей любви к Богу. Отныне в каждом поколении мужчины и женщины призваны хранить в памяти и пересказывать самые важные эпизоды этой Истории историй — тех, что лучше всего передают ее смысл.

Тема этого Послания взята из книги Исхода, древнейшей библейской истории, в которой Бог вмешался в историю Своего народа. Когда порабощенные дети Израиля воззвали к Богу, Он услышал и вспомнил: «И вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх 2, 24-25). Бог вспомнил и освободил Свой народ от угнетения через ряд знамений и чудес. И затем Господь открыл Моисею значение всех этих знамений: «Чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал … и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исход 10, 2). Опыт Исхода учит нас тому, что знание Бога передается из поколения в поколение, главным образом, через рассказывание истории о том, каким образом Он продолжает присутствовать в настоящем. Бог жизни общается с нами через историю жизни.

Иисус говорил о Боге не в абстрактных понятиях, а притчами, краткими историями, взятыми из повседневной жизни. В данный момент жизнь становится историей, а затем, для слушающего, история становится жизнью: история становится частью жизни тех, кто ее слушает, и изменяет их.

Евангелия — это тоже истории, и не случайно. Хотя они рассказывают нам об Иисусе, они «перформативны» [1]; их задача — сделать нас такими, как Иисус. Евангелие приглашает читателя разделить ту же веру, чтобы участвовать в той же жизни. Евангелие от Иоанна говорит нам, что самый важный рассказчик — Слово — сам становится историей: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Бога)» (Ин 1, 18). Исходный глагол exegésato можно перевести как «обнаружил» или «рассказал». Бог пожелал быть вплетенным в ткань человечества, и таким образом дал нам возможность по-новому плести наши истории.

4. История, всегда обновляющаяся

История Христа не является только лишь наследием прошлого; это наша история, и она всегда современна. Это показывает нам, что Бог был так глубоко обеспокоен судьбой человечества, нашей плоти и нашей истории, что Сам стал человеком, плотью и историей. Это также говорит нам о том, что ни одна человеческая история не является ничтожной или незначительной. Поскольку Бог стал историей, каждая человеческая история в определенном смысле — это божественная история. В истории каждого человека Отец вновь видит историю Своего Сына, сошедшего на землю. Каждая человеческая история обладает безусловным достоинством. Следовательно, человечество заслуживает историй, которые его достойны, достойны той головокружительной и захватывающей высоты, на которую поднял его Иисус.

«Вы», — писал святой Павел, — «письмо Христово, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3, 3). Дух Святой, любовь Божья пишет внутри нас, утверждает в нас добро и постоянно напоминает нам о нём. Ведь действительно, вспомнить означает записать в своём сердце. Благодаря силе Святого Духа каждая история, даже всеми забытая, даже самая извилистая и сложная, может стать источником вдохновения, превратиться в шедевр и стать послесловием к Евангелию. Как «Исповедь» Августина. Как «Рассказ паломника» святого Игнатия. Как «История одной души» святой Терезы Младенца Иисуса. Как «Обрученные», как «Братья Карамазовы». И как бесчисленное множество других историй, в которых превосходно описана встреча между свободой Бога и свободой человека. Каждый из нас знает разные истории, которые несут благоухание Евангелия, которые свидетельствуют о Любви, преображающей жизнь. Эти истории требуют, чтобы ими делились, пересказывали их и воплощали в жизнь в каждую эпоху, на каждом языке, любыми средствами.

5. История, обновляющая нас

Наша собственная история становится частью всякой великой истории. Когда мы читаем Писание, истории святых и другие тексты, проливающие свет на человеческое сердце и его красоту, Святой Дух может свободно писать в наших сердцах, обновляя в нас память о том, кто мы есть в глазах Бога. Вспоминая любовь, которая сотворила и спасла нас, делая ее частью нашей ежедневной истории, с милосердием сплетая ткань наших дней, мы переворачиваем новую страницу. Мы больше не привязаны к сожалениям и печали, к нездоровым воспоминаниям, обременяющим наши сердца. Открывая себя другим, мы становимся способны видеть нашу жизнь глазами великого рассказчика. Рассказать нашу историю Богу никогда не бывает бесполезно: даже если череда событий останется неизменной, смысл и перспектива всегда меняются. Рассказать нашу историю Господу —значит увидеть мир Его взглядом, исполненным милосердной любовью к нам и другим людям. Мы можем рассказать Ему истории, которые мы переживаем, отдать Ему людей и ситуации, составляющие нашу жизнь. С Ним мы можем заново соткать ткань нашей жизни, заполняя ее прорехи и дыры. Как сильно мы все нуждаемся в этом!

Глядя с точки зрения великого рассказчика — единственного, кто видит всю историю целиком, — мы можем приблизиться к другим её героям, нашим братьям и сестрам, которые вместе с нами являются действующими лицами сегодняшней истории. На сцене истории нет статистов, и история каждого открыта для изменений. Даже говоря о зле, мы можем научиться оставлять место для искупления; посреди зла мы можем также увидеть действие добра и дать ей место.

Поэтому дело не просто в том, чтобы рассказывать истории, или рекламировать самих себя, а в том, чтобы помнить, кто и что мы есть в глазах Бога, свидетельствовать о том, что Дух пишет в наших сердцах, и открывать всем, что его или ее история рассказывает о чудесах. Для этого доверимся женщине, которая соткала в своем чреве человечность Бога и, как говорится в Евангелии, вплела ее в свою жизнь. Ибо Дева Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19). Обратимся за помощью к Ней, знавшей, как развязывать узлы жизни нежной силой любви:

О Мария, женщина и мать, ты соткала божественное Слово в своем чреве, и своей жизнью поведала о великих делах Бога. Выслушай наши истории, сохрани их в своем сердце, особенно те, которые никто не желает услышать. Научи нас распознавать нить истины, проходящую сквозь историю. Взгляни на запутанные узлы нашей жизни, парализующие нашу память. Твои нежные руки могут развязать любой узел. Жена Духа, мать упования, вдохнови нас. Помоги нам созидать истории мира, истории будущего. И покажи нам, как жить вместе.

Франциск

Подписано в Риме, в Латеранской Базилике, 24 января 2020 года, в день памяти святого Франциска Сальского

***

[1] Ср. Бенедикт XVI, энциклика о христианской надежде Spe Salvi, 2: «Христианская весть не просто «информативна», но и «перформативна». То есть Евангелие – не только сообщение того, что следует знать, но весть, порождающая события и меняющая жизнь».

* Deepfake (англ.) — Метод синтеза изображения, основанный на искусственном интеллекте. Обычно используется в видео для замены лица человека на другое, создавая фальшивые изображения, неотличимые от реальности.

***

Перевод: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве
Оригинальное название: Messaggio del Santo Padre Francesco per lа 54ma Giornata Mondiale delle Comunicazioni Sociali
Полностью на основных языках: http://bit.ly/2vcsKPh

***

Всемирный день социальных коммуникаций учрежден на Втором Ватиканском соборе, а первый День отмечен в 1966 году.

***

Дополнительно:

Папа: сообщество в соцсетях – не синоним общины
https://bit.ly/34dZ9Tg

Папа – католическим журналистам: передавайте «добрые вести»
https://bit.ly/2R9Wzbg

Папа: информация должна быть доброкачественной
https://bit.ly/2X8S8kQ

Папа Франциск: Интернет – это дар Бога и ответственность
https://bit.ly/2xSHxjp

***

Все Послания Папы Франциска на Всемирный день социальных коммуникаций
https://bit.ly/2xJE32W

Edit