о. Денис Малов, CMF: «Паломник, свидетель, посланник – три фигуры, живущие надеждой»

Полный текст доклада, прозвучавшего 31 июля на открытии Епархиальной встречи молодёжи в Калининграде, посвященной теме «Радуйтесь в надежде» (Рим 12,12) и подготовке к грядущему Святому Юбилейному году надежды.

Дорогие друзья, добро пожаловать на нашу епархиальную встречу молодёжи!

Для нас всех большая радость всех вас встретить, всех вас принимать. Вне всякого сомнения, это дар Божий, что Сам Христос нас всех здесь собрал, позволил нам всем обрести друг друга во имя Его, и я уверен, предстоящие нам дни живого богодухновенного общения позволят нам сблизиться, проникнуться друг к другу любовью и уважением, завязать искреннюю дружбу ради Христа и Его Царствия.

В этом году наша встреча вращается вокруг темы надежды – именно надежда была избрана Папой Франциском для грядущего Юбилейного года. Как нам напоминает Понтифик, переживая вместе со всем миром множество тревожащих событий – неожиданно коснувшиеся нас в последние годы эпидемии, войны, экономические кризисы – мы не можем не чувствовать, сколь зыбко будущее мира, наше с вами будущее. И именно в этот момент, в минуты одолевающих нас волнений и тревог, мы вспоминаем, что можем смотреть в завтрашний день уверенно, твёрдо, смело, ведь он исходит от Самого Бога, творца и владыки истории. Именно Его Царство коснулось нас в Воскресении и именно оно увенчает весь ход человеческих лет. Именно Его Царствование останется пребывать вовеки, именно оно не имеет конца, а потому восторжествует во всей своей силе, преодолевая и преображая все житейские невзгоды и всю ту несправедливость, что может окружать нас сегодня. Завтрашний день творит Сам Бог нашими с вами руками.

Когда сама Церковь смотрит в будущее, она также находит знаки надежды, ростки, уже восходящие и набирающие силу. Эти ростки – это вы. Вы, юноши и девушки, уже сегодня задаёте ритм жизни Церкви, вы воспринимаете обильное, неисчерпаемое богатство христианского наследия, переданного нам теми, кто нам предшествовал, вы им питаетесь и творчески его в себя вбираете, вы передаёте его своим семьям, своим друзьям, знакомым, товарищам, вы поддерживаете структуры Церкви, вы молитесь друг за друга и питаетесь Христовой благодатью. И всё это в завтрашнем дне станет ещё сильнее, проявится ещё ярче, по мере того, как мы станем подбираться к полноте возраста Христова. Для кое-кого из вас Христос – уже сверстник, а значит, они находятся именно на том этапе жизненного пути, когда можно вместе с Ним, в духе товарищества и дружбы, отправиться в странствие, чтобы изменить мир. Церковь видит в каждом из вас вот этого нового Христа, вновь и вновь выходящего в мир, чтобы наполнить его радостью божественной любви, выходящего с надеждой, с радостным предвкушением грядущих чудесных событий. Давайте проделаем этот путь вместе!

Мы предлагаем раскрыть, каково это – быть надеждой и жить надеждой, через три фигуры: паломник, свидетель и посланник.

Первая фигура – это фигура паломника. Уже завтра мы с вами отправимся в пешее путешествие ко кресту св. Адальберта и вместе сможем раскрыть в себе радость странничества ради божественного. Каждый раз, когда мы отправляемся в путь, мы уподобляемся Христу, вновь и вновь предпринимающему своё путешествие по деревням Галилеи и по целому миру, мы разделяем те надежды и чаяния, которые Сам Христос питал, не имея, где приклонить голову. Действительно, мало кто живет надеждой столь же пылко, как странник. Долгая дорога – это всегда опасность, всегда риск. Места постоянно сменяют друг друга, каждый день мы встречаемся с новым попутчиком, ненастья и ярость стихий угрожают в пути, как нигде более, и мы совершенно не знаем, какой новый случай, отрадный или скорбный, настигнет нас через день, через час, через минуту. В непрестанно меняющемся пути странник может опереться лишь на Бога, своего вечного попутчика, и на свои мечты о достижении грядущей цели. Странник живёт лишь надеждой прибыть туда, куда его позвало сердце. Мы бы хотели призвать вас, дорогие наши друзья, дорогие паломники, не бояться прислушиваться к сердцу, не бояться открыться навстречу собственным мечтам о Боге. Они не напрасны, не призрачны – они могут стать реальностью, и они обязательно станут реальностью, потому что того хочет Бог; и вместе мы с вами обязательно сможем воплотить их в жизнь.

Второй фигурой мы назвали фигуру свидетеля. Обратим внимание на то, что свидетель – это не очевидец, не наблюдатель. Свидетель не просто видит, слышит, чувствует присутствует, он предстаёт перед трибуналом и даёт свидетельство перед трибуналом. Свидетель – фигура публичная, она у всех на виду, очи всего мира прикованы к ней; и он не боится дать слово, то есть произнести слова истины ради торжества справедливости. Это фигура, облечённая доверием и авторитетом. И каждый из вас облечен доверием и авторитетом, когда вы берете слово и говорите о той надежде, о том твёрдом уповании, что влито в наши сердца христовыми обетованиями. О свидетельстве надежды мы будем говорить, затрагивая тему присутствия в средствах массовой коммуникации, именно том публичном форуме, где наше лицо может повлиять на вердикт, будет ли эта встреча мостом в будущее или же обречением на забвение. Когда свидетель говорит громко, когда он являет себя миру, его слова остаются навечно – так и христианин. Его, наше, отважное и ответственное свидетельство, убежденность в истине Христе, в том, что она одна спасает – вот то единственное, что может вдохновить, укрепить, направить наш мир и наше общество, обратить его взгляд в будущее с тем предвкушением, которого достойно уготованное нам вечное Царство любви. Давая свидетельство о надежде, мы и сами исполнены тою же надеждой. Мы не знаем, хочет ли мир услышать то, что мы хотим сказать; хочет ли увидеть нас такими, какие мы есть; желает ли жить вечным счастьем или же ему страшно поверить в искренность любви. Но мы приглашаем вас и здесь питать надежду на то, что свидетельство наше будет произнесено устами Христа, вид наш будет видом «дающего жизнь за друзей», а наша жизнь станет достойной, чтобы ей подражали, пусть даже отчасти. Свидетельствуя перед миром, мы даём повод Богу преобразить его.

Наконец, завершаем фигурой посланника. Её также можно понять по-разному. Можно было бы подумать, будто посланник – это мальчик на побегушках, бегущий с записочкой, совершенно не зная, что в ней находится. Христианин не таков, он – не нарочный с депешею, но посланник. Когда мы говорим о миссии, мы можем вспомнить, что это слово употребляется также в дипломатическом жаргоне. Это особый дипломатический корпус, полномочное представительство, которое становится официальным лицом того государства, которое его посылает. Такая миссия зачастую становится маяком и единственной возможностью контакта с таким государством – если кто хочет попасть на его территорию, необходимо заручится поддержкой дипломатической миссии. Она же оказывает поддержку и тем, кто оказался вдали от отечества, чтобы помочь им благополучно вернуться к себе домой, к родным и близким. Таковы и вы, дорогие друзья. Мы вместе с вами – то посольство, что может говорить от лица Небесного отечества, произнося слова истины, слова Благовестия, которыми Сам Христос хотел бы тронуть сердце мира. Мы с вами можем заступаться за внешних, чтобы они могли получить «визу» или даже гражданство в Царствии Небесном. Мы, в конце концов, можем наладить мосты сообщения между Христом и миром посредством нашей молитвы, говоря Небесному Царю то, что мир хотел бы Ему сказать. Мы же можем искать потерявшихся сограждан святым, чтобы они нашли путь домой, в тихую гавань. Такова наша миссия, миссия надежды: дарить миру надежду на то, что всякий желающий того сможет войти через нас, как через широко открытую дверь, в дом Небесного Отца, его собственный дом. Быть посланником – это жить надеждой на то, что наши дома, наши сердца станут отверстыми вратами для изобилия даров Царствия Небесного, которыми Бог жаждет одарить этот мир.

В заключение мне бы хотелось напомнить о радости упования. Надежда – не просто ожидание чего-то желанного, но всё ещё далекого. Это предвкушение, в котором мы можем уже сейчас получить желаемое. Наша надежда на Бога – это уже Бог в нас. Наша надежда на Царствие – это уже Царствие в нас. Наша надежда на торжество вечной любви и счастья – это уже вечная любовь, вечное счастье, которое коснулось нашего сердца, а через него – и всего мира. В надежде мы уже достигли всего того, к чему мы стремимся. Как же нам не радоваться, если мы имеем всё, что только можно? Как же не ликовать, если Бог уже дал нам самое ценное – Самого Себя?

Возлюбленные друзья, я призываю вас жить этой радостью, делиться этой радостью, сиять этой радостью, пренебрегая тревогами, гнушаясь страхами. Христос – твёрдое основание нашей надежды, Христос воскресший. Нет больше той любви, чем дать жизнь за друзей – и пусть весь мир разгорится огнём этой нашей божественной любви!

о. Денис Малов, CMF