«Отражать свет Христов в любви к Нему и в служении Ему». Проповедь Архиепископа на торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Дорогие собратья в священническом служении, монашествующие,
прихожане и гости Кафедрального собора,
возлюбленные во Христе братья и сёстры!

Первые страницы Священного Писания скорбно и ясно показывают последствия греха в нашей жизни, последствия вторжения зла в наш жизненный опыт: прерываются все отношения — с Богом, с семьёй, с окружающим нас миром. Мы начинаем сомневаться в них, перестаём понимать, насколько они важны, одним словом, вся наша человеческая надежда рушится.

И этот упадок надежды тоже имеет последствия, потому что «надежда — это тот глубокий стимул, который помогает нам преодолевать трудности, не даёт сдаться в утомительном путешествии, вселяет в нас уверенность в том, что паломничество жизни приведёт нас домой. А без надежды жизнь рискует оказаться промежутком между двумя вечными ночами, короткой паузой между «до» и «после» нашего земного пути» (Лев XIV, Общая Аудиенция, 26.11.2025).

«Надеяться на жизнь, напротив, означает предвкушать конечный пункт, верить в то, чего мы пока не можем увидеть или потрогать, доверять и вверять себя любви Отца, Который сотворил нас, потому что Он пожелал нас с любовью и хочет, чтобы мы были счастливы» (Лев XIV, Общая Аудиенция, 26.11.2025).

Это и есть то призвание, которым мы все призваны, как утверждает апостол Павел во втором сегодняшнем чтении. Наше общее призвание является ежедневным осуществлением слов Захарии, отца Иоанна Крестителя, когда он пророчествовал не только о своем сыне, но и о всех нас, призванных быть новыми «Крестителями» для тех, кого мы встречаем: «Благословен Господь Бог Израилев, ибо посетил и искупил народ Свой, чтобы явить милость отцам нашим и вспомнить святой завет Свой, что, избавив нас от руки врагов наших, даст нам служить Ему без боязни, в святости и правде перед Ним, во все дни жизни нашей» (ср. Лк 1,68-79).

Как это происходит? Через наше повседневное служение перед Господом, которое происходит в терпении. Терпение — это измерение служения, исходящее из призвания. Наша ответственность в мире состоит в том, чтобы отражать свет Христов в любви к Нему и в служении Ему. Мы любим Христа, мы служим Богу через любовь к людям и служение им, тем, кого мы встречаем на путях повседневной жизни, в местах, где живём. Давайте просить о том, чтобы через наше служение «мы стали жертвой, благоприятной Тебе», Богу (Молитва на приношение даров, XXXIV неделя рядового времени).

Дорогие братья и сёстры, прошло больше года с тех пор, как Папа Франциск благословил икону Salus Populi Romani — «Спасение римского народа» и передал её нашей Церкви, чтобы она стала постоянным знаком Юбилейного Года, посвященного надежде (ср. Лев XIV, Аудиенция группе паломников из России, 17.10.2025) И теперь, скоро, эта икона вернётся к нам, чтобы остаться в нашем Кафедральном соборе. Паломничество этой иконы по католическим епархиям России стало поддержкой для нас, для наших семей, для больных, страдающих, скорбящих и страждущих. Многочисленные настоящие чудеса поддержки и обновления нашей надежды умножаются во всех уголках церковной общины по всей России. Нам даровано множество маленьких, ежедневных чудес, которыми Господь наполняет нашу жизнь. И тогда мы можем начинать каждый новый день, который Господь даёт нам прожить, с новой надеждой, с твёрдым убеждением, что «если Бог с нами, кто против нас»? И наше сердце переполняется благодарностью Богу и друг другу за всё доброе, что мы получаем. А главное чудо — это преодоление зла, разрушение греха, возможность видеть возрождение общения и единства с Триединым Богом и между нами.

В своём Послании по случаю 1700-летия Никейского собора «Во единстве веры» Папа Лев пишет: «Обожение не имеет ничего общего с само-обожествлением человека. Напротив, обожение защищает нас от изначального искушения стать как Бог (ср. Быт 3,5). То, чем Христос является по природе, мы становимся по благодати. Через дело искупления Бог не только восстановил наше человеческое достоинство как образа Божия, но и, сотворив нас чудесным образом, ещё более чудесным образом сделал нас причастниками Своей Божественной природы (ср. 2Пт 1,4). Обожение, таким образом, есть истинное очеловечивание. Вот почему существование человека устремлено за пределы самого себя, ищет выхода за пределы себя, и не знает покоя, пока не успокоится в Боге (св. Августин, Исповедь, 1).

Deus enim solus satiat — «Одного только Бога довольно человеку»! (св. Фома Аквинский, In Symbolum Apostolorum, а. 12). Только Бог в своей бесконечности может удовлетворить бесконечное желание человеческого сердца, и по этой причине Сын Божий захотел стать нашим братом и искупителем» (Лев XIV, In unitate fidei, 23.11.2025).

Пусть Пресвятая Дева Мария, Непорочно Зачатая, Матерь Божия и Царица Мира поддержит всех нас на пути нашего призвания и сохранит общение и единство нашей христианской жизни. Пусть Богородица поддержит наш взор, обращённый к её Сыну, грядущему к нам. О, приди Дух Святой! О, приди через Марию!

8 декабря 2025 г.

Фото: Ольга Хруль