15 сентября, в Престольный Праздник Божией Матери Скорбящей, в поселке Знаменск Калининградской области состоялось освящение грота Пресвятой Девы Марии и коронация Ее статуи. Это событие стало завершающим аккордом почти тридцатилетней истории возвращения и восстановления Храма Божией Матери Скорбящей в Знаменске.
Мы не можем охватить взглядом многовековую историю Католической Церкви на территории Восточной Пруссии, и даже «всего лишь» столетнюю историю нашего храма, но многие из нас вполне могли увидеть воочию историю его возрождения.
На территории нынешней Калининградской области Католическая Церковь имеет долгую, более чем 1000-летнюю историю, восходящую ко временам Святого Адальберта, отправившегося сюда в конце X века с миссией распространения христианской веры среди прусских племен. Именно здесь, по преданию, в Тенкитах (окрестности современного Балтийска) он умер мученической смертью в 997 году. Так закончилась первая попытка провозглашения Евангелия на Прусских землях.
Попытки евангелизации продолжились лишь через двести лет, а когда цистерцианские монахи возобновили миссионерские усилия, многие потомки неохотных и агрессивных пруссов прошлого приняли христианство без особого сопротивления. Однако те, кто не принял учения Христа, то есть прусские язычники, остававшиеся в большинстве, начали истреблять неофитов и преследовать миссионеров. Практически всех христиан изгнали на территорию Польши. В 1222 году папа Гонорий III благословил военный поход, в котором приняли участие польские рыцари. Но даже побежденные, пруссы оставались угрозой. В 1226 году герцог Конрад передал Хелмно тевтонцам, которые в 1211 году перенесли свою деятельность в прибалтийские земли. Начиная с 1230 года они самым активным образом участвовали в покорении Пруссии. Рыцари-монахи построили множество храмов и монастырей — только церквей более двухсот. Самые древние из них построены в XIII и XIV веках. Однако это было обращение путем насилия.
Тем не менее, именно тевтонские рыцари посеяли первые семена Евангелия в районе сегодняшнего города Знаменска. Тевтонцы дали поселению имя Велова. Новые жители были католиками, поэтому в 1260 году они построили первую церковь; строительство заняло около двадцати лет. В 1339 году город получил гражданскую хартию и стал центром торговли лошадьми.
Во время правления короля Казимира IV Ягеллона тевтонские рыцари воевали против Польши и проиграли, поэтому, хотя крепость Велова осталась в их руках, тевтонское рыцарское государство сильно уменьшилось в размерах. Северная часть была включена в состав Польского королевства в 1466 году. Остальная часть земель, включая столицу, перенесенную ранее из Мариенбурга в Кенигсберг, осталась во владении тевтонских рыцарей как монашеское государство, ставшее с 1466 года вассалом Польши. Именно тогда крепость Велова получила польское название Велава.
В XVI веке, во время Реформации, церковь, построенная в 1260 году, перешла в руки лютеран. Волна Реформации, инициированная Мартином Лютером, прокатилась по западной и Северной Европе. Новые веяния распространялись очень быстро, и, как ни странно, изменения поддерживали сами тевтонские рыцари, на протяжении предыдущих веков яростно обращавшие прусских язычников в католичество. Когда последний великий магистр тевтонских рыцарей, Альбрехт, обратился в лютеранство, тевтонское государство прекратило свое существование. Альбрехт распустил орден и, провозгласив монашеское государство мирским и протестантским, объявил себя его герцогом. Страна стала называться Прусским герцогством, или герцогской Пруссией, хотя формально все еще оставалось ленником Польши. Лютеране захватили все католические церкви, поэтому немногочисленные католики могли проводить свои богослужения исключительно по домам, за что их продолжало преследовать лютеранское большинство. Такая ситуация сохранялась в течение столетий.
После «шведского потопа» 1657 года, по условиям договора, заключенного в Велау, Фридрих Вильгельм, Великий курфюрст Бранденбургский (1640-88), получил суверенитет над герцогством Пруссия, которое освободилось от связей с Польшей. Польское название Велава изменилось на Велау.
В 1701 году курфюрст Бранденбургский Фридрих I стал королем Пруссии, коронация которого прошла в Кенигсберге. Тем самым скромные Прусские земли стали королевством, власть короля которого уже не зависела от воли императора, как это было в случае курфюрста. В гербе, теперь уже королевском, появился черный прусский орел. В 1818 Велау стал столицей графства в составе королевства Пруссия. В 1871 Велау вошел в состав Германской империи.
Местные католики никогда не сдавались и, хотя они были всего лишь скромным меньшинством, насчитывавшим около трехсот жителей Велау (до пятисот, включая окрестные поселения), — к концу XIX века они решили построить свою собственную церковь на территории кладбища. Немцы составляли большинство общины, но были и прихожане польского и литовского происхождения. Проект для церкви был готов в 1916 году, но из-за продолжающейся Первой мировой войны строительство было отложено до более спокойных времен.
Годы, последовавшие за войной, были нелегкими и для прихожан Велау. Несмотря на трудности, медленно, но верно, шаг за шагом, они довели проект до счастливого завершения. В 1928 году храм, названный в честь Скорбящей Божией Матери, был освящен, но успел прослужить своим прихожанам только до Второй мировой войны.
После войны все изменилось. Город был переименован в Знаменск, пришли новые люди и новые традиции, в которых Богу не было места. Церковь была закрыта, колокольня разрушена, здание разделено на два этажа, чтобы разместить в нем мастерские.
Но затем вновь пришло иное время. В 1990-х годах в Калининградскую область приехали священники из ордена Божьего Слова, вербисты, была создана община. Отцы-вербисты обратили внимание на полуразрушенное здание храма в Знаменске, в котором после закрытия мастерских обитали бомжи, чуть не уничтожившие его из-за пожара. Община верующих, ютившаяся в полуподвальном помещении, получила храм в плачевном состоянии. Однако, как и сто лет тому назад, местные католики сдаваться не собирались.
Судебные тяжбы продолжались в течение трех лет. Верующие стучались во все двери, вплоть до Государственной Думы. Казалось, что конца этому не будет никогда. Настоятель уже начал планировал сбор средств для приобретения другого участка, однако у Бога Свои планы. Власти решили вернуть церковь. 24 февраля 2010 года католики Знаменска получили законные права на здание храма вместе с частью близлежащих земель. Как велика была радость людей! Некоторые прихожане, следуя старой традиции, поспешили купить шампанское, несмотря на Великий пост!
Как только эйфория улеглась, все поняли, как много работы еще предстояло как внутри храма, так и на его территории. Сейчас, глядя на прекрасную церковь и замечательный парк вокруг нее, можно вспомнить слова отца настоятеля, отца Ежи Ягодзинского: «Отреставрированный храм Скорбящей Божией Матери в Знаменске не будет открыт ни завтра, ни послезавтра!» Но сегодня он стал центром совместного священнопразднования не только для принадлежащих к нему территориально трех приходов и одного пастырского пункта, но практически для всех католиков Калининградской области, каждый из которых, несмотря на его отдаленное расположение, побывал здесь хотя бы один раз.
24 ноября 2012 года архиепископ Павел Пецци совершил повторное освящение храма Скорбящей Божией Матери в Знаменске. С тех пор продолжались работы по приведению храма и его территории в соответствие словам Иисуса: «Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов» (Мк 11, 17).
Сейчас, благодаря стараниям прихожан и отца настоятеля, в храме установлен орган, который звучит не только для прихожан во время Мессы, но и для приезжающих сюда многочисленных туристов. Это становится прекрасным поводом для пре-евангелизации, ведь практически все музыкальные произведения для органа написаны для церковных богослужений. Краткое вступление перед концертом помогает людям сделать первый шаг навстречу вере, вспомнить свои христианские корни. Этому помогает буклет с историей нашего прихода и Католической Церкви на территории Калининградской области, который получает каждый, приходящий в храм.
Буквально на днях закончился процесс подключения газового отопления, и теперь не нужно беспокоиться, что топливо замерзнет во время зимних холодов или его не хватит. Отопление помогает сохранить внутреннее убранство храма и орган, ставший неотъемлемой частью духовной и музыкальной сокровищницы Калининградской области.
Освящение грота Марии совершил о. Адриан Джехадун, член совета Уральского Региона ордена Божьего Слова (вербистов), настоятель прихода в Чите. Освятив грот, о. Адриан подвел черту под долгой историей строительства в знаменском приходе. Больше нет необходимости что-то строить или восстанавливать, всё уже завершено. Наступающий месяц октябрь, который Папа Франциск провозгласил Чрезвычайным месяцем миссий, поможет нам вспомнить о нашей христианской обязанности не только материального строительства, но, прежде всего, обязанности участвовать в духовном развитии общины и провозглашения Христа нашим ближним.
о. Валентин Назаренков, SVD