15 марта отмечает 55-летие священник Сергий Зуев, настоятель прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии во Владимире, который также входит в коллегию консультантов, совет священников, музыкальную комиссию, возглавляет паломническую службу Архиепархии, является деканом восточного региона и директором благотворительного фонда «Искусство добра». Обо всех этих служениях и о том, почему российские католики – это счастливые люди, мы поговорили с о. Сергием в день его рождения.
— Отец Сергий, не каждому священнику в нашей поместной Церкви случается совмещать столько обязанностей. Как так получилось?
— Господь сотворил человека так, что, только открываясь, он может по-настоящему жить. Поэтому, когда я говорю «да», откликаясь на призыв епископа и Церкви, я не столько даю что-то от себя, сколько получаю. Это парадокс, о котором прекрасно говорит Христос: отдавая, мы получаем. Я с радостью и доверием вхожу в эти поручения и назначения. Мне это интересно, потому что в каждом новом отношении я могу открыть что-то для себя. Я гораздо больше получаю, чем даю. Я увлекаюсь, и вся моя жизнь следует этой увлеченности.
Кроме того, я не хочу преуменьшать значение ни одного священника. У каждого есть свои дары. Один – прекрасный исповедник, другой – прекрасный профессор, которому нужно много читать, чтобы передавать знания. У третьего – дар особого сосредоточения в молитве. У меня такие дары, какие они есть. У меня своё призвание, как я часто шучу, быть «понтификом» – от слова «pont», мостик. Я стою на одной стороне и в доверенном мне служении вхожу на другую сторону, таким образом для кого-то становясь мостиком. Я стараюсь соединить порой отдаленное друг от друга: не только в вопросах экуменических, что для меня очень важно (восточное и западное христианство соединены уже внутри меня самого), но и внутри нашей поместной Церкви.
— Например?
— Я вижу, как мы разрознены. И замечаю, как часто этот соблазн разрозненности входит и в меня. Но через все вверенные мне служения я осознаю данную мне ответственность. Церковь просит от нас единства. И я начинаю прислушиваться к другой стороне, начинаю входить в ситуации и сам в каком-то смысле становлюсь лучше. Мы растем, мы должны развиваться, а развитие возможно только в общении. Об этом мы сейчас особенно размышляем в рамках Синодального пути. Церковь – это движение. Христос говорит: Я есть путь. Вся наша жизнь – в движении по этому пути, на котором мы можем больше увидеть, узнать, но главное – пребывать вместе. И этого единства достигаешь, преодолевая себя, потому что требуется открытость, чтобы входить в отношения с людьми, выслушивать другие мнения, заботиться о единстве Церкви. Например, когда у епископа собирается коллегия консультантов, каждый из нас должен высказать своё мнение, но не для того, чтобы утвердить своё эго, свой взгляд, нет – наш посыл всегда должен быть созидательным, чтобы помочь епископу принять верное решение. Господь – Творец. Он созидает, а не разрушает.
И, наконец, я вижу, как все эти служения дополняют меня как настоятеля прихода. Потому что, живя интересами Церкви, я могу гораздо больше дать моему приходу. С одной стороны, священник как будто забирается от прихода (порой мне приходится физически отсутствовать), но когда я возвращаюсь, я вижу, что опыт, которым я могу поделиться, помогает моим прихожанам, поэтому и они относятся к моему отсутствию с пониманием. Моё служение им становится всё более открытым, объективным и просвещенным.
— Хорошо, что вы перешли к этой теме. Давайте поговорим о настоятельстве. Сколько уже лет вы во Владимире? Какой путь вы прошли с владимирскими католиками?
— В этом году, в начале марта, исполнилось 20 лет, как я получил декрет о назначении во Владимир и одновременно был назначен настоятелем в ивановский приход, в котором я был настоятелем семь лет.
Я рос, развивался и распознавал своё призвание и свой путь через приход, который принял. Без этого прихода я бы не был тем, кто я есть. Опыт, который я пережил, благодаря этому назначению, прежде всего – этим людям, сформировал меня как священника.
Когда я приехал во Владимир в 2004 году, приход находился в непростой ситуации, потому что, к сожалению, отца Стефано, предыдущего настоятеля, в какой-то момент не пустили в Россию. Это сильно отразилось на приходе. Отца Стефано можно назвать родоначальником, отцом нескольких приходов в восточном регионе нашей епархии. И во Владимире он проделал замечательную работу. Я встретил крепкую общину со своим характером, своим лицом. Мне было трудно принять некоторые позиции в приходе, какие-то аспекты мне в культурном плане претили, но процесс нашего сближения с прихожанами стал благословенным путём – через отрицание, а порой и неприятие друг друга мы искали соединения, созидания, единства. Это было полезно для всех: и для меня, и для прихода.
Сегодня мы уже другие. Но мне кажется, неверно рассуждать категориями «было хорошо, стало плохо» или наоборот. Мы просто шли дальше. И всё больше становились поместной Церковью, всё больше обретали лицо, которое благоприятно для этой культуры, этой страны, этого общества. Я вижу, что сегодня этот приход действительно стал семьей, стоящей на фундаменте веры. Потому что священники служат, приезжают и уезжают, но если люди не имеют настоящей веры и упования на Бога, всё остальное становится просто декорацией. Я радуюсь за свою семью, потому что вижу, что они приходят не ради отца Сергия, не ради визита епископа, а потому что им нужно быть с Богом. Мы, служители Церкви, лишь помогает людям идти по этому пути веры. С владимирским приходом мы действительно совершили этот путь. Через те ситуации, которые Господь допускал в жизни нашей общины, многое во мне изменилось, преобразилось. Я обрел большее понимание смысла своего служения. Я благодарю Бога за этот непростой, но благословенный, в конце концов, опыт. И благодарю всех, кто поддерживал и поддерживает меня на этом пути.
— Отдельно, пожалуй, стоит рассказать о паломническом Гааз-центре, который был построен и введен в эксплуатацию за годы вашего служения во Владимире…
— Да, это удивительный проект, который очень долго формировался. Ещё мой предшественник о. Стефано думал о том, чтобы сделать на территории храма молодёжный центр, но тогда ни земля, ни сам храм не принадлежали Церкви, а были в аренде, поэтому ни о каком строительстве не могло быть и речи. Потом, когда я пришёл, идея с молодёжным центром отпала, потому что не нашла понимания ни у наших православных братьев, ни в городской администрации. Зато возник вопрос содержания прихода, стало ясно, что нужно искать возможность заработка. Постепенно шёл процесс принятия в собственность храма и территории, и тогда мы задумались о создании паломнического центра. Владимир привлекал всё больше туристов, приезжало много групп. И владыка Павел поддержал нашу идею. Так начались долгие переговоры о её реализации.
Как это всегда бывает, в одиночку мы не можем ничего, но Господь послал многих людей, которым понравилась эта идея. Таким образом сложилась команда, состоявшая из тех, кто был готов поддержать проект материально. Это, прежде всего, Kirche in Not (Пётр Викторович Гуменюк был очень вдохновлен этой идеей), а также годы сотрудничества с Renovabis. Кроме того, у нашего прихода сложились дружеские отношения с католической епархией Бамберга, и друзья оттуда тоже решили поддержать наш проект. Так, шаг за шагом, он стал осуществляться. «На бумаге» он возник уже в 2009-2010 году, в 2011 году мы получили разрешение на строительство и финансирование, и только в 2014 году началось строительство как таковое. Процесс был долгий и непростой, и завершился он только в 2021 году. На Рождество, утром 25 декабря, я получил ключи от строителей, которые полностью сдали это здание.
— А как возникла идея назвать паломнический центр в честь доктора Гааза?
— Это было связано с процессом его беатификации. Эта личность очень созвучна нашему городу, потому что доктор Гааз заботился о заключенных, шедших по этапу. Мы не нашли сведений о его посещении владимирской тюрьмы, но он заботился о тех, кто шёл по этапу как раз в этом направлении. И в том числе он был удостоен Ордена святого князя Владимира, которым очень гордился. Я увидел в этом какой-то промысел. Также для нас было важно, что своим трудом доктор Гааз создал пространство милосердного служения, и наш центр задумывался для этого же – чтобы служить тем, кто хочет стать ближе к христианскому Востоку. Мы хотели дать возможность паломникам во Владимир остановиться у нас. И владыка Павел поддержал эту идею.
— Как вы видите, эти ожидания исполнились?
— Сегодня Гааз-центр стал местом для духовных упражнений, встреч разных групп, но кто знает, что Господь нам готовит?
— Уже много лет владимирский приход живёт без викарного священника… В такой территориально большой епархии, как наша, для настоятеля это порой означает некоторую изоляцию и даже одиночество. Но я никогда не видела вас изолированным или одиноким. Какое значение для вашей жизни и служения имеет дружба с другими священниками и с мирянами?
— Надо искренне признать, что владимирский приход, в отличие от многих других удаленных от центра приходов, довольно часто посещают гости. Потому что Владимир – это культурный, исторический, духовный центр. И так как храм расположен в самом центре, безусловно, у нас огромное количество гостей. Скучать не приходится.
Но внутренняя жизнь служителя всегда поддерживается единомышленниками, единоверцами. И в этом смысле я всегда радовался, что долгие годы нас сопровождало служение сестер-фелицианок, через которых я во многом получил католическую традицию – конкретные традиции Церкви, связанные, например, с праздниками. Сестры, воспитанные, в отличие от меня, в традиционных католических семьях (в основном, из Польши), помогали выстраивать жизнь общины в этой традиции. Уже несколько лет приход живёт без сестер, но их дух, их мысли, их труд продолжают здесь действовать по сей день.
Помогают также и собратья-священники. В приходе бывали семинаристы. А последним викарным священником был о. Георгий Кромкин, который теперь является настоятелем прихода в Нижнем Новгороде. Это было благословенное время. Конечно, радостнее и веселее служить, когда ты не один. Но ситуация изоляции и одиночества побуждает больше и больше включать в служение самих мирян. Сама ситуация заставила нас вспомнить, что существуют два вида священства: это всеобщее священство крещеных и это служебное священство, избранное из общего священства для служения. Жизнь Церкви основывается не на служебном священстве, а на общем. И так нехватка служебного священства каким-то образом обновила священство общее, углубило сознание мирян. Они стали больше включаться в жизнь общины. Из этого родились аколиты, катехизаторы, кандидат в постоянные диаконы. Это будущее нашей Церкви, основанное на общем священстве. И мне кажется, что наша община даёт хороший пример этого.
Я также очень рад, что становление нашего храма – и внутреннее, и внешнее – восприняло, в числе прочего, влияние моего друга и авторитета (не только моего лично, но на уровне поместной Церкви) о. Евгения Гейнрихса. Множество идей, родившихся в его голове либо по его вдохновению, сделали наш храм таким красивым, передающим созвучие восточной и западной культуры. В нём мы видим взаимодополнение, единство, а не противоречие.
— Вы часто говорите о важности встречи восточного и западного христианства в нас, русских католиках. Почему?
— В Православной Церкви есть то, чего мы не находим в Католической. И наоборот, Православная Церковь нуждается в западном христианстве, потому что ищущий человек может увидеть в нем полноту христианства как такового. Это взаимодополнение расширяет наш взгляд, делает более полным наше дыхание как христиан.
Конечно, быть католиком в России непросто. Но надо вспомнить, что Христу было тоже непросто посреди тех, с кем Он жил. Но перед лицом этих трудностей мы сплачиваемся и меняемся, преображаемся. Вместо того, чтобы искать недостатки у православных, не лучше ли спросить себя: а мы сами? как мы живём? как молимся? как относимся к ближнему и дальнему, ко всем вызовам в нашей жизни? наша вера номинальная или реальная, сущностная или поверхностная?
Нашему приходу повезло, потому что мы находимся в созвучии разных христианских ответвлений, общаясь не только с представителями Русской Православной Церкви, но также и Армянской Апостольской Церкви, с протестантами, со старообрядцами. С ними всеми мы находим нормальное человеческое общение. Я думаю, это правильная модель для современного мира – жизнь в согласии, понимании, диалоге и в терпимости, в том числе.
Я считаю, что мы здесь, во Владимире, счастливые люди, потому что нам повезло жить в самой ране разделения между Западом и Востоком. И в этой ране мы становимся максимально близкими к единству через боль и страдания от этого разделения. Мы на себе ощущаем ненормальность этого состояния, когда мы постоянно «разрываем» Христа. Мы ощущаем боль этого разделения. Те, кто по-настоящему открыт Христу, это настоящие люди. Нас связывает дружба. Есть множество православных служителей, с которыми мы можем не видеться месяцами, годами, но мы по-настоящему близки в дружбе со Христом. Мы понимаем, кому мы принадлежим, благодаря кому мы существуем. Я считаю, мы счастливые люди, если можем это понять и пережить. Нам очень, очень повезло. Путь католика в России – это благословенный путь. Мы должны продолжать нести единство, которое уже в нас.
Беседовала Анастасия Бозио
Фото: Ольга Хруль