Катехизис Католической Церкви приводит следующие характеристики веры:
Вера — благодать
-153- 552, 1814, 1996, 2606
[1] Ср. Гал 1, 15; Мф 11, 25; [2] DV 5.
Когда св. Петр исповедует, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Иисус отвечает ему: «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф 16, 17) [1]. Вера — это дар Божий, внушенная Им сверхъестественная добродетель. «Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Духа Святого, Который трогает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает „усладу уразумения всем, принимающим истину и верующим в нее”» [2].
Вера — человеческое деяние
-154- 1749, 2126
[1] I Ват. Соб.: DS 3008.
Верить возможно только благодатью и внутренней помощью Святого Духа. Тем не менее, правда, что вера есть истинно человеческое деяние. Ни человеческой свободе, ни разуму человеческому не противоречит доверие Богу и приятие открытых Им истин. И в отношениях между людьми не противоречит нашему собственному достоинству поверить в то, что другие люди говорят о себе и своих намерениях, и доверять их обещаниям (как, например, когда мужчина и женщина вступают в брак), чтобы таким образом вступить во взаимное общение. Тем менее противоречит нашему достоинству «в вере обнаружить полную покорность нашего разума и воли Богу, дарующему Откровение» [1] и так войти в тесное общение с Ним.
Вера и разум
-156- 1063, 2465, 548, 812
[1] Там же: DS 3009; [2] Ср. Мк 16, 20; Евр 2, 4; [3] I Ват. Соб.: DS 3008-3010.
Мотивом веры не является то, что богооткровенные истины в свете нашего природного разума воспринимаются нами как понятная нам правда. Мы верим «по причине власти Самого Бога, Который открывается и Который не может ни заблуждаться, ни нас ввести в заблуждение». «Тем не менее, для того, чтобы наше послушание в вере соответствовало разуму, Бог постановил, чтобы внутренняя помощь Духа Святого сопровождалась внешними доказательствами Откровения» [1]. Поэтому чудеса Христа и святых [2], пророчества, распространение и святость Церкви, ее плодоносность и прочность — «верные знамения Откровения, приспособленные ко всеобщему разумению», «дающие основания верить», показывающие, что согласие в вере — «отнюдь не слепое движение духа» [3].
-157- 2088
[1] STh 2-2, 171, 5, 3; [2] Ньюман, Апология своей жизни.
Вера более конкретна, чем любое человеческое знание, ибо она основана на самом Слове Божием, которое не может солгать. Конечно, богооткровенные истины могут показаться неясными человеческому разуму и опыту, но «уверенность, которую дает Божественный свет, больше той, которую дает свет природного разума» [1]. «Десять тысяч трудностей не составляют одного сомнения» [2].
-158- 2705, 1827, 90, 2518
[1] Св. Ансельм Кентерберийский, Прослогион; [2] DV 5; [3] Проповеди 43, 7, 9.
«Вера стремится понять» [1]: от веры неотрывно желание верующего лучше знать Того, на Кого он возложил свое упование, и лучше понимать, что он открыл; более глубокое познание, в свою очередь, вызовет бóльшую веру, все более и более пламенеющую любовью. Благодать веры открывает «очи сердца» (Еф 1, 18) живому разумению содержания Откровения, то есть всего Божественного Промысла и тайн веры, их связи друг с другом и со Христом, центром богооткровенной тайны. «Но для более глубокого уразумения Откровения, Дух Святой непрестанно совершенствует веру Своими дарами» [2]. Согласно определению св. Августина: «Я верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы лучше верить» [3].
Свобода веры
-160- 1738, 2107, 616
[1] «Dignitatis humanae»: Декларация II Ват. Соб. о религиозной свободе (далее — DH) 10; ср. Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici: далее — CIC) кан. 748, § 2; [2] DH 11; [3] DH 11.
Чтобы вера имела человеческий характер, «ответ, который человек дает Богу своей верой, должен быть добровольным; поэтому никого нельзя принуждать принимать веру вопреки своей воле. Ибо акт веры по самой своей природе доброволен» [1]. «Бог несомненно призывает человека служить Ему в духе и истине, в силу чего человек внутренне обязан совестью, но он не принуждается. (…) Это наивысшим образом проявилось в Иисусе Христе» [2]. Действительно, Христос призывал к вере и покаянию, но совершенно никого не принуждал. «Он свидетельствовал об истине, но не хотел силой навязать ее своим противникам. Его Царствие (…) растет любовью, которой Христос, вознесенный на крест, привлекает людей к Себе» [3].
Необходимость веры
-161- 432, 1257, 846
[1] Ср. Мк 16, 16; Ин 3, 36; 6, 40 и др.; [2] I Ват. Соб.: DS 3012; ср. Трид. Соб.: DS 1532.
Веровать в Иисуса Христа и в Пославшего Его ради нашего спасения необходимо, чтобы спастись [1]. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11, 6) и невозможно принять удел сыновства, поэтому никто никогда не будет оправдан без веры и никто, кроме „претерпевших до конца” (Мф 10, 22; 24, 13), не получит жизни вечной» [2].
Стойкость в вере
-162- 2089, 1037, 2016, 2573, 2849
[1] Ср. Мк 9, 24; Лк 17, 5; 22, 32; [2] Ср. Иак 2, 14-26; [3] Ср. Рим 15, 13.
Вера — это дар, который Бог дает человеку, ничего не требуя взамен. Мы можем потерять этот бесценный дар; апостол Павел предупреждает об этом Тимофея: «Преподаю тебе (…) такое завещание, чтоб ты воинствовал (…) как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим 1, 18-19). Чтобы жить, расти и быть стойкими в вере до конца, мы должны питать ее Словом Божиим; мы должны молить Господа умножать в нас веру [1]; она должна «действовать любовью» (Гал 5, 6) [2], опираться на надежду [3] и корениться в вере Церкви.
Вера — начало жизни вечной
-163- 1088
[1] Св. Василий Кесарийский, Книга о Духе Святом 15, 36; ср. STh 2-2, 4, 1.
Вера позволяет нам как бы предвкушать радость и свет блаженного видения — цели нашего земного странствования. Тогда мы увидим Бога «лицом к лицу» (1 Кор 13, 12), «как Он есть» (1 Ин 3, 2). Таким образом, вера уже есть начало жизни вечной: Когда ныне мы созерцаем благословения веры, будто отражение в зеркале, это как если бы мы уже обладали чудесными благами, коими, как заверяет нас наша вера, в грядущем мы будем наслаждаться [1].