«Мы несем в себе Христа туда, куда Он сам хочет идти». Проповедь о. Кирилла Горбунова на торжество Пресвятых Тела и Крови Христа

Дорогой во Христе Архиепископ Джованни!
Дорогие отцы! Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас в торжество Тело и Крови Христа. Особенно радостно, что сегодня вместе собрались общины, которые не всегда собираются вместе и редко видят друг друга. И сегодня мы собрались, чтобы прославить и благодарить Бога за дар Евхаристии. за Святейшие Тело и Кровь Христа. Но что это значит — тело и кровь? Почему мы говорим «Тела и Крови»? Почему это важно? Это важно, потому что неотделимо от Тайны Пресвятой Евхаристии.

Мы привыкли воспринимать человека как единство души и тела, но люди не всегда думали в этих категориях. Три тысячи с лишним лет назад люди, которые писали, начинали писать под действием Духа Святого Писание, воспринимали человека, как бы состоящего из двух субстанций – плотной, то есть плоти, тела, и живой, подвижной субстанции – крови, которая, собственно, и есть душа, как говорит книга Левит: ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его, то есть жизнь (ср. Лев 17, 14). И таким образом одно без другого не живет, тело без крови и кровь без тела, и быть человеком — значит быть плотью и кровью.

И на этом основаны все обряды, которые с древности совершал человек, чтобы пережить единство со своим создателем, соединиться с источником жизни. И в частности это обряд, о котором мы слышали сегодня в первом чтении, это ритуальное пролитие крови и трапеза: Моисей взял половину крови и окропил жертвенник; а другой половиной окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами (ср. Исх 24, 3-8).

То есть теперь через этот обряд мы с Богом связаны кровными узами, мы стали кровные родственники Богу. И через возобновление этого завета, через жертвы, совершаемые в храме, народ всегда чувствовал, что Бог рядом с нами, а мы пребываем с Ним.

Но обряд мог дать только временное исцеление, потому что народ после заключения завета обещал, что исполнит все заповеди, и не исполнял. Потому что человеческое послушание не может быть совершенным. И поэтому, как говорит нам второе чтение, не может кровь козлов и тельцов на самом деле приобрести для нас вечное искупление. Поэтому Христос, Истинный Первосвященник, однажды вошел не в построенный людьми храм, а в нерукотворный храм Своего Тела, то есть Того Тела, в котором Он воплотился, и вошел не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью и, принеся жертву абсолютного, совершенного послушания Отцу, приобрёл и для нас, соединенных с Ним в крещении, вечное искупление (ср. Евр 9, 11-15).

И теперь Христос, как мы слышим в Евангелии, приглашает учеников и нас вместе с ними входить в этот Новый Завет, приобщаться к нему: принимать и вкушать Его Тело, и пить Его Кровь, так что теперь мы уже не просто родственники, а, как говорит Христос обращаясь к Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Мк 14, 22-26; Ин 17, 21). Вот такое единство мы обретаем через пролитие Крови. И точно так же, как мы, причащаясь Святых Христовых Тайн, Его Тела и Крови, так можно рискнуть сказать, что и Бог во Христе причащается нас, нашего тела и нашей крови, нашего пота и наших слез, всей нашей жизни, и становится с нами одним целым, и пребывает с нами всегда.

И это великое таинство так прекрасно и велико, что достойно поклонения, как говорит нам Церковь, не только через собственно совершение Святой Евхаристии и Причащение, но и через поклонение Телу Христову и Его Крови, которые целиком присутствуют в обоих евхаристических видах. И мы можем поклоняться им и вне Святой Мессы. Это может быть поклонение через Адорацию в молчании или в процессии, когда несем Святую Евхаристию в мир, пусть даже символически идя по улицам города (сегодня мы не сможем пойти дальше церковной ограды), чтобы показать, что мы действительно верим, что Христос действительно присутствует в Святых Дарах. Что мы хотим еще больше верить в силу спасительной жертвы Христа и пригласить людей, которые нас сейчас вдруг, может быть, увидят и услышат, непосредственно или удаленно, через медиа, тоже захотеть возжаждать и стать причастными этой Тайны.

Но когда мы пойдем этой процессией, будем помнить, что, каким бы прекрасным и трогательным ни было это наше хождение со Святыми Дарами по двору храма, настоящая Евхаристическая процессия начинается тогда, когда мы, причастившись святых Христовых Тайн, выходим из храма и идем в мир, неся в себе Христа туда, куда Он сам хочет идти, и куда никто кроме нас Его не принесет: в наши семьи, где не все верующие, не все католики, туда, где мы работаем, где не слышали о Боге или слышали не соответствующее действительности, в школы, где мы учимся, в те места, где мы отдыхаем. Потому что большинство людей страдает от подлинного голода и жажды по Богу, и куда действительно никто кроме нас Его не принесет, где мы поистине становимся Его ногами, руками, и устами, поистине Его плотью и кровью. Аминь!

2 июня 2024 г.

Фото: Ольга Дубягина