Как прекрасны на горах ноги тех, кто приносит радостную весть! (ср. Ис 52.7). Этими пророческими словами мы можем приветствовать объявление Всемирного дня посвященной жизни в очередной Юбилейный год, который ставит всю Церковь под знак надежды, которая не разочаровывает (ср. Рим 5:5), и призывает нас стать «паломниками и сеятелями надежды».
Мы делаем это в преемственности с празднованием 2023 года, когда День посвященной Богу жизни имел как лозунг «хождение в надежде», потому что посвященные, как и все крещеные, осознают себя гражданами Небесного города: к нему они идут, и он сам «предвосхищается в их паломничестве». Сегодня обновляется – в контексте синодальности и очередного Юбилея – намерение святого Иоанна Павла Іl, когда он учредил в 1997 году Всемирный день посвящённой жизни, чтобы вся Церковь всё больше ценила свидетельство посвящённых людей и чтобы сами монашествующие могли обновить всё, что должно вдохновлять их в процессе полного посвящения Господу. Как мы хорошо знаем и вспоминаем в этот праздник, Симеон и Анна особым образом отражают посвященную жизнь и являются для всех образцами «паломников и сеятелей надежды».
В своей проповеди на Евхаристии по случаю Всемирного дня посвящённой жизни в прошлом году Папа Франциск сказал, что нам полезно посмотреть на «терпение в ожидании» этих дорогих стариков, на их «бдительные „молодые“ сердца», не поддающиеся «пораженчеству и не теряющие надежды», способные с изумлением встретить Спасителя «в новизне Его пришествия». Подчеркивая это, Святейший Отец описывает богатый и щедрый опыт многих посвященных, увещевая всех монашествующих подражать их взгляду и добродетелям в смирении. Позже, в той же проповеди, Папа напоминает, как важно для посвященных ждать Бога и, следовательно, как важно не впасть в «сон духа», жить спящим, «храня надежду в темных углах разочарования и конформизма», чтобы их не охватил паралич акедии и отчаяния. Несомненно, это ценный и необходимый горизонт, который должны открыть или заново открыть для себя посвященные, «пилигримы и сеятели надежды» среди народа Божьего во время очередного Юбилея 2025 года.
Что же несут сегодня посвященные в своем мешке для посева, чтобы сеять семена надежды во время своего паломничества к Царству Божьему, которое уже предвкушается в пути? Среди множества семян мы остановимся на двух, которые возвещают о грядущей надежде и в то же время облегчают шаги посвященных в их ежедневном паломничестве: «пророческая миссия» и «новые отношения».
Пророческая миссия
Семена пророческой миссии, которые посвящённые сеют во время своего паломничества, несут в себе явные признаки новой надежды. Папа Франциск, провозглашая Год посвящённой Богу жизни, которому в 2025 году исполнится десять лет, говорил посвящённым о надежде посреди трудностей, которые существовали тогда, но существуют и сегодня: сокращение числа призваний и старение, особенно на Западе; экономические проблемы; вызовы межкультурности и глобализации; релятивизм; потеря привлекательности или актуальности.
Именно посреди всех этих трудностей, которые не являются исключительными для посвящённой жизни, Папа говорит, что «наша надежда восстаёт, плод веры в Господа». Более того, Святой Отец напоминает, что настоящая надежда опирается только на Бога, а не на числа или дела наших рук. Поэтому мы не должны поддаваться искушениям обращать внимание на количество или эффективность, или полагаться на собственные силы или пугаться своих слабостей. И снова, как Папа Франциск, мы должны вспомнить слова Бенедикта XVl: «Не присоединяйтесь к пророкам горя, которые провозглашают ничтожность или бессмысленность посвященной жизни в Церкви наших дней; напротив, облекитесь в Иисуса Христа и несите оружие света – как увещевает святой Павел (см, Рим 13:11-14) – оставаясь бодрыми и бдительными».
Следовательно, посвященные Богу люди, верные своей пророческой идентичности, должны жить, бодрствуя, бдительно, как часовые, избегая всякой вялости и комфорта. Папа Франциск обращается к посвященным в тех же выражениях в своем апостольском послании по случаю Года посвященной Богу жизни: «Я надеюсь, что «вы пробудите мир», потому что характерная нота посвященной жизни – это пророчество. Имея виду, однако, что, «евангельская радикальность принадлежит не только монашествующим: она требуется от каждого христианина. Но вы следуйте за Господом особым образом, пророческим путем». Это приоритет, который сейчас требуется от нас: «Быть пророками, как жил Иисус на этой земле… Монашествующий никогда не должен отказываться от пророчества» (29-11-2013).
Посвященные, «паломники и сеятели надежды пророческой миссии», обличают и должны продолжать обличать несправедливость, отсутствие гостеприимства по отношению к мигрантам, апорофобию, бесчеловечную экономику, торговлю людьми, посягательства на творение… Монашествующие отправляются в паломничество и, должны продолжать паломничество вместе со слабыми, беззащитными, жертвами, поскольку Бог идет с ними. Они являются и должны оставаться пророческим хором голосов, который самоотверженно сеет семена надежды на пророчество, живущее, провозглашаемое братстве, не в одиночку, но внося вклад в строительство миссионерской синодальной Церкви.
Новые отношения
В мешке посвящённых всегда должны быть семена новых отношений. Отношения, порожденные и возрожденные в Иисусе Христе, которые становятся свидетельством, когда мы принимаем и поощряем их, как указывает Папа Франциск в ЕG7. Эти новые отношения есть добрые семена надежды, стремящиеся породить новый мир отношений, в котором каждая человеческая встреча будет проживаться как радостное торжество.
Посвященная жизнь может с радостью ответить на вызов, брошенный Папой, потому что в себе и с другими она должна быть способна открыть и передать мистику совместной жизни, общения, встреч, взаимных объятий, поддержки, участия в жизни друг друга, воплощая в жизнь подлинный опыт братства, который воспринимается в среде людей как караван солидарности, святое паломничество, движимое убеждением, что выход из себя, чтобы соединиться с другими, это всегда благо.
Этот путь, по словам Папы, исполнен надежды, и новые отношения, рожденные из встречи с Иисусом Христом, позволяют нам расти в надежде благодаря нашей общей человечности. Булла провозглашения Юбилея 2025 года напоминает нам об этом, когда говорит, что «взгляд в будущее с надеждой подразумевает также жизненный энтузиазм и готовность делиться им с другими». Такое видение преодолевает искушение уйти в свою «зону комфорта», или «комфортное уединение», или в небольшую группу тех, кто согласен почти во всем, в зависимости от удобного момента, что характерно для такого способа странствия по миру, который не является истинным паломничеством и не сеет твердой надежды.
Посвященная жизнь неотделима от плодотворной самоотдачи во всех ее аспектах. Посвященные должны жить щедрой самоотдачей в братских отношениях между собой, со своими настоятелями, с мирянами, с членами своих харизматических семей и с теми, на кого направлена их миссия, особенно с самыми слабыми. Таким образом, жертвование проявляется в наполненных жизнью отношениях, которым учит Христос в Его отношениях с Отцом, Святым Духом и с каждым человеком, которого Он встречает на дорогах Галилеи, Самарии и Иудеи. С этим горизонтом в качестве цели, посвященные Богу люди призваны отправиться в паломничество через процесс обращения, который позволяет им изменить все, что необходимо в области отношений, которая широка и разнообразна. Так, например, они должны стремиться к евангельскому способу отношения между мужчинами и женщинами, уважая их равное достоинство и взаимность, о чем говорится в Заключительном документе Синода о синодальности (52).
В глобальной сфере отношений уже несколько десятилетий существует реальность мультикультурализма, которая требует от нас научиться совершать паломничество в «межкультурном» ключе в мире, Церкви и в посвящённой жизни. Учитывая все трудности, сеяние новых межкультурных отношений в братской жизни само по себе является сеянием надежды.
Одним словом, мы не должны уставать сеять новые отношения, а тем более – сеять семена новизны в отношениях, которые нуждаются в импульсе, который может дать только любовь Христа и примирение с Отцом, с братьями и сестрами. Это именно та последовательность бытия и действия, личного, общинного и синодального, которая формирует жизненный проект «паломников и сеятелей надежды» посреди ночей человечества, жаждущего справедливости, мира и изобилия, которые пришел установить Иисус Христос.
Следуя трактовке Послания к Евреям, сделанной Папой Франциском в булле «Spes nonи confundit», чтобы быть «паломниками надежды», монашествующие обращаются к Господу, «Дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6:18-20). «Эти слова — мощный призыв никогда не терять надежду, которая нам дана, и держаться за нее, находя прибежище в Боге», говорит Папа.
Фото: Ольга Дубягина