Дорогие братья и сестры!
Мы слышали следующие ужасающие слова Иисуса: «и будет на земле уныние народов и недоумение; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (ср. Лк 21,25). Отчего этот страх? Я уже не говорю о продолжении и нарастании разных конфликтов на планете, о распространении все более чудовищных злодеяний, и о так называемых «природных» катаклизмах, которые вовсе не являются «природными»», и еще семейные, дружеские и рабочие отношения, разрушаемые сиюминутными реакциями… Отчего все это?
Потому что мы забыли о Боге, оставили Его далеко, не позволяем Ему войти в нашу жизнь. Часто мы устаем ждать Его, потому что хотим, чтобы Бог действовал согласно нашим жалким желаниям. Неготовность пребывать в ожидании, вопреки тому, что советует нам Адвент, связана с неприятием собственной сотворенности, того факта, что мы созданы как обещание исполнения, которое произойдет не как мы представляем и желаем, а благодаря действию Того, Кто больше я, чем я сам.
Папа Франциск написал в Послании на день бедных, что «мы все бедняки, ведь без Бога мы ничто. Мы и не жили бы, если бы Бог не дал нам жизнь. И все же как часто мы живем так, словно мы сами хозяева жизни. Ментальность мира сего требует, чтобы мы стали кем-то любой ценой. Какая печальная иллюзия!» (ср. Франциск, Послание на день бедных).
«Поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк 21,28). Этими словами Евангелие призывает нас снова поднять наш внутренний взгляд к Господу, Который грядет к нам навстречу. Это Любовь выходит к нам навстречу: мы ждем, а Он есть любовь, которая заполняет это ожидание, прося нас только принять Его, как, кажется, апостол Павел подсказывает первым христианам в Европе: «вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 3,12-13).
Вот, пожалуйста, великое время Адвента. В литургии Адвента говорится: «Он, совершив первое пришествие во смирении плоти, исполнил Твой замысел древний и открыл нам путь к вечному спасению, чтобы, вторично придя в величии Своей славы, явить нам те обетованные милости, которых мы, бодрствуя, послушно ожидаем».
Итак, можно ли по-прежнему надеяться в нашем мире, в условиях продолжающихся войн, насилия и разрушений, в океане зла, где наш плот, кажется, с трудом держится на плаву? Можно ли еще обоснованно надеяться?
Адвент показывает, что «да», это возможно, потому что Сам «Господь – оправдание наше» (ср. Иер 33,16), Господь – наша защита в пути. Вот двигатель нашей надежды: возвращаться к Господу в нашей повседневной жизни, потому что Господь – истина и милость. Он ведет нас, Он сопровождает нас. И тогда «укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня стезям Твоим» (Пс 25(24), 10.4).
Вот подлинная динамика надежды, которая возвращает нашей хрупкой жизни бесконечную и вечную перспективу уже здесь и сейчас. Августин утверждает, что человек не сделал бы и шага, не будь он уверен в пути и его цели. Надежда – это якорь, закрепленный в потустороннем мире и ведущий нас к судьбе, к полноте, до которых мы не в состоянии дойти в одиночку.
Все это станет явным в Рождество: «тайною воплощенного Слова новый свет Твоей славы воссиял перед духовным нашим взором, чтобы, в зримом образе постигая Бога, мы возрастали для почитания незримого».
Воплощение – это ощутимый знак того, что Бог исполняет Свои обещания, как говорит святой Павел: «что Он обещал, то и может исполнить» (ср. Рим 4,21), Он исполняет, потому что Он и «есть» исполнение, присутствующее уже сейчас в пути.
В этом году Адвент происходит в преддверии открытия Юбилейного года. Юбилей будет тем благодатным временем, когда мы сможем открыть двери своих сердец, своих семей и своих общин для Христа, и сами войдём в то живое святилище, которым является Сам Иисус, чтобы в Нем пережить опыт Божией любви, опыт радости общения с Богом и друг с другом в Нем.
Для всех пусть это будет момент живой и личной встречи с Господом Иисусом, «дверью» спасения (ср. Ин 10,7.9); с Тем, Кого Церковь имеет миссию провозглашать всегда, везде и всем как «надежду нашу» (ср. 1 Тим 1,1; Франциск, Булла Spes non confundit, 1).
И тогда, давайте смело сделаем нашими слова вступительной молитвы: «Всемогущий Боже, даруй верным Твоим такое усердие, чтобы встретить грядущего Христа добрыми делами». Аминь.
1 декабря 2024 г.
Фото: Ольга Дубягина