Праздники в октаве Рождества

На третий день Рождественской октавы – 27 декабря приходится память апостола Иоанна. Как и праздник святого Стефана, этот памятный день существовал ещё в ранней Церкви (в римской Церкви он известен с VI века) и также относится к числу «сопровождающих» праздников. Первоначально в этот день праздновалась память и брата Иоанна – апостола Иакова Старшего, но уже в раннем Средневековье она была перенесена на 25 июля с тем, чтобы во время октавы отмечались только праздники тех, кого именовали «comites» — «свитой» Христа.

Любимый ученик Христа, автор одного из четырёх канонических Евангелий и Откровения, самый младший из двенадцати апостолов, свидетель воскрешения дочери Иаира и Преображения на горе Фавор, тот, чья голова во время Тайной Вечери покоилась на груди Спасителя, единственный из всех, кто не бежал в страхе, во время распятия, а остался стоять у подножия креста рядом с Пресвятой Богородицей, а затем, послушный слову Учителя, «взял Её к себе» и заботился о ней как сын, апостол Иоанн, проживший долгую жизнь, в которой были преследования, миссионерские путешествия, смертный приговор, заменённый ссылкой на Патмос, несомненно, занимает особое место среди апостолов. Согласно Новому Завету и преданию Церкви, он был сыном рыбака Зеведея и Саломеи, в числе других женщин следовавшей за Христом, и братом апостола Иакова Старшего. Вместе с братом и апостолом Петром он был самым близким к Христу учеником. Его многочисленные жития рассказывают о том, как во время преследований христиан в правление Домициана он был приговорён к смерти, но выпил чашу с ядом без всякого вреда для здоровья, был брошен в котёл с кипящим маслом, но вышел из него невредимым. Как во время миссионерского путешествия попал в шторм и был смыт в море волной, но на четырнадцатый день выплыл на берег к радости уже  оплакивавшего его ученика Прохора. Как на Патмосе боролся с ересями и был преследуем волхователями, многократно покушавшимися на его жизнь. Как исцелил множество больных, как воскрешал мёртвых, как крестил множество народа и основал Церковь в Эфесе и как были им продиктованы Прохору Евангелие и единственная пророческая книга Нового Завета – Откровение. Его называют «апостолом любви», именно ему принадлежат слова, которые известны даже тем, кто не читал ни одного из Евангелий и которые почти две тысячи лет несут надежду самым закоренелым грешникам – «Бог есть любовь».

В память о неудавшейся попытке убить святого Иоанна с помощью отравленного вина 27 декабря освящается вино (по мнению некоторых богословов, этот обычай установился благодаря существовавшей в ранней Церкви традиции пить вино в честь святых).  

Апостол Иоанн Богослов почитается как покровитель писателей, редакторов и богословов, дев и вдов, а также как покровитель Малой Азии и Турции. К его заступничеству прибегают при ожогах и отравлениях.  

28 декабря, в четвёртый день октавы Рождества, Церковь почитает невинных Вифлеемских младенцев, ставших жертвами избиения детей по приказу царя Ирода. Впервые этот праздник упоминается в литургическом календаре Карфагена (Северная Африка) в IV в., однако известно, что прославление мученичества этих детей – первых в сонме мучеников ради Христа, младенцев, которых, как говорит литургия этого дня Бог  «…одарил венцом мученичества» в то время как они «ещё не умели …исповедовать Сына Твоего устами» появилось гораздо раньше. Римский поэт-христианин Пруденций в гимне в честь вифлеемских младенцев писал: «Радуйтесь, цветы мученичества, что на пороге утра вы пали от руки гонителей Христа, как роза, сорванная яростным вихрем в начале цветения. Вы стали первыми жертвами, нежное, принесённое на алтарь стадо и на этом алтаре обрели пальму и венец».

Об избиении младенцев в Вифлееме повествуется в Евангелии от Матфея, обращённом преимущественно к иудеям, для которых очевидно, что сбылись пророчества Ветхого Завета о знаках, сопровождающих пришествие Мессии: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет» (Мф. 2, 13-18).

Первоначально, память о невинных вифлеемских младенцах отмечалась как день скорби и сожаления, во время литургии не пелась «Gloria», облачения духовенства были фиолетовыми. Реформа 1960 г. приравняла этот день к празднованиям памяти всех остальных мучеников, и он стал отмечаться как радостный день — день рождения для неба тысяч юных душ. 

Воскресенье в октаве Рождества (в этом году – 30 декабря) – праздник Святого Семейства. Этот праздник появился в календаре сравнительно недавно, хотя почитание Святого Семейства было известно уже в эпоху Средневековья. В XII в. святой Бернард Клервоский, созерцая тайну Семьи из Назарета, говорил: «Бог, которому покорны Ангелы, кому повинуются Начала и Власти, был покорен Марии, и не только Марии, но и Иосифу ради Марии! Восхититесь тем и другим, и посмотрите, что для вас более удивительно: милостивое снисхождение Сына или всеславное достоинство Матери. С обеих сторон диво, с обеих сторон чудо. Бог повинуется творению, вот бесподобное смирение; человек повелевает Богу, вот несравненное величие».

В 1895 г. папа Лев XIII разрешил празднование в честь Святого Семейства по просьбе отдельных епархий и орденов в третье воскресенье после Торжества Благовещения. Папа Бенедикт XV в 1914 г. сделал праздник обязательным для всей Церкви и перенёс его в октаву Благовещения. Ещё раз время празднования было перенесено Папой Иоанном ХХIII – на первое воскресенье после Благовещения. И, наконец, после литургической реформы Второго Ватиканского Собора праздник стал отмечаться в первое воскресенье после Рождества, а в те годы, когда Рождество приходится на воскресенье, 30 декабря. На протяжении всего периода существования этого праздника, в адрес Церкви выдвигались обвинения в том, что почитание Святого Семейства ничто иное, как слащавая буржуазная выдумка, посягательство на хороший вкус и что оно не несёт в себе никакого специального богословского смысла. Однако, созерцая Марию, Иосифа и Младенца Иисуса в Назарете, мы можем видеть как здесь, впервые в истории человечества, любовь к Богу и любовь к человеку соединены в единый акт. Со Святого Семейства начинается история всех христианских семей, для которых все составляющие совместной жизни – чувства, события, житейские вопросы – становятся таинством, а взаимная любовь, общая молитва, помощь и поддержка — формой почитания Бога. 

Завершает октаву Рождества Торжество Пресвятой Богородицы. Ещё до Эфесского Собора (431 г.), установившего для Пресвятой Девы Марии титул «Богородица», в Византийской Церкви существовал праздник в честь Марии, отмечавшийся 26 декабря и считающийся сегодня одним из древнейших известных марийных праздников. Этот праздник перешёл в Римскую Церковь и был перенесён на первый день нового года по римскому календарю, на который приходились языческие празднества в честь двуликого бога Януса, чтобы противопоставить распущенности языческих праздников дух покаяния и веры. Позднее в Испании и Галлии возникла традиция праздновать 1 января Обрезание Господне. С 1570 г. этот праздник получил удвоенный смысл, стал называться «Праздник Обрезания Господня и Октава Рождества» и был распространён на всю Церковь. Вновь праздник почитания Богоматеринства Марии возник в 1914 г. в Португалии и стал отмечаться 11 октября. С 1931 г. он стал обязательным для всей Церкви и просуществовал до 70-х гг. XX столетия, когда Папа Павел VI отменил его и восстановил празднование Торжества Пресвятой Богородицы 1 января.

«В потомстве Евы Бог избрал Деву Марию, чтобы быть Ей Матерью Его Сына» — говорится в Катехизисе Католической Церкви и 1 января, вступая в новый календарный год, мы почитаем Марию «ибо Она есть Матерь Сына Божия предвечного, вочеловечившегося, Который Сам есть Бог», как нашу общую Мать, потому что: «Своим послушанием Она стала новой Евой, Матерью живущих» и отдаём себя под Её  покровительство.

Анна Кудрик