«»Науку Креста» можно постичь только тогда, когда чувствуешь бремя креста во всей его полноте. Я была в этом убеждена с самого первого момента и от всего сердца сказала: «Ave crux, spes unica» (Радуйся, о Крест, единая надежда)»».
«Стремление к истине было моей единственной молитвой (…). Кто ищет истину – ищет Бога, даже если не сознает этого», так писала о себе и о своём пути к Богу святая Тереза Бенедикта Креста, в миру Эдит Штайн, доктор философии, любимая ученица «отца» феноменологии знаменитого Эдмунда Гуссерля, мученица, погибшая в печах Освенцима в 1942 г.
Эдит Штайн родилась в г. Бреслау (сейчас Вроцлав) в дружной и верующей еврейской семье, где кроме неё, младшей, было ещё 10 детей, шестеро из которых умерли, не достигнув взрослого возраста. Эдит было два года, когда умер её отец, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери. Это была мудрая и любящая женщина, которая не только справилась с управлением семейным предприятием (небольшой лесоторговой фирмой), но и дала детям прекрасное воспитание и образование, а главное, создала для них спокойный и надежный дом и тёплую семейную атмосферу, где царили взаимная любовь и уважение. Именно эти любовь и уважение, которые Августа Штайн питала к своей дочери, впоследствии помогут ей пережить не только отход дочери от веры предков, но и обращение в христианство и уход в монастырь. Решение Эдит причинит матери боль, но не разрушит их отношения – до самой смерти матери они останутся нежными и доверительными.
Будучи ещё совсем юной, больше всего Эдит ценила и уважала свободу. Показательно, что восемнадцати лет она, по её собственному свидетельству «… начала избегать даже капли спиртного, чтобы по собственной вине не утратить свободы духа и человеческого достоинства». Много позже, уже став монахиней она напишет: «Я чувствую, что чем больше я повинуюсь, тем свободней моя душа».
В 1910 г. Эдит поступила в Университет в своём родном городе, где сначала изучала психологию, а затем философию. Тогда общественное мнение склонялось к тому, что женщины не нуждаются в серьёзном образовании – на философском факультете она была единственной девушкой. Спустя два года Эдит продолжила образование в Геттингенском Университете, где преподавал Эдмунд Гуссерль. Её живо интересует новое направление – феноменология, которое развивает этот великий философ современности. Вскоре она становится одной из лучших и любимых учеников Гуссерля, а затем и его ассистенткой. Начинается Первая мировая война, и на пять месяцев прерываются научные занятия Эдит – она служит сестрой милосердия в военном госпитале в Моравии и возвращается к учёбе только в 1916 году, вслед за Гуссерлем перебираясь во Фрайбург. Она блестяще защищает диплом, получив высший балл. И всё это время уверенно считает себя агностиком. Уже в пятнадцать лет, по её собственному свидетельству, она отходит от веры своих предков и не приобретает никакой другой. И это совсем не бунт подростка, знакомый многим верующим семьям, направленный, прежде всего, на отказ от опыта старших – это сознательный выбор человека пусть очень юного, но ищущего во всём логики и смысла. Ей кажется, что в вере окружающих её иудеев недостаёт чего-то очень важного. Немного позднее она понимает, что эта недостающая часть – вера в вечную жизнь; она считает, что даже самые верующие и набожные из её близких стремятся только к «освящению своей земной жизни». Когда она станет христианкой, то придёт к выводу, что утрата веры в вечность – результат того, что иудеи отказываются считать Христа Мессией.
Однако вначале христианство интересовало её, прежде всего, с научной точки зрения, как один из «феноменов». Невозможно не упомянуть об эпизоде, произошедшем с ней, когда она посетила в научных интересах одну из католических церквей Фрайбурга. Службы не было, но какая-то женщина с хозяйственной сумкой просто зашла в церковь на несколько минут и стала молиться перед алтарём. «Мне это показалось странным, — вспоминала она позднее, — В синагоги и в протестантские церкви, куда я заходила, можно было входить только во время богослужения. То, что люди могут войти в церковь на минутку, как будто по привычке или для непринужденной беседы, так меня поразило, что забыть эту сцену я уже не смогла никогда».
Первым толчком к обращению стала смерть близкого друга Эдит, молодого учёного-философа Адольфа Рейнаха. Вдова Адольфа – Анна обратилась к Эдит с просьбой помочь ей разобрать бумаги покойного мужа, и та, не решаясь отказать, всё же очень не хотела возвращаться в некогда весёлый и гостеприимный дом Рейнахов, который, как она полагала, теперь охвачен скорбью и безысходностью. Молодая вдова поразила её своим спокойным мужеством, приветливостью и внутренним светом. Её тихая печаль по погибшему не имела ничего общего с тем непроглядным мраком, встретить который ожидала Эдит. Это было то упование на вечную жизнь, которого не хватало Эдит в вере её предков. Позднее она назовёт этот опыт первой встречей с Крестом.
И наконец, летом 1921 года, гостя в семье друзей Эдит случайно взяла с полки книгу, чтобы почитать её перед сном. Это было «Жизнеописание Терезы Авильской, составленное ею самой». Книга так увлекла её, что она, не отрываясь, читала всю ночь, пока не дочитала до конца, а прочитав, сказала: «Вот истина». Решение было принято. 1 января 1922 года Эдит Штайн крестилась, приняв имя Тереза. Уже тогда она решила вступить в орден кармелиток, но между решением и первыми обетами прошло 11 лет. Пока же новообращённая Тереза преподавала в женском Доминиканском колледже, продолжала научную деятельность, переводила на немецкий язык труды св. Фомы Аквинского и кардинала Ньюмена. В 1932 году её пригласили преподавать в высшем педагогическом институте Мюнстера. В 1933 к власти в Германии пришли нацисты, и евреям было запрещено занимать любые общественные посты.
В сентябре 1933 г. Эдит Штайн принесла свои первые обеты в монастыре босых кармелиток в Кёльне. К своему монашескому имени – Бенедикта — она пожелала присоединить имя Тереза и имя Креста, удивительным образом предчувствуя свою будущую судьбу. В первый год своей жизни в монастыре, размышляя о Страстях Христовых, она пережила мистическое откровение, о котором писала: «Я обратилась к Искупителю и сказала Ему, что хорошо понимаю, что Его Крест ложится в этот час на плечи еврейского народа. Большая часть его не могла этого понять, но те, кому дана была благодать это уразуметь, должны были принять этот крест добровольно от имени всех. Я чувствовала, что готова сделать это, и только просила у Господа, чтобы Он указал мне, как я должна поступить. По окончании бдения я была глубоко убеждена, что моя молитва исполнена, хотя еще не знала, в чем будет состоять тот крест, который ляжет на мои плечи».
В монастыре, по настоянию начальства она продолжала свою научную деятельность. Здесь она перерабатывает и дополняет свою главную работу «Конечное существо и вечное Существо», а затем уже находясь в монастыре в Эхте, пишет свою лучшую работу «Наука Креста» о великом испанском мистике и святом Иоанне Креста. Между тем, преследования евреев в Германии принимают всё больший размах. В 1938 году сестру Терезу Бенедикту Креста переводят в Голландию, в Эхт, в надежде таким образом уберечь её. Вместе с ней едет и её сестра Роза, готовящаяся к своим первым обетам. Некоторые из родственников сестёр считают, что уход в монастырь и даже собственно обращение в христианство не что иное как попытка спасти свою жизнь. Такие высказывания ранят сестру Терезу. Она не только не пытается бежать, но, напротив, как никогда ощущает свою близость к своему народу, как никогда христианство для неё естественное продолжение иудаизма. И именно так воспринимает христианство нацистский режим, называя Римско-католическую Церковь одним из своих главных идейных противников.
В 1942 году Конференция Католических Епископов Голландии высказывается против преследований евреев. 20 июля обращение голландских Епископов, осуждающее нацизм, зачитывают во всех католических церквах страны. Ответом на это становится кампания по уничтожению евреев, обратившихся в христианство. 27 июля гестаповцы выводят за ворота монастыря сестёр Терезу Бенедикту и Розу. «Пойдём же за наш народ» — говорит святая, обращаясь к своей сестре. Последнее известие от неё – записка, в которой она просит не пытаться спасти её: «я бы в этой ситуации уже ничего не предпринимала. Я всем довольна. «Науку Креста» можно постичь только тогда, когда чувствуешь бремя креста во всей его полноте. Я была в этом убеждена с самого первого момента и от всего сердца сказала: «Ave crux, spes unica» (Радуйся, о Крест, единая надежда)».
Последние свидетельства земного пути сестры Терезы Бенедикты – воспоминания чудом уцелевшего узника пересыльного лагеря в Вестерброке о том, что среди царивших вокруг отчаяния и ужаса она была как ангел, утешала несчастных, обречённых на смерть, особенно заботясь о маленьких детях.
Между 7 и 11 августа 1942 года святая Тереза Бенедикта Креста соединила свою жертву с жертвой Христа, исполнив решение, принятое ещё в 1939 году в Праздник Тела и Крови Христа, которое в своём духовном завещании обозначила так: «Я уже теперь принимаю смерть – такую, какую предназначил для меня Бог. Я отдаю себя Его воле с большой радостью. Я прошу Господа, чтобы Он принял мою жизнь и смерть для своей славы, за все дела Святейшего Сердца Иисуса и Марии, за святую Церковь, за то…, чтобы Господа принял Его народ, чтобы наступило Его славное Царство, чтобы Германия была спасена и в мире наступил мир, и, наконец, за моих близких, живых и умерших, за всех, кого Бог мне дал, чтобы никто из них не погиб навеки».
Символическая могила святой находится в её родном городе – Вроцлаве, недалеко от дома, где она родилась и выросла. Здесь, под полом церкви Святого Михаила покоится горсть смешанной с пеплом сотен тысяч жертв нацизма земли из Освенцима.
Святая Эдит Штайн, сестра Тереза Бенедикта Креста, канонизирована папой Иоанном Павлом II в 1998 г. Вместе со святыми Екатериной Сиенской и Бригиттой Шведской эта святая наших дней является покровительницей Европы.
Анна Кудрик