Она не уклонялась ни от какой самой трудной работы, ухаживала за больными, в том числе за прокажёнными, и даже избранная настоятельницей, неизменно стремилась во всём оставаться последней и служить своим сёстрам во Христе так, как это делала святая Клара.
Святость – удивительный цветок, который расцветает в самых разных житейских обстоятельствах. История Церкви знает святых, вышедших из языческих семей, где они были единственными христианами, святых монахов, священников, вдов, замужних и женатых, королей и нищих. Иные дожили до глубокой старости, другие ушли к Отцу Небесному в расцвете юности или даже в детстве. Можно было бы сказать, что святая Агнесса Пражская, день памяти которой Церковь отмечает 6 марта, была обречена быть святой — по отцовской линии она происходила из династии Пршемысловичей, давшей христианскому миру святого Вацлава и святую Людмилу, а её мать Констанция была родной сестрой венгерского короля Андраша II, а значит, Агнесса приходилась двоюродной сестрой святой Елизавете Венгерской. Сегодня найдутся многие, кто скажет, что глубокая религиозность этой принцессы – наследственная, чуть ли не генетически обусловленная черта. Современному человеку присуще странное свойство считать, что особенности характера и даже души наследуются человеком, как фасолью пёстрый или белый цвет зёрен. В стремлении всё измерить и объяснить с научной точки зрения и всё просчитать заранее мы забываем, что наследуя от родителей цвет глаз и волос, рост и строение тела, душу мы получаем не в наследство от родителей, а в дар от Создателя, Который от каждого из нас ожидает святости и каждого зовёт в Своё Царствие, что святость – результат действия Святого Духа и доброй воли самого человека, как бы ни хотелось иногда думать по-другому. Во всяком случае, стоит помнить, что пращурами святой Агнессы были не только святой Вацлав и святая Людмила, но и братоубийца – король Болеслав, и король Бела Слепец, умерший от безудержного пьянства и Андраш II, вёдший кровопролитную войну за венгерский престол с родным братом Имре.
Дочь короля Богемии Оттокара и венгерской принцессы Констанции, Агнесса, родилась 20 июня 1211 г. Накануне её рождения её мать увидела странный сон – ей приснилось, что она заходит в комнату, полную роскошных нарядов и украшений, и среди этого великолепия видит грубое серое платье, опоясанное верёвкой, и некий голос говорит ей, что это – драгоценнейший из уборов, предназначенный дочери, которую она носит под сердцем и которой суждено стать светом для всей Чехии. Прошло много лет, прежде чем смысл этого сна стал понятен близким маленькой принцессы, а пока родители строили свои планы относительно будущего дочери.
Как и всякая девушка знатного происхождения, Агнесса должна была принести пользу своей семье, удачно выйдя замуж — устройство выгодных династических браков было важной частью тогдашней внешней политики. Уже в три года красивую и здоровенькую девочку обручили с шестилетним сыном и наследником герцога Силезии Генриха I и, забрав из семьи родителей, стали готовить малышку к её будущему высокому положению. Её воспитание было поручено жене Генриха Силезского Ядвиге, которая поместила девочку в основанный ею монастырь цистерцианок в Тшебнице. Это было сделано не для того, чтобы привить ребёнку вкус к монастырской жизни, но для того, чтобы, как всякую девочку знатного рода, сёстры научили её чтению, письму и основам христианской веры. Однако предназначенный маленькой принцессе жених умер раньше, чем дети достигли брачного возраста, и девочка вернулась к родителям в Прагу. Для продолжения образования её вновь поместили в монастырь. Как и её кузина Елизавета, Агнесса с раннего возраста полюбила молитву и Евангелие, но если Елизавета при этом оставалась резвым и шаловливым ребёнком, то Агнесса, напротив, была тихой девочкой, всегда послушной, но сосредоточенной на внутренней жизни и мечтательной. Она не слишком любила игры в обществе других девочек, воспитывавшихся в монастыре, и всему предпочитала размышление над Словом Божиим и участие в монастырских богослужениях, несмотря на то, что эти её склонности ни в коем случае не поощрялись близкими – она должна была выйти замуж, и выйти таким образом, чтобы укрепить положение своей страны на политической арене.
Вскоре, родители нашли ей нового жениха – им требовались прочные родственные связи с царствующими домами Европы. На этот раз женихом Агнессы стал десятилетний Генрих, сын Фридриха II, императора Священной Римской империи и короля Сицилии, только что возведённый отцом на римский престол. Восьми лет Агнесса вновь должна была покинуть родителей, чтобы её воспитание продолжилось в семье жениха. Но так как её будущий супруг, сам ещё ребёнок (ему было десять лет) воспитывался при дворе своего дяди епископа, а предполагаемый свёкор, носивший также титул короля Сицилии, избрал местом своего пребывания Неаполь, то, по его желанию, девочку поселили при дворе герцога Леопольда IV Австрийского. Здесь она должна была изучить язык и обычаи своей новой родины. Она была ещё слишком мала, чтобы спорить с родителями, но в этой тихой и внешне покорной девочке, потихоньку зрело собственное решение, относительно того, какой судьбы и какого Жениха она хотела бы для себя. Она мало участвовала в увеселениях двора, став постарше, под нарядным платьем стягивала тело верёвкой, а во время Великого поста не ела ничего, кроме хлеба, стараясь делать это как можно незаметнее, так что о сокровенной стороне её жизни знала только её няня. Уже тогда у неё возникло желание принести свою девственность в дар Богу, и она решилась прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы, прося Её помочь исполнению этого желания.
Тем временем, герцог Леопольд, которому было поручено воспитание будущей королевы Рима, в результате сложных подковёрных игр добился брака Генриха с собственной дочерью – Маргаритой. Нарушение брачных обязательств едва не вызвало войну между отцом Агнессы и австрийским герцогом.
Между тем, уже четырнадцатилетняя, богемская принцесса оставалась желанной невестой для лучших женихов Европы и крупной ставкой в политических играх. Среди женихов был и овдовевший к тому времени отец её несостоявшегося жениха Фридрих II. Однако к тому времени девушка уже сделала самостоятельный выбор – своим женихом она избрала Христа. Браку, замешанному на политических интригах, Агнесса предпочла союз, основанный на подлинной любви, и жертвы, которых, она знала, потребует от неё такое решение не пугали её – они были ей желанны. Родители не приняли её выбора, и ей пришлось обратиться за поддержкой к Папе Григорию IX. Фридрих вынужден был отступиться, сказав, что если бы ему предпочли смертного жениха, он счёл бы себя оскорблённым, но Христу уступает, не испытывая обиды.
Юная принцесса по-прежнему жила при дворе, но под её роскошным нарядом всегда скрывалась власяница, и всё свободное время она проводила в молитве и делах милосердия. Часто она уходила из дворца с рассветом и проводила день, обходя все многочисленные церкви Праги или посещая больных и узников. Когда вечером она возвращалась домой, её нежные, не привыкшие к долгой ходьбе и холоду ноги были в крови и ранах, но она чувствовала, что каждый шаг приближает её к Богу и сердце её наполнялось радостью.
Как и её двоюродной сестре Елизавете, ей были очень близки францисканские идеалы бедности и служения бедным. Наконец, брат Агнессы, Вацлав, сменивший на престоле умершего отца, подарил сестре землю, на которой она в 1233 г. построила госпиталь св. Франциска, а позднее в 1234 г. монастырь, куда пригласила братьев-францисканцев. От них она узнала о женской ветви Ордена. Теперь она знала, как следовать тому образу жизни, к которому ощущала себя призванной с самого детства. Она основала женский монастырь Бедных Дам (кларисок) – первый монастырь этого ордена севернее Альп, куда прибыли пять сестёр из Ассизи, и в 1236 г. сама вступила в него. У неё завязалась переписка со святой Кларой Ассизской, продолжавшаяся два десятилетия. Между двумя этими девами, посвятившими себя Богу, возникли прочные духовные узы – в письмах Клара называла Агнессу своей дочерью. Незадолго до смерти Клара, в ответ на просьбу Агнессы подарить ей какой-нибудь вещественный знак в память связавшей их нежной дружбы, послала ей деревянное Распятие, грубую холщёвую накидку и глиняную чашку. Агнесса берегла эти дары всю жизнь как драгоценную реликвию.
Став сестрой в основанном ею монастыре Агнесса вела подвижническую жизнь, полную самоотречения и любви к ближним. Она не уклонялась ни от какой самой трудной работы, ухаживала за больными, в том числе за прокажёнными, и даже избранная настоятельницей, неизменно стремилась во всём оставаться последней и служить своим сёстрам во Христе так, как это делала святая Клара. В своей бедной келье, где ничто не указывало на то, что здесь живёт дочь и сестра королей, она спала на голом полу, так как убогая кровать с соломенным тюфяком казалась ей слишком удобным ложем.
Несмотря на то, что жизнь её была полна лишений и самоотречения, Бог даровал ей долгую жизнь – она умерла 2 марта 1282 г., на семьдесят первом году жизни. Многочисленные чудеса, исцеления и обращения, дарованные по заступничеству Агнессы Пражской, вызвали культ её почитания задолго до официальной беатификации, состоявшейся 28 ноября 1874 г. во время понтификата Блаженного Папы Пия IX. В 1989 г. Агнесс Пражская была канонизирована Папой Иоанном Павлом II. Монастырский комплекс, основанный этой святой, теперь носит название монастыря святой Агнессы, а сама она почитается покровительницей Чехии, как и её великие предки – святой Вацлав и святая Людмила.
Анна Кудрик