5 сентября — память святой Терезы Калькуттской

«Я думаю, что мы должны прожить жизнь прекрасно, Иисус с нами и Он любит нас. Только бы нам всегда помнить, что Бог любит нас, помнить это не в великих, а в самых малых делах наших с великой любовью и тогда Норвегия станет гнездом любви».

Среди святых и блаженных, почитаемых католической Церковью, немало таких, кто носил имя Тереза. Достаточно вспомнить хотя бы святую Терезу Авильскую или святую Терезу из Лизье, но случилось так, что в среде, далёкой от религии, имя Тереза вызывает, прежде всего, ассоциации с святой Терезой Калькуттской, которую принято называть мать Тереза.

Её биография, если излагать её коротко и не вникать в подробности, может показаться образцом прямого и ясного пути человека, никогда не знавшего сомнений, а история основанной ею монашеской конгрегации Миссионерок Божественной Любви – историей триумфа и успеха, если только эти два понятия уместны в разговоре о монашестве.

Агнесс Гонджа Бояджиу родилась 26 сентября 1910 г. в Скопье, в семье албанских католиков. Она была крещена на следующий день после рождения и именно этот день в семье стал считаться днём её рождения. Несмотря на то, что она рано осталась без отца, детство её было счастливым и безоблачным, она пользовалась в семье всеобщей любовью и сама горячо любила мать, брата и сестру. Она была милой розовощёкой малышкой, поэтому дома её обычно называли вторым именем – Гонджа – бутончик. Мать была женщиной очень набожной и дети вместе с ней ежедневно посещали церковь. В двенадцать лет Гонджа впервые почувствовала желание стать монахиней. Она много читала о миссионерской работе в Индии и решила, что вступит в конгрегацию, которая работает в этой стране. Восемнадцати лет она уехала в Ирландию в конгрегацию Ирландских сестёр Лорето, откуда после соответствующей подготовки приехала в Индию, в город Дарджиллинг, где в течение 20 лет работала в школе для девочек. Служение это было нелёгким. Индия не была спокойным местом, случались серьёзные трудности, политические потрясения, которые сказывались на жизни монахинь, нужно было преодолевать многие трудности – от недоверия  и даже враждебности местного населения до материальных проблем (иногда только чудом удавалось раздобыть еду для воспитанниц), но сестра Тереза была совершенно счастлива и спокойна. И эти счастье и покой продолжались до того дня, когда в поезде, возвращаясь в монастырь после духовных упражнений, она пережила мистическую встречу с Христом. Ей открылось, что Он желает, чтобы она шла к самым бедным жителям Индии и служила им.  Христос говорит ей, что Он хочет, чтобы с её помощью эти обездоленные люди пришли к Нему, потому что Он жаждет их любви и их спасения. В письме к своему духовному отцу она так передала слова Спасителя, обращённые к ней: «…Иди – приведи Меня в трущобы. – Будь моим светом…в твоей любви ко Мне – они увидят Меня – познают Меня – станут Меня искать». С этой минуты покой и безмятежность оставляют сестру Терезу. Как можно скорее она хочет исполнить волю Жениха. Каждый день промедления причиняет её муки, несмотря на то, что она боится оставить монастырь и сестёр, которых она искренне любит, «оставлять монастырь было намного трудней, чем прощаться с домом», — напишет она позднее в одном из писем. Два года уходят на то, чтобы получить разрешение Церкви на жизнь вне монастыря с сохранением монашеских обетов, церковное и монастырское начальство проявляет разумную осторожность, желая убедиться в действительности откровения, пережитого сестрой Терезой. Наконец, разрешение получено и 16 августа 1948 г. сестра Тереза поселяется в нищем квартале Калькутты. Ей сразу становится ясно, что её опыта и знаний педагога здесь недостаточно и она заканчивает медицинские курсы при монастыре г. Патни. Когда она начинает своё новое служение, она совершенно одна и у неё только пять рупий, кусок мыла и сердце, полное любви. Она приходит в бедные семьи, учит детей, обмывает раны больным. Когда необходимы средства на то, чтобы купить детям немного молока или риса, они находятся чудесным образом. Вскоре к матери Терезе присоединяется её бывшая ученица (мать Тереза не сразу разрешает ей стать своей помощницей, но девушка настаивает). В мае сестёр уже трое, в ноябре — пятеро, а в январе следующего года — семеро. В 1950 году 12 девушек, готовых вместе с матерью Терезой служить Христу в самых бедных, получают утвержденный в Риме устав и становятся первыми сёстрами нового монашеской конгрегацией – конгрегацией Миссионерок Божественной Любви.

В 1952 году мать Тереза открывает в Калькутте первый дом для умирающих, используя для этого выделенный конгрегации старый двухэтажный дом — настоящий сарай — вблизи святилища индийской богини Кали. В то время улицы индийских городов полны людей, умирающих на глазах у прохожих от голода и болезней, заживо изъеденных червями, уже не похожих на человеческие существа. Эта картина привычна, никто не обращает на них внимания. Сёстры приносят их к себе, моют, перевязывают, кормят, стараются облегчить их страдания, возвращая им хотя бы перед смертью человеческое достоинство и давая им любовь, которой они были лишены в жизни. Сама мать Тереза объясняла смысл дома для умирающих так: «Дом для умирающих — это не просто место, где несчастных, подобранных на улицах, моют и укладывают в постель. Смысл таких учреждений в том, чтобы попытаться прикоснуться к душам умирающих людей. Есть то, что нужно этим людям даже больше, чем удобная постель, пища и крыша над головой — понимание того, что они кому-то нужны, кем-то любимы. Они знают, что если им даже осталось жить всего несколько часов, их любят».

В середине 50-х годов мать Тереза начинает заботиться о прокажённых. В 200 километрах от Калькутты она основывает поселение, в котором прокажённые живут, получают медицинскую помощь, приобретают профессии, позволяющие зарабатывать на жизнь и лечение. В 1962 году правительство Индии награждает мать Терезу орденом Лотоса за заботу о прокажённых.

В 1955 году мать Тереза основывает первый приют для брошенных детей, куда собирает малышей, брошенных родителями, иногда потому, что родители не могут прокормить их, иногда просто потому, что младенец – девочка. Этих детей, подобранных на обочинах дорог и в мусорных кучах, она считает своими собственными детьми. Многие из них находят новые семьи, других воспитывают сёстры.

Вскоре к сёстрам присоединяются группы молодых людей, помогающие им делать тяжёлую работу. В 1963 году эти помощники образуют братство милосердия. Кроме регулярных сестёр и братьев в ордене есть сотрудники – активные и страдающие. Активные по мере сил помогают сёстрам в работе, страдающие — это больные, которые жертвуют конгрегации свои страдания. Первой такой сотрудницей стала Жаклин де Декер. Прикованная болезнью к постели, она неустанно молилась за сестёр, радуясь, что может таким образом присоединиться к их служению. Мать Тереза, высоко ценя эту молитвенную поддержку, писала ей: «Я чувствую себя недостойной называться твоей сестрой, поэтому, когда будешь молиться, попроси Иисуса позволить мне поближе подойти к Его Кресту, чтобы мы с тобой были едино».

В 1979 году мать Тереза была награждена Нобелевской премией мира. По традиции, принимая премию, лауреат обращается к присутствующим с речью, которая называется нобелевской лекцией. В своей нобелевской лекции мать Тереза, обращаясь к членам Нобелевского комитета, сказала: «Я думаю, что мы должны прожить жизнь прекрасно, Иисус с нами и Он любит нас. Только бы нам всегда помнить, что Бог любит нас, помнить это не в великих, а в самых малых делах наших с великой любовью и тогда Норвегия станет гнездом любви».

В течение короткого времени мать Терезу удостаивают множества премий и наград — Темплтоновской премии за прогресс в религии,  Британского ордена Заслуг, ордена Королевы Елены, ордена Улыбки, президентской медали свободы, премии папы Иоанна ХХIII. Она становится популярной и знаменитой, ей приходится выступать с лекциями, у неё много организаторской работы, но всё время она не прекращает работать физически, ухаживая за больными и страдающими, как она делала это в начале своего пути. Один из журналистов, увидев как она обмывает гниющие раны прокаженных, сказал: «Я бы не стал делать этого и за миллион долларов!» на что мать Тереза отвечает: «За миллион и я бы не стала. Только даром, только из любви к Христу». Она не устаёт напоминать сёстрам, что всё, что они делают для бедняков, они делают для Христа, это Его новорожденного они выкапывают из кучи отбросов, это Ему несут выпрошенные на улице горсть риса и старую одежду, это Его раны они обмывают в лепрозории. Она постоянно говорит миру о том, что она не социальный работник, она миссионерка и ею движет любовь к Христу и только эта любовь делает возможными тот труд и ту любовь, которую она и её сёстры дарят беднякам. Конгрегация Миссионерок Божественной Любви растёт, дома конгрегации открываются по всему миру, везде, где происходят бедствия, войны, катастрофы появляются монахини в белых сари с синей каймой. В 1989 г. после землетрясения в Спитаке мать Тереза с сёстрами приезжает в Советский Союз. Вскоре сёстры открывают дома ордена в Москве и Петербурге.

Начиная с 1983 года здоровье матери Терезы ухудшается. Она переносит 2 инфаркта, и в 1989 г. ей ставят кардиостимулятор. В 1991 году она заболевает пневмонией, которая очень опасна для пожилых людей, а организм матери Терезы  к тому же ослаблен тяжёлым трудом и недостаточным питанием. Уже тогда она просила сестёр освободить её от поста Генеральной настоятельницы, но только в марте 1997 года сёстры согласились с этой просьбой. В течение 1997 года она попадала в больницу 6 раз, но едва встав с больничной койки снова бралась за работу. 5 сентября того же года в возрасте 87 лет мать Тереза умерла, оплакиваемая, без преувеличения всей Индией и всем миром. Теперь, когда она уже не могла уклониться от почестей, те, кто любил её и почитал как святую, могли проститься с ней, как прощались бы с королевой. К этому времени конгрегация, основанный матерью Терезой насчитывал более 4000 сестёр, служащих в 123 странах мира.  

После смерти матери Терезы, когда стало возможным изучение её личного архива – дневников и писем (которые вопреки её просьбам не были уничтожены) мир узнал, что её жизнь была полна не только любви и подвижнического труда, но и огромного мужества. После того, как на пути в Дарджиллинг она удостоилась счастья беседовать с Христом и ясно ощущать Его присутствие, её ждали долгие годы духовной пустыни и почти постоянного ощущения духовной оставленности. Можно только догадываться какой чёрной казалась ей «ночь веры» после тех мгновений света, которые она пережила в начале своего служения. И сейчас иногда в прессе появляются сенсационные сообщения о том, что мать Тереза в конце жизни утратила веру – в подтверждение приводятся вырванные из контекста отрывки из её писем и дневниковых записей. Но если обратиться к этим полным страдания и надежды документам, становится очевидно, что вера никогда не оставляла святую и что только она и давала ей силу переносить то страдание, которого она удостоилась на пути к святости, и не оставлять ни молитвы, ни подвижнического служения. 

Когда-то, вступая на путь монашества, юная Агнесс Гонджа захотела соединиться с Христом Распятым, оставленным всеми, и теперь мы знаем, что эта милость и эта тяжкая ноша были даны ей, и что она с любовью и терпением долгие годы несла её, улыбаясь миру и своему Небесному Жениху.

Анна Кудрик