«Когда один из язычников занёс над ним меч, он только высоко поднял Евангелие, словно отдавая себя на волю Слова Божия и упал – нападавший ударил его с такой силой, что разрубил книгу пополам и нанёс святому смертельный удар.»
Каждый год в немецком городе Фульде собирается Конференция католических епископов Германии, чтобы торжественно отметить день памяти святого Бонифация, называемого апостолом Германии, английского миссионера, жившего в VIII в., о котором спустя 200 лет после его мученической кончины от рук язычников богослов, поэт и аббат основанного Бонифацием в Фульде монастыря, Рабан Мавр, сказал, что как Эфес гордится апостолом Иоанном, так Германия должна гордиться святым Бонифацием. Ему посвящают научные конференции, богослужения и даже музыкальные спектакли.
Чем же обязана современная Германия этому английскому монаху, оставившему свой монастырь в Нёрслинге, ради того, чтобы «не быть ни собакой, что не лает, ни немым зевакой, ни наёмником, что разбегается перед волками», но стать подлинным свидетелем Христа и перед языческими вождями воинственных саксов, и в бедных хижинах крестьян, поклоняющихся деревьям и животным? Почему именно его почитают как апостола Германии, хотя в его время заметная часть германских племён, объединённых под властью франков уже была крещена?
Винфрид, такое имя получил будущий святой при крещении, происходил из знатной англосаксонской семьи. Он родился в Кредитоне, в Англии, в 672 или 673 году, и с раннего детства, после того, как в поместье его отца некоторое время гостили монахи, мечтал о монастыре. Предание гласит, что отец мальчика согласился отдать сына в монастырь только после того как тот, тяжело заболев, чудом выздоровел. Так или иначе, семи лет, как и его современник, святой Беда Достопочтенный, Винфрид вступил в монастырь в Эксетере, как отрок, посвящённый Богу. В четырнадцать он закончил образование уже в монастыре бенедиктинцев в Нёрслинге, возле Винчестера, где принёс вечные обеты. Здесь он провёл почти тридцать лет, руководя монастырской школой, в которой преподавал грамматику, риторику и стихосложение. Он пользовался уважением как преподаватель и как учёный, именно его перу принадлежит первая латинская грамматика, написанная для Англии. В тридцать лет его рукоположили во священника. Можно было предполагать, что жизнь брата Винфрида, жизнь педагога, поэта и монаха, определилась, и будет дальше идти по раз навсегда заведённому порядку. Но, как оказалось, у Бога, когда Он призывал маленького английского дворянина к монашеству, были на него особые планы.
В это время английские миссионеры во главе со святым Виллибрордом принимают деятельное участие в христианизации германских племён, и Винфрида, будущего святого Бонифация, охватывает страстное желание присоединиться к этой миссии. В 716 г., преодолев сопротивление настоятеля, о. Уинберта, не желавшего его отпускать, сорокатрёхлетний учёный грамматик отправляется в своё первое миссионерское путешествие. Эта поездка оказалась неудачной – миссионеры не встретили поддержки со стороны саксов, которые воевали с франками и христианство воспринимали в первую очередь как религию врагов – Винфред вернулся в Англию, но не оставил мысли стать миссионером. Не хотевшие расставаться с Винфредом братья избрали его настоятелем вместо умершего к тому времени о. Уинберта, надеясь таким образом удержать дома, но он был намерен продолжать проповедовать язычникам, несмотря на неудачный первый опыт. Он ясно ощущал, что Бог призывает его именно к этому. Ему удалось убедить епископа повлиять на братьев, чтобы те избрали себе другого настоятеля, а его отпустили на миссию.
В 718 году Винфред, с письмами епископа, адресованными всем влиятельным особам, которые могут встретиться на его пути и отдельным рекомендательным письмом к Папе Григорию II отправляется через Бургундию и Францию в Рим. Здесь он молится на могилах первых христианских мучеников и удостаивается аудиенции у Папы, который приняв у него исповедание веры и присягу на верность Святому Престолу, благословляет его на миссию и даёт ему новое имя – Бонифаций. Полный надежд, Бонифаций переходит через Альпы и направляется в Саксонию, где на этот раз его проповедь сопровождается немалым успехом, хотя он и замечает уже тогда, что в обращении нуждаются не только язычники, но и те, кто формально уже давно числится христианином. Он помогает Виллиброрду, но отказывается от чести стать его преемником.
В 722 году Папа вновь призывает его в Рим, чтобы возвести в епископское достоинство. Проделав вновь трудный и опасный путь, Бонифаций продолжает свои труды, не уставая убеждать язычников в истинности Единого Бога, Которого он проповедует не только словом, но и поступками, иногда очень смелыми и необычными. Вскоре после возвращения из Рима он при большом стечении народа срубает дуб Донара – священное дерево, которому поклоняются язычники. Толпа замирает, уверенная, что языческие боги немедленно поразят нечестивца, но ничего не происходит, и тогда, убеждённые на примере в том, что Бог этого англичанина сильнее, язычники выражают желание стать христианами. На месте срубленного дуба новообращённые возводят деревянную церковь во имя св. Апостола Петра.
Однако, вскоре Бонифаций увидел, что несмотря на явный успех его миссии, христианство не может глубоко укорениться на новых землях. Сплошь и рядом, не только вчерашние язычники вновь поклонялись прежним богам, но и те, кто казалось бы давно были христианами, «на всякий случай» приносили жертвы священным деревьям или участвовали в других языческих обрядах, совсем как иной сегодняшний просвещённый и гордящийся своими полуторатысячелетними христианскими корнями европеец, с утра, перед Мессой заглядывает, тоже «на всякий случай», в гороскоп, опубликованный в воскресной газете. Церковь же, почти полностью подчинённая светской власти и не обладающая достаточным количеством должным образом подготовленных священников, которые могли бы подать пример молитвы, веры и нравственной жизни, не могла быть им ни поддержкой ни образцом. Святой понял, что для того, чтобы укреплять новообращённых в вере во Христа, необходимо укрепить саму Церковь, дать новым братьям во Христе просвещённых пастырей, которые могли бы поддерживать в них пламя веры. В течение следующих лет он основывает в Германии ряд монастырей, куда по его просьбе приезжают монахи из Англии. Кроме того, необходимо было создать церковные структуры, опирающиеся на Рим. Сегодня мы так привыкли к тому, что Католические Церкви разных стран соединены в одну общую семью вокруг Святого Престола, что нам трудно себе представить, что процесс создания независимой от политических игр и обладающей огромным международным авторитетом Единой Католической Церкви был длительным и трудным. На родине святого Бонифация соединение Церквей Англии, Ирландии и Шотландии в единую англосаксонскую Церковь, принявшую римский канон и признавшую примат Римского Епископа началось незадолго до рождения Бонифация на соборе в Уитби и завершилось в Хертфорде, когда он был младенцем, но он, несомненно, знал об этих соборах и видел, что достигнутое на них единство с Римом способствовало расцвету христианства на Британских островах. Возможно, именно поэтому он всегда опирался в своём служении на Папу. В 731 г. после смерти Папы Григория II он пишет его преемнику Григорию III, заверяя его в своей преданности, и упоминает, что работы стало слишком много для одного человека. В ответ Папа присылает ему паллиум, назначает его архиепископом Восточной Франкской империи и даёт право назначать епископов и учреждать епархии. В 737 г. святой совершил третье путешествие в Рим, откуда вернулся папским легатом.
Для успеха миссии необходимо было заручиться поддержкой светской власти и учитывать особенности политического момента. Неуспех первой миссионерской поездки Бонифация очень ясно показал ему насколько важно, чтобы все шаги, которые он намерен сделать, поддерживались Каролингами. Отношения с «почти королём» франков майордомом Карлом Мартеллом были трудными. За тот период, когда франкская Церковь находилась практически вне общения с Римом, она попала в полную зависимость от государственной власти. Майордом назначал на церковные должности удобных ему людей, смещал неугодных, практиковал категорически запрещённое церковным правом занятие одним человеком нескольких должностей, смотрел на церковное имущество как на свою собственность, и при всех своих выдающихся военных и государственных заслугах только номинально мог считаться христианином, хотя и поддерживал в некоторой степени миссионерскую деятельность, видя в христианизации завоёванных земель силу, объединяющую государство. В таких условиях Бонифацию было чрезвычайно трудно проводить какие-либо реформы. В письмах Папе он иной раз горько сетовал на то, что не может и шага сделать без Каролингов.
В 741 г. всесильный и деспотичный Карл Мартелл умер, разделив государство между двумя своими сыновьями Карломаном и Пипином Коротким, питавшим неподдельное уважение к Церкви и к святому. Влияние, которое имел святой Бонифаций на Пипина, позволило ему сделать очень многое. Спустя всего два года после смерти Карла Мартелла был созван первый собор Восточнофранкской Церкви, на котором Бонифаций присутствовал как «посланник святого Петра». Ему удалось добиться принесения всеми епископами присяги на верность Римскому престолу, принятия законов, гарантирующих каноничность рукоположения и законов регулирующих поведение священства (так например, лицам духовного звания безусловно запрещалось носить оружие и участвовать в военных действиях).
Архиепископ и глава франкской Церкви, Бонифаций, тем не менее, по-прежнему главным делом своей жизни считал миссию. Летом 753 года он вместе со своими сподвижниками направился в одну из своих миссионерских поездок во Фрисландию за реку Зее, где собирался встретиться с катехуменами. 5 июня 753 года в день Пятидесятницы, когда Бонифаций и его спутники служили торжественную Мессу, на них напали язычники. Летописец рассказывает, что Бонифаций не пожелал применить оружие, уговаривая спутников, желавших его защитить, не оказывать сопротивления нападавшим, говоря: «Не бойтесь, всё оружие этого мира не может убить душу». Когда один из язычников занёс над ним меч, он только высоко поднял Евангелие, словно отдавая себя на волю Слова Божия и упал – нападавший ударил его с такой силой, что разрубил книгу пополам и нанёс святому смертельный удар. Тела святого мученика и его спутников вскоре были найдены и перенесены в любимое им аббатство в Фульде, где как он не раз говорил, он желал бы покоиться после смерти. Почитание могилы архиепископа Бонифация как могилы святого мученика установилось сразу.
Святой Бонифаций жил в соответствии с тем, чему учил и умер, следуя тому, к чему призывал его Тот, Кто был Его Учителем. Его жизнь уложилась в два стиха из Нового Завета: «Горе мне, если не благовествую» и «Не противься злому». Своими миссионерскими трудами он заложил основы христианской Европы.
В 1874 г. Папа Римский Пий IX распространил почитание святого Бонифация на всю Церковь.
Анна Кудрик