Они жили в разное время и в разных странах, принадлежали к разным народам, но объединяет их не только день, в который они отошли ко Христу.
28 сентября в литургическом календаре Католической Церкви, среди других святых и блаженных — три имени. Святой Лаврентий Руис и его сподвижники, блаженный Никита Будка, епископ, блаженная Амалия Абад, мирянка. Они жили в разное время и в разных странах, принадлежали к разным народам, но объединяет их не только день, в который они отошли ко Христу.
Святой Лаврентий Руис родился около 1600 года в Маниле. Его отец был китайцем, а мать малайкой, но оба, и отец, и мать были католиками и своих детей воспитывали в духе веры. Образование мальчик получил в доминиканской школе в Бинондо – пригороде Манилы. Ещё в детстве он прислуживал на Мессе. Став взрослым Лаврентий вступил в Третий доминиканский орден, был ризничим в храме, который окормлялся отцами-доминиканцами. Благодаря своему происхождению он хорошо знал китайский язык и работал как переписчик. Он был женат, и у него было трое маленьких детей, которых он воспитывал также, как воспитывали его самого – в вере. Положение христиан в Азии и на Дальнем Востоке не было не только безоблачным, но даже сколько-нибудь стабильным. Можно предположить, что христианство молодого отца семейства ставило его в какой-то степени вне общества, делало чужим. Вероятно, этим и объясняется то, что в 1636 году его оклеветали, обвинив в убийстве, и ему пришлось бежать из Манилы на судне, на котором отплывали в Японию миссионеры-доминиканцы. Судно следовало на Тайвань с заходом в Японию, и планировалось, что миссионеры сойдут на берег в Японии, а Лаврентий отправится дальше, на Тайвань, в Формозу. Но когда корабль прибыл в Окинаву, он принял решение остаться в Японии.
В начале XVII века в Японии была довольно большая христианская община, но уже в 1614 году начались гонения. Был принят закон, по которому все, исповедующие веру в Христа, объявлялись преступниками и подлежали аресту и, в случае, если они отказывались отречься от веры, казни. С 1617 по 1632 годы только в Нагасаки-Омура были казнены 205 христиан. Очень скоро прибывшие из Манилы миссионеры были схвачены и брошены в тюрьму. Арестованные подверглись жесточайшим пыткам – их заставляли пить огромное количество воды, а потом тюремщики укладывали доски на лежащих узников и прыгали на них, чтобы вода вытекала через рот, нос и уши, загоняли под ногти бамбуковые иглы. Некоторые из мучеников, в том числе и Лаврентий, уже были готовы отречься от Бога, чувствуя, что не могут больше выносить пытки, но мужество остальных, их молитвы и поддержка укрепляли колеблющихся и давали новые силы. Когда святому Лаврентию в последний раз предложили спасти жизнь, отрёкшись от Христа, он сказал: «Я готов отдать жизнь за Него тысячу раз. Никогда я не отрекусь от веры. Если хотите, можете убить меня. Я хочу умереть ради Бога». Казнь, которой их подвергли — «ана-цуруши» (виселица и могила) — была направлена на то, чтобы сделать смерть как можно более медленной и мучительной – осуждённых подвесили вниз головой на деревянных столбах, помещённых в яму с жидкой грязью, а к рукам привязали камни – агония мучеников продлилась несколько дней. В конце концов, палачи, потеряв терпение, зарубили мечами тех, кто ещё был жив. 28 сентября 1637 года тела их сожгли, а пепел бросили в океан. Вместе со святым Лаврентием, мирянином-филиппинцем, мученическую смерть за Христа приняли 15 человек, девять из которых были японцами, четверо испанцами, один французом и один итальянцем. Среди них были монахи, терциарии и миряне, доминиканцы и августинианцы, мужчины и женщины. Они умерли, потому что были христианами.
Никита Будка родился 7 июня 1877 года в селе Добромирка на территории нынешней Украины, тогда принадлежавшей Австро-Венгрии. После учёбы в тернопольской гимназии он получил богословское образование в Инсбруке и в 1905 году был рукоположен во священника Митрополитом Андреем Шептицким. Его назначили референтом по делам эмиграции. В этот период молодой священник совершает множество поездок, в основном по Канаде и Латинской Америке, заботясь о духовном окормлении украинских эмигрантов. Вплоть до возвращения на родину в 1928 году, отец Никита Будка неустанно трудится для того, чтобы люди, вынужденные покинуть родину, имели возможность исповедовать свою веру. Он много ездит по странам, ставшим новой родиной для украинских эмигрантов, навещает и обустраивает приходы, открывает школы и училища, строит церкви, издаёт духовную литературу на украинском языке, основывает периодические издания для эмигрантов.
В1912 году Папа Пий XI назначил отца Никиту Будку епископом только что основанной греко-католической Епархии Канады. Епископскую хиротонию совершили Митрополит Андрей Шептицкий, владыка Константин Чехович, епископ Перемышля и владыка Григорий Хомышин 14 октября того же года. В течение последующих пятнадцати лет первый греко-католический епископ Канады трудился для своей паствы, преодолевая множество препятствий, связанных с основанием новой епархии. Ему приходилось сталкиваться не только с объективными трудностями, такими, как большая территория епархии, нехватка средств и недостаточное количество священников, но и с непониманием, недоброжелательством, злоязычием, которые он переносил с верой и терпением не уставая увещевать, объяснять, примирять… В любой церковной общине как в зеркале отражаются проблемы и особенности тех, кто в неё входит, со всеми их достоинствами и недостатками. Не всем в Канаде нравилась энергичная деятельность нового епископа.
В 1927 году владыку Никиту отзывают в Рим, из-за интриг неких влиятельных людей, которые были недовольны активным развитием греко-католических общин в Канаде. Можно только предполагать, что испытывал епископ Будка, покидая страну, и людей, которым служил 15 лет.
В 1928 году он возвращается на Украину, и вплоть до 1945 года исполняет обязанности генерального викария львовского Митрополита. Первой его заботой на родной земле становится восстановление санктуария Божией Матери в Зарванице, которому он с жаром отдаётся. Он не только организует восстановительные работы, но и сам трудится на строительстве наравне с рабочими.
В 1939 году Западная Украина стала частью Советского Союза. Независимая от светской власти греко-католическая Церковь Украины ещё тогда должна была быть уничтожена, но немедленному исполнению разработанных НКВД планов помешала начавшаяся война. Согласно этим планам, в первую очередь подлежал уничтожению весь епископат. Это не было чем-то новым – «Поражу пастыря и рассеется стадо» — принцип, который используют враги христианства на протяжении двух тысяч лет. 11 апреля 1945 года епископ Никита Будка был арестован и приговорён к 8 годам лишения свободы с отбыванием срока в лагере особого режима, что означало приговор к медленной смерти от лишений и непосильного труда. Немолодой владыка выдержал почти пять лет советской каторги, до последней минуты оставаясь христианином и пастырем, поддерживая и утешая товарищей по заключению.
1 октября 1949 года он умер в лагере Каражар в Казахстане, куда его заключили потому, что он был христианином.
Блаженная Амалия Абад родилась в Испании, в провинции Аликанте 11 декабря 1897 года. В тот же день её крестили в приходской церкви. Её жизнь была такой же, как и жизнь большинства её сверстников в небольших испанских городках в начале 20 века — экономические трудности, политическая нестабильность и незыблемое основание этой нелёгкой жизни – вера во Христа. 6 сентября 1924 года Амалия обвенчалась с капитаном Видалем Луисом Маэстре, молясь о том, чтобы стать хорошей женой и матерью детям, которых, она была уверена, Бог пошлёт ей и её мужу. Спустя всего три года после свадьбы муж Амалии умер, и молодая женщина осталась вдовой с тремя маленькими детьми на руках. Ей пришлось стать для своих детей всем, в одиночку, без всякой поддержки создавать для них надёжный дом, учить их вере, добру, справедливости, всему тому, что составляло основу её собственной жизни. Когда было особенно трудно, она, по свидетельству друзей, просила помощи у Божией Матери, которой поручила своих малышей. Дети росли в обстановке веры и любви, и постепенно молодая вдова смогла жертвовать часть своего времени, помогая тем, кому приходилось ещё труднее, чем ей. Она была деятельной прихожанкой и членом «Католического действия».
14 апреля 1931 года Испания стала республикой и почти сразу же начались преследования христиан. К власти пришла коалиция левых партий и глава нового правительства Мануэль Асанья немедленно заявил, что: «Испания больше не католическая страна». Когда же оказалось, что народ не готов отречься от своих «заблуждений», власти стали уничтожать тот самый народ, благо которого правительство объявило своей главной целью. За короткий период времени в разных районах Испании было уничтожено от половины, до 90 процентов священников, сожжены и разрушены церкви, закрыты монастыри. Уничтожали и тех мирян, которые упорствовали, не желая перестать быть католиками. Убивали без суда — за то, что в кармане нашли розарий, за то, что жених с невестой отложили свадьбу до тех времён, когда можно будет обвенчаться, за то, что дома хранились Распятие или Библия. Достаточно было сказать: «Я христианин», чтобы подвергнуться репрессиям. Жительница маленького городка Хилет Эрминия Мартинес, когда при ней арестовывали родственника за то, что он христианин, воскликнула: «Забирайте и меня, я, слава Богу, тоже католичка и от Христа не отрекалась!», и её немедленно арестовали. Другая испанка, Тереза Феррагул была убита за то, что четыре её дочери были монахинями. Дочери её также были расстреляны. Пройти по улице в сутане или монашеском одеянии стало равносильно самоубийству, самоубийственно было и открыто называть себя христианином. В обращении католических епископов Испании к епископам всего мира 1 июля 1937 года, в Торжество Тела и Крови Христа, упоминалось о трёхстах тысячах жертв из числа мирян, уничтоженных только потому, что они были христианами, убитых с изощрённой жестокостью – «многих жестоко калечили, а потом обезглавливали; другим вырывали глаза, отрезали язык, иных разрезали, сжигали, закапывали живьём, рубили топором…Из чувства стыда и сострадания, — говорится в послании, — мы не хотим входить в подробности».
В это страшное время Амалия Абад прятала у себя в доме двух монахинь. Одного этого было достаточно, чтобы считаться в глазах властей опасной преступницей, Амалия же ещё и навещала в тюрьме арестованных христиан, приносила им еду, спасая их тем самым от смерти, потому что арестантов не кормили. Её арестовали и после пыток и издевательств 28 сентября 1936 года расстреляли в тюрьме Бенилуп. Она, как и тысячи испанцев, жертв террора, умерла потому, что была христианкой. Её дети, так рано потерявшие мать, выросли христианами, один из них стал миссионером в Африке.
Лоренцо Руис канонизирован 18 октября 1987 года. Епископ Никита Будка беатифицирован в 27 июня 2001 года. Амалия Абад беатифицирована 11 марта 2001 года.
«Как свидетельствует Евангелие, Христос перед Отцом Своим Небесным истинно исповедует мучеников, которые исповедали Его перед людьми» — сказал Папа Иоанн Павел II в проповеди в день беатификации японских мучеников, но эти слова относятся не только к тем, кто ценой своей жизни свидетельствовал о Нём в Японии. 28 сентября Церковь вспоминает троих из того «легиона в одеждах белых», о ком поётся в гимне «Te Deum» – отца семейства из Манилы, украинского епископа, вдову-испанку, троих, которые каждый в свой час, взяли свой крест и отвергнувшись себя пошли за Христом, соединяя свою жертву с Его искупительной жертвой за весь мир.
Анна Кудрик