28 апреля – память святого Людовика Марии де Монфор

Созданные святым религиозные конгрегации и община мирян сегодня образуют религиозную общину Монфортианцев, видящую свою особую харизму в почитании Марии, защите и распространении в мире учения Католической Церкви.

Второй из восемнадцати детей адвоката Жана-Батиста Гриньона и его супруги Жанны Робер Визель, Людовик Мария Гриньон родился 31 января 1673 г. в Монфор-сюр-Кан (сегодня Монфор-сюр-Ме), расположенном в провинции Бретань на северо-западе Франции. Его короткая, даже по меркам XVIII века, жизнь – он прожил всего 43 года – пришлась на время, которое называют эпохой Просвещения и которое, традиционно, считается временем торжества разума и прогресса над средневековыми предрассудками, и в самом деле, в этот период многие области науки развивались чрезвычайно успешно, делались великие открытия… К сожалению, в категорию предрассудков автоматически попадало всё, что не поддавалось проверке эмпирическим путём, а методы научного познания в ту эпоху были далеки от совершенства. Неудивительно, что Церковь, проповедовавшая спасение, которое нельзя измерить, любовь Божию, которую невозможно сосчитать и считавшая благими  такие нерациональные вещи, как добровольная бедность, принесение себя в жертву ради ближнего, любовь к врагам,  немедленно оказалась объектом насмешек и нападок со стороны адептов новой философии. С началом эпохи Просвещения, для Церкви во Франции, да и во всей Европе, началось трудное время. Иногда могло показаться, что вере в Христа вот-вот придёт конец, что больше никто не нуждается в Благой Вести, а Церковь – её провозвестница и Мистическое Тело Христа умирает. И на протяжении всего этого времени Бог давал своим бедным заблудившимся детям поддержку, являя сомневающемуся миру святых – людей, способных идти против общего течения и отдавать силы, а иногда и жизнь тому, что в их глазах, по-прежнему, остаётся  неоспоримой истиной, несмотря на весь блеск ума, насмешливые сочинения и остроумные речи отрёкшихся от Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. В рядах этой немногочисленной, но непобедимой армии защитников веры был и Людовик Гриньон де Монфор, кроткий спокойный скромный человек, чьи проповеди и книги о Любви к Иисусу и о пути к Нему через почитание Его Матери, спасли множество душ.

Детство святого прошло в Иффендике, в нескольких милях от Монфора. В детстве он был тихим серьёзным ребёнком, рано достигшим духовной зрелости и приобрётшем привычку к постоянной молитве.  Когда двенадцатилетним мальчиком он поступил в иезуитский колледж св. Фомы в Рене, у него уже было твёрдое правило начинать день с молитвы перед Святыми Дарами в церкви и завершать его так же, и от этого правила он не отступал всю жизнь. Он вступил в группу молодых людей, которые в праздничное и каникулярное время помогали бедным и ухаживали за больными, а во время обеда читали больным вслух благочестивые книги.

Ещё в колледже, слушая рассказы местного священника аббата Жюльена Белье о его миссионерском прошлом, Людовик Мария стал мечтать о миссии. Эта мечта сбылась, он стал миссионером, но для этого ему не пришлось покидать Францию. В какой-то момент он ощутил призвание к священству и уже в колледже в Ренне стал изучать философию и богословие, а вскоре благодаря помощи благодетеля, получил возможность продолжить образование в Париже, в семинарии Сен-Сюльпис. В конце 1693 г. юный Луи Гриньон отправился в Париж.

Родители привели ему лошадь, мать подарила новую одежду, отец – 10 экю на расходы, чтобы сын, когда попадёт в столицу, выглядел не хуже других юношей, приехавших из провинции учиться. Лошадь Луи отверг сразу, остальные подарки принял. Родители проводили его до реки Виллан, где начиналась дорога на Париж, и простились с ним у моста. Едва перейдя через мост, юноша обменялся одеждой с каким-то нищим, раздал полученные от родителей деньги и двинулся к Парижу, вверив себя попечению Божественного Провидения, и через некоторое время благополучно достиг цели своего путешествия. С того времени он дал обет жить на подаяние. В Париже оказалось, что средств его благодетеля не хватает на учёбу в Сен-Сюльпис. Ему пришлось устроиться в самом дешёвом пансионе и ходить на лекции по теологии в Сорбонну. В пансионе он жил в крайней нужде, но так как эта скудная жизнь казалась ему недостаточно аскетичной, он ухитрялся урезать свои потребности ещё сильнее и, в конце концов, спустя два года жизни полной лишений, тяжело заболел и едва не умер. После выздоровления, которое само по себе было чудом, с ним случилось ещё одно чудо – он был принят в Малый Сен-Сюльпис. Свойственное этой знаменитой духовной школе стремление глубоко проникнуть в тайну Воплощения через особое почитание Пресвятой Девы Марии оказалось очень близко молодому человеку. Здесь он также приобрёл первые навыки катехизации, обучая основам веры молодёжь прихода Сен-Сюльпис. Наконец, в июне 1700 года он был рукоположен во священника и получил назначение в приход святого Клеменса в Нанте.

Начало служения принесло ему немало разочарований, сомнений и страданий – он мечтал проповедовать бедным, считая, что в этом состоит его особое призвание, но такой возможности не было, и молодой священник искал способ реализовать себя, рассматривая самые разные варианты. Какое-то время он даже думал стать отшельником. Потом он попытался создать небольшую общину из священников, желавших, как и он сам, служить бедным. Наконец, его уговорили встретиться в Пуатье с мадам де Монтеспан, бывшей фавориткой короля, с которой он познакомился в Париже и которая, раскаявшись в грехах молодости, занималась благотворительностью. По её предложению он некоторое время проповедовал в госпитале Женераль, своего рода работном доме, предназначенном для того, чтобы убрать нищих с улицы и заставить их заниматься каким-либо трудом. Это было не вполне то поприще, которого желал для себя о. Гриньон, но всё же, служение и проповедь для обездоленных, и он вкладывал в это служение весь тот энтузиазм, который был свойственен ему. Однако, как раз энтузиазм молодого священника и предлагаемые им реформы, долженствующие улучшить положение содержавшихся в больнице бедняков, и не понравился руководству госпиталя, и на Пасху 1705 г. он вынужден был покинуть её и уехать в Париж. Здесь он вступил в основанную св. Винсентом де Полем общину при больнице Сальпетриер, но и здесь его ожидали неожиданные трудности. Энтузиазм молодого священника, его аскетизм и стремление буквально следовать Евангельским советам не вызвали симпатии среди менее радикально настроенных собратьев и не прошло и нескольких недель, как его обвинили в гордыне и самомнении и попросили покинуть общину. Последующий затем год был, возможно, самым трудным, в жизни святого. Он поселился в бедном жилище в Рю дю Пот де Фер без друзей, без общины и без служения. Он был одинок и, как казалось, никому не нужен. Предположительно, в это время он написал свою знаменитую книгу «Любовь к Вечной Мудрости».

По прошествии некоторого времени, он получил письмо из Пуатье с просьбой вернуться и руководить госпиталем. Вернувшись в Пуатье, о. Людовик Мария  вновь начал проводить здесь реформы. В госпитале он познакомился с молодой женщиной, дочерью прокурора Пуатье Мари Трише, ощущавшей призвание к монашеству и посвящавшей себя служению бедным, а немного позднее с Екатериной Брюне, которые в дальнейшем стали первыми сёстрами основанного им ордена Дочерей Мудрости.

Хотя о. Гриньон и вернулся в Пуатье с согласия епископа, однако его реформаторская деятельность не встречала понимания владыки, и ему снова пришлось оставить Пуатье. Он начал проповедовать в окрестностях Пуатье, вероятно чувствуя, что, наконец, делает то, к чему предназначил его Бог, но и эта деятельность молодого священника не понравилась епископу, несмотря на то, что эти проповеди имели огромный успех, и  в начале Великого Поста 1706 г. о. Гриньону де Монфору было запрещено проповедовать в Пуатье и его окрестностях. Оказавшись перед выбором – послушаться епископа, и отвернуться от призыва Бога, который он ясно слышал в глубине своей души, святой принял решение обратиться к Папе Римскому. Он отправился в Рим, где Папа Климент XI внимательно выслушав его, согласился с тем, что о. Людовик Мария имеет особое призвание к миссионерскому служению и что Франция нуждается в том, чтобы он применил там свой дар.

Проведя некоторое время в тишине и уединении в Мон Сен Мишель, о. Гриньон приступил к исполнению того служения, к которому шёл всю предшествующую жизнь. Присоединившись к миссионерской группе, возглавляемой знаменитым о. Ледюжером, он проповедовал с огромным успехом в Бретани, Вандее, в Ла Рошели, стремясь побудить людей обновить свои крестильные обеты и вновь, осознанно стать христианами. Он покровительствовал бедным и основывал бесплатные школы для детей неимущих родителей, в Люмье и Ла Шезе он вновь отстроил почти разрушившиеся старинные церкви, он основал братство для мирян, получившее название Братья Креста. Везде его встречал энтузиазм верующих и недоверие и противодействие со стороны властей. В Ла Рошели солдаты, которым он проповедовал, рыдали, сожалея о своих грехах и в знак покаяния совершили процессию, в которой, с непокрытыми головами и босиком прошли по городу неся хоругви и распевая псалмы. Впереди процессии шёл офицер с Распятием. О. Монфор, призывал обновивших крестильные обеты устанавливать видимые знаки – кресты – в память о своём обращении. В Поншато верующие, безвозмездно трудясь в свободное время, построили Крестный Путь, но когда епископ уже готов был освятить его, король распорядился разрушить постройку под тем нелепым предлогом, что она может служить оборонительным сооружением в случае военных действий или мятежа, и те же люди, которые не жалея сил создали постройку, вынуждены были разобрать её под наблюдением чиновника. Сам святой Людовик Мария сказал на это только: «Благословен Бог вовеки». Спустя некоторое время Крестный путь был восстановлен, затем вновь разрушен во время революции, и вновь отстроен после прекращения террора. 

Несмотря на то, что жизнь о. де Монфора была очень напряжённой, он находил время писать. Им были написаны знаменитые духовные сочинения «Тайна Марии», «Трактат об истинном почитании Пресвятой Девы Марии», «Любовь к Вечной Мудрости», «Письмо к друзьям Креста», «Тайны Розария», «Методы произношения молитв с чётками»  и множество гимнов. В них изложено его учение о Спасении во Христе через полное отдание себя Его Пречистой Матери.

 Стремясь обеспечить своим духовным детям постоянную духовную поддержку, он трудился над созданием общества, которое объединило бы духовно близких ему людей.  Результатом стало основание общества почитателей Марии, которое он назвал Компанией Марии. В поисках будущих членов этого общества он совершил два долгих путешествия в Париж и в Нант. Наконец, терпеливо ожидавшие в Пуатье более десяти лет Мари  Луиза Трише и Катерина Брюне приехали в Ла Рошель и принесли монашеские обеты, образовав новый орден Дочерей Мудрости, призванных работать в больницах и воспитывать бедных девочек. Ему не пришлось увидеть плоды своих трудов: созданный им орден Дочерей Мудрости, насчитывавший при нём только двух сестёр к началу XX века состоял из пяти тысяч сестёр, воспитывающих 60000 детей, в сорока четырёх домах ордена во всём мире; именно в его успешной проповеди в Вандее историки видят причину того, что эта провинция Франции упорнее всех других сопротивлялась безбожию в трагические времена Французской революции; его книги, посвящённые почитанию Марии, оказали серьёзное влияние на блаженного Папу Иоанна Павла II и даже девиз Папы “Totus Tuus” это цитата из произведения святого Людовика Марии Гриньона де Монфора. В сентябре 1996 г. после посещения могилы святого Иоанн Павел II сказал: “Я рад начать свое паломничество во Франции под знаком этого великого человека. Вы знаете, что я многим обязан этому святому, и его истинной преданности Пресвятой Деве».

28 апреля 1716 г, приехавший в Сен-Лоран-сюр-Севр для проповеди Людовик Мария Гриньон де Монфор умер, едва дожив до 43 лет. На похороны «доброго отца Монфора» собрались тысячи людей, которым он вновь открыл Тайну Христа, к которым были обращены его книги, служению которым он посвятил свою жизнь. Первые чудеса через его заступничество были явлены ещё до того, как тело его было предано земле.

В 1888 году Папа Лев XIII беатифицировал его, а в 1947 году Папа Пий XII причислил его к лику святых. С 1997 года день памяти святого Людовика Мария Гриньона де Монфора включён в главный церковный календарь, благодаря чему почитание этого святого распространилось на всю Церковь. Созданные святым религиозные конгрегации и община мирян сегодня образуют религиозную общину Монфортианцев, видящую свою особую харизму в почитании Марии, защите и распространении в мире учения Католической Церкви.

Анна Кудрик

Edit