«История Церкви знает нескольких женщин-святых, которым по преданию принадлежит заслуга крещения целых народов, таковы святая Ольга и святая Ядвига, крестившие русский и литовский народы, и святая Нина – просветительница Грузии».
История Церкви знает нескольких женщин-святых, которым по преданию принадлежит заслуга крещения целых народов, таковы святая Ольга и святая Ядвига, крестившие русский и литовский народы, и святая Нина – просветительница Грузии. Но если святая Ольга и Святая Ядвига были властительницами обращаемых народов, святая Нина, по воле Божией обратившая грузин в христианство, в отличие от них, не имела никакой власти над тем народом, которому принесла свет веры.
Святая Нина родилась в Каппадокии в семье военачальника Завулона, находившегося на службе у императора Максимиана, и Сусанны, племянницы Иерусалимского патриарха Ювеналия. Предание говорит также о том, что по материнской линии она приходилась родственницей святому Георгию. Когда святой Нине было 12 лет, её родители пришли в Иерусалим, чтобы по взаимному согласию всецело посвятить себя служению Богу. Отец стал пустынником, а мать диакониссой в храме Гроба Господня. Нину поручили заботам благочестивой женщины Нианфоры. Читая в Евангелии описание Крестной Смерти Спасителя, девочка задалась вопросом о том, где мог бы быть теперь хитон Христа, о котором бросали кости стражники, и её воспитательница, армянка по происхождению, рассказала ей, что говорят, что эта реликвия находится в Иверии (так называлась тогда Грузия). Так Нина впервые услышала о стране, которую ей предстояло обратить в христианство. Она много думала об этой незнакомой стране, и однажды ей явилась во сне Пресвятая Дева Мария, вручившая ей крест, сложенный из двух виноградных лоз и повелевшая идти под защитой этого креста обращать язычников. Когда девушка проснулась, то увидела возле себя сложенные крестом лозы. Она отрезала косы и перевязала ими крест. Изображение этого креста с немного опущенными вниз сторонами стало символом Грузинской Православной Церкви. Крест св. Нины как священная реликвия сохраняется в Сионском Соборе в Тбилиси.
Многие исследователи считают, что святая Нина пришла на Кавказ вместе со святой Рипсиме, её подругами и старицей Гаяне, пытавшимися скрыться от гонителей христиан. Рипсиме вместе с другими девушками и Гаяне были замучены царём Трдатом, а Нине удалось бежать и, преодолев трудный и долгий путь, она пришла в тогдашнюю столицу Грузии Мцхету. Здесь она поселилась в семье садовника и вскоре стала известна, благодаря многим исцелениям, произошедшим по её молитве. Среди исцелённых были знатные люди и члены их семей и даже сама царица Нана — жена царя Мириана, обратившаяся в христианство.
Среди других чудес, совершённых святой Ниной её биографы описывают следующее: во время языческого жертвоприношения, на которое собрался царский двор и множество народа, Нина стала молиться о ниспровержении языческих идолов, и внезапно разразилась буря, разрушившая капище и сбросившая идолов с горы.
Наконец, чудо произошло и с самим царём Мирианом – во время сильной грозы, застигшей царя на охоте, он ослеп и тщетно призывал на помощь языческих богов. Отчаявшись, царь начал молиться «Богу Нино» и прозрел. После чудесного исцеления царь направил письмо св. царице Елене и св. Константину, где говорил о своём желании креститься. Из Иерусалима в Иверию прибыли епископ Иоанн, священник Иаков и диакон. Царь и двор, а затем и народ Грузии были крещены.
Проповедь святой Нины была обращена не только к грузинскому народу, но и к общине иудеев Картли. Благодаря проповеди Нины многие члены этой общины, в том числе настоятель Мцхетской синагоги и его дочь Сидония приняли крещение.
Последние годы земной жизни святая Нина провела в маленькой хижине на окраине Мцхеты, окруженной ежевичными кустами. После её смерти царь Мириан хотел перенести тело святой в соборную церковь Мцхеты, но сдвинуть с места гроб не смогли. На месте упокоения подвижницы был заложен монастырь Самтавро с маленькой церковью во имя святой Нины, который существует и теперь.
Вся жизнь святой Нины полна чудес, и это не только ниспровержение идолов или чудесные исцеления. Иначе как чудом невозможно объяснить то, что слабая девушка, не имевшая никакой защиты и поддержки, кроме креста и веры прошла длинный и опасный путь от Иерусалима до Кавказа, свободно и убедительно говорила о вере с учёными мужами и царями, легко осваивала чужеземные языки, не была убита или ввергнута в темницу за свою веру, которую она открыто исповедовала, обращала народы и основала Грузинскую Церковь, небесной покровительницей, которой теперь является.
Память святой равноапостольной Нины отмечается Католической Церковью 14 января, а Грузинской и Русской Православной Церквами 27 января (14 января по юлианскому календарю).
Анна Кудрик