Вступив в Третий францисканский орден она следовала за Христом так, как советовал святой Франциск – несла мир туда, где враждуют, любила бедность и бедняков, служила больным и, так же, как Франциск, по мере сил, стремилась укреплять защищать Божий дом – Церковь, за благополучие которой она без сомнения молится и сейчас, находясь у Престола Господня.
27 мая этого года во Фрибургской епархии закончился процесс по канонизации блаженной Маргериты Байс, швейцарской крестьянки, прожившей всю жизнь в той же деревне, где она и родилась и удостоившейся ношения стигматов, которые после дотошного медицинского освидетельствования, предпринятого при жизни блаженной по инициативе правящего епископа Фрибурга монсиньора Морилли, были признаны подлинными и не имеющими никакого иного объяснения, кроме мистического. В настоящее время все материалы процесса переданы в Рим в Конгрегацию по делам святых.
Маргерита Байс жила в эпоху даггеротипов и поэтому мы можем видеть, какой она была в реальности, а не в воображении художников. Дошедший до нас снимок представляет нам большеглазую и круглолицую женщину средних лет, в плоёном чепчике, типичном головном уборе в её родных местах, с шитьём в руках, на вид очень уравновешенную и спокойную. Никакого намёка на экзальтацию, которая, как нередко считается, должна сопровождать такое экстраординарное явление, как стигматы.
Маргерита Байс, вторая из шести детей в семье крестьян среднего достатка Йозефа Байса и Марии Йозефины Морель, родилась 8 сентября 1815 г. в деревне Ла Пьерра в кантоне Фрибург в Швейцарии и была крещена на следующий день в приходской церкви в Сивирье. Девочкой три или четыре года она посещала школу в Шавенн-ле Фортс, где научилась читать и писать и подготовилась к первому причастию, которое приняла в церкви Сивирье, где её крестили, в возрасте одиннадцати лет. Она была серьёзным ребёнком, склонным к уединению и часто сторонилась шумных игр со сверстниками. Ей нравилось молиться, и родные начали думать, что, возможно, когда она вырастет, то захочет стать монахиней, против чего родители, люди глубоко верующие, не возражали. Пока же Маргерита поступила в учение к портному и к пятнадцати годам научилась шить настолько хорошо, что могла начать работать самостоятельно. Она брала работу на дом или ходила шить к заказчикам за подённую плату и вела домашнее хозяйство.
Против ожидания близких, она не захотела стать монахиней, вместо монашеских обетов принеся обеты в Третьем ордене францисканцев. Она приняла решение не вступать в брак, хотя её доброта, уравновешенность, трудолюбие и приятная внешность, несомненно, делали её завидной невестой, и осталась дома с братьями и сёстрами, посвятив себя заботам о них и их подрастающих детях, прилагая все старания к тому, чтобы её семья стала настоящей обителью веры и любви. Это ей удалось — в доме Байсов всегда царила атмосфера нежной любви, взаимной заботы, мягкого юмора. Равновесие грозило нарушиться, когда старший брат Маргериты женился на девушке по имени Жозетта, прежде работавшей у Байсов служанкой, которая не отличалась ни набожностью, свойственной братьям и сёстрам Байс, ни уживчивым характером. Новой хозяйке дома казалось, что работа портнихи слишком легка по сравнению с крестьянским трудом в поле, которым занимается она сама. Работы по дому, выполняемой золовкой она предпочитала не замечать, и часто упрекала девушку за то, что та впустую тратит время на молитву, вместо того, чтобы работать. Если бы не терпение Маргериты, в течение пятнадцати лет без жалоб и возражений сносившей придирки и грубость невестки, и неизменной кротостью постепенно смягчившей её нрав, эта неуравновешенная женщина легко превратила бы тихий дом в маленький домашний ад.
Однако не только мир и благополучие своей семьи были предметом забот Маргериты – для всей приходской общины она стала добрым ангелом, всегда готовым прийти на помощь. Она обучала детей катехизису, всегда находя нужные слова, чтобы объяснить детям истины веры доступными их возрасту словами, особое внимание уделяя девочкам и их будущей роли жён и матерей. Она посещала больных и умирающих, всегда находила, чем поделиться с бедными, которых называла «любимцами Бога». Всей душой стремясь к миру и взаимопониманию, она предостерегала односельчан от сплетен и пересудов, как источника раздора, говоря: «Если не видел чего-то своими глазами – не говори об этом, а о том, что видел – молчи». Каждого заглянувшего в гости или по делу она приглашала вместе прочитать одну-две десятки Розария. Молитва занимала в её жизни особое место – она ежедневно бывала на Мессе, каждый раз приступая к причастию, что в то время было не такой уж и частой практикой. Воскресенье она превращала не просто в день отдыха, а в настоящий день Господень. После мессы она оставалась в церкви – молилась перед Святыми Дарами, затем проходила Крестный Путь, потом в течение часа читала Розарий. Она всем сердцем почитала Пресвятую Деву Марию и часто совершала паломничества в места Её особого почитания, проходя иногда до двухсот километров пешком. Когда правительство Германии начало борьбу с Католической Церковью, приняв ряд антицерковных законов, Маргерита стала распространять у себя в деревне католическую прессу и жертвовала часть своих заработков на католические издания.
В 35 лет она заболела, и в 1852 г. ей сделали операцию, оказавшуюся неудачной, так как обнаружилось, что болезнь её – рак кишечника. Боли были очень сильными, и надежды на выздоровление не было, но она не просила об исцелении, готовая страдать и умереть и молилась только о том, чтобы её страдания были, по заступничеству Божьей Матери, приближены к страданиям Спасителя. 8 декабря 1854 г., в тот самый день, когда Папа Пий IX провозгласил догмат о Непорочном Зачатии, её просьба была исполнена, муки, вызванные раком, исчезли, уступив место новым, иным страданиям. Отныне каждую пятницу и во время Страстной недели ею овладевала мистическая болезнь, парализовывавшая её тело. Лёжа без движения во время приступов этой загадочной болезни, она переживала муки Господа в Гефсиманском саду и на Голгофе. Тогда же на её теле появились пять ран Христа, причинявшие ей ежеминутную боль. Эти драгоценные раны она старалась скрывать, но так как её посещал врач, о них стало известно. Медицинское обследование подтвердило сверхприродное происхождение этих ран и абсолютную психическую нормальность их носительницы.
Полностью предав себя на волю Божию, с готовностью принимая страдания, становившиеся всё более сильными, она просила только одного, повторяя сочинённую ею самой молитву: «О Святая Жертва, призови меня к Себе. … Обнимаю Крест и хочу умереть с Тобой. В ране Твоего Святого Сердца хочу испустить последний вздох». Её желание исполнилось – она умерла 27 июня 1859 г. в Торжество Святого Сердца Иисуса. Её хоронили тридцать священников и огромная толпа молящихся, и многие повторяли друг другу: «Умерла наша святая». Первоначально её погребли на сельском кладбище, позднее тело её было перенесено в капеллу святого Иосифа в церкви Сивирье, где оно покоится и сейчас. Её беатификация состоялась 29 октября 1995 г. Провозглашая её блаженной, Папа Иоанн-Павел II подчеркнул, что Маргерита Байс явила пример того, как, живя в миру, быть не от мира.
Блаженная Маргерита Байс осталась в миру по собственному осознанному желанию, считая, что так она сможет принести больший плод. Её общиной были семья и приход. Вступив в Третий францисканский орден она следовала за Христом так, как советовал святой Франциск – несла мир туда, где враждуют, любила бедность и бедняков, служила больным и, так же, как Франциск, по мере сил, стремилась укреплять защищать Божий дом – Церковь, за благополучие которой она без сомнения молится и сейчас, находясь у Престола Господня.
Анна Кудрик